ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ИНДУСТРИАЛИЗМА
Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) Жан-Жак Руссо, французский просветитель, философ, писатель, педагог и политолог, родился в Женеве (Швейцария) в семье французских ремесленников, гугенотов, бежавших от религиозных преследований. В семье имелась библиотека, и Жан-Жак в детстве много читал, особенно современную ему французскую литературу. Мать и отец вскоре умерли, и родственники отдали Жан-Жака в ученики к часовщику. Обстановка деспотизма и подавления личности заставила четырнадцатилетнего юношу начать самостоятельную жизнь, он побывал послушником католического монастыря в Турине, лакеем графини Версалис, секретарем аббата Гувона (в Италии), воспитанником госпожи де Варан (Аннези, Савойя), гувернером детей начальника судебных установлений Мабли (Лион, Франция). В 1742 г. тридцатилетний Руссо переезжает в столицу Франции. Парижский период жизни оказал решающее воздействие на становление его как философа, писателя и политолога, ведь там блистали такие корифеи, как Вольтер, Монтескье, Дидро, Кондорсе, Тюрго, Фон-тенелъ. При этом он получил возможность заняться практической политикой, выехав на год (1743-1744) в качестве секретаря французского посланника в Венецию. По возвращении в Париж Руссо тесно сошелся с Дени Дидро и участвовал в реализации его проекта энциклопедии. В 1750 г. Руссо победил в конкурсе Дижонской академии. Его сочинение «Рассуждение на тему о том, способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» вскоре было опубликовано отдельной книгой, несмотря на то что Руссо дал отрицательный ответ на поставленный вопрос, видя главную причину в элитарном характере наук и искусств и аристократическом составе их представителей. В 1753 г, он повторяет свое участие в конкурсе. На этот раз сочинение «О происхождении и основании неравенства среди людей» не получило ожидаемой многими поклонниками Руссо премии, но было высоко оценено Дидро, Вольтером и другими энциклопедистами. В следующем, 1754 г. Руссо опубликовал памфлет «О политической экономии», в котором сформулировал три принципа правления. Первый из них «состоит в том, чтобы следовать общей воле... уметь хорошо отличить ее от частной воли» ¹. Второй принцип правления, или принцип общественной экономии, как назвал его автор, заключался в установлении «царства добродетели» — соответствии воли отдельного человека (частной воли) общей воле. «Ничто, — утверждал Руссо, — не может заменить добрые нравы как опору правительства» ². Третий принцип правления носил уже чисто экономический характер и заключался в том, что «недостаточно иметь граждан и защищать их, нужно подумать еще и о пропитании и удовлетворении общественных нужд» ³, при этом налоги на содержание государственного аппарата должны быть установлены только законным образом и с. согласия народа. Это сочинение интересно еще и тем, что в нем Руссо сравнивал государство, а точнее «политический организм», с живым, человеческим организмом. Именно с этих позиций, правда, сравнивая государство с живым, но более примитивным организмом, начал свои геополитические рассуждения Ф. Ратцель. В своем самом известном политическом трактате «Об общественном договоре или принципы политического права» Руссо развивал свои представления о государстве как живом организме. «Подобно тому как природа установила границы роста для хорошо сложенного человека... так и для наилучшего устройства государства есть свои границы...»4 Для Руссо государство должно быть строго определено в своей территории и границах. Подобно тому как хорошо сложенные люди не бывают великанами или карликами, хорошо устроенные государства должны быть не слишком великими (чтобы не потерять управляемость) и не слишком малыми (чтобы не лишиться самообеспеченности). ¹ Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 2000. С. 160. ² Там же. С. 165. ³ Там же. С. 176. 4 Там же. С. 235. Руссо в отличие от Ратцеля (который позже сформулировал закон пространственного роста государств) вывел закон определенного размера государства, нашел причины расширения и уменьшения государственного организма — он связал государственное устройство, рост территории и соответственно сокращение времени жизни сверхбольших держав. Величина государства как политического организма измеряется протяженностью его территории и численностью населения. При этом население очень тесно связано с землей, поэтому ее количество и качество определяют численность населения в государстве и даже характер будущих войн. «...Если земли слишком много, то охрана ее тягостна, обработка — недостаточна, продуктов — избыток; в этом причина будущих оборонительных войн. Если же земли недостаточно, то государство, дабы сие восполнить, оказывается в полнейшей зависимости от своих соседей; в этом причина будущих наступательных войн». И. Кант (1724-1804) Великий немецкий философ Иммануил Кант родился в г. Кенигсберге в семье ремесленника. После окончания гимназии шестнадцатилетний Иммануил поступил в университет, по завершении обучения в котором (1747) работал учителем в частных домах. После защиты магистерской диссертации (1755) преподавал в Кенигсбергском университете, где получил степень доктора наук (1770). Несмотря на недворянское происхождение, Кант демонстрировал в научном сообществе образцы порядочности, научной честности, равнодушия к карьере и богатству. Он отказался от предложения занять кафедру в университете в г. Галле, несмотря на то что ему предложили в три раза более высокое жалование, всегда презирал низкопоклонство и протекционизм в науке. Кант не отличался крепким здоровьем, и это мешало его занятиям науками. Он разработал собственный режим: вставал в пять часов утра и без завтрака работал (писал или преподавал) до часу дня. Затем завтракал, отдыхал, беседовал с друзьями. После этого гулял и рано ложился спать. Кант пунктуально придерживался своего распорядка дня, что позволило ему прожить восемьдесят лет и написать более тридцати крупных произведений. Кант читал все курсы, преподававшиеся в то время в Кенигсбергском университете, в том числе и географию. В 1757 г. он опубликовал «План лекций по географии», а также работы «О причинах землетрясений» (1756), «Теория ветров» (1756), «Физическая география» (1802). К геополитическим работам И. Канта кроме чисто географических, указанных выше, можно в какой-то мере отнести целый ряд других: «Мысли об истинной оценке живых сил» (1746), «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), «О применении телеологических принципов в философии» (1788), «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), «Предполагаемое начало человеческой истории» (1786). В полной мере геополитическим следует считать трактат «К вечному миру» (1795), где И. Кант продолжал антивоенную традицию европейской философии Нового времени, которая берет свое начало в нравоучительных сочинениях «Жалоба мира» (1517) Эразма Роттердамского и «Новый Киней» (1623) Эмерика Кюссе. Первый геополитический проект мирного обустройства Европы Нового времени (и всего мира) предложил Максимилен де Сголли, двенадцать лет бывший министром финансов французских королей. В своих мемуарах (начало XVII в.) он поместил так называемый «Великий план», согласно которому для прекращения войн Европу предполагалось разделить на 15 равных в военной мощи государств. Все споры в новой мирной Европе должны были разрешаться только политическими методами в совете из 60 человек, составлявшемся на равных основаниях от всех государств. В 1693 г. Вильям Пени, один из руководителей американских квакеров и колонии Пенсильвания, опубликовал «Опыт о настоящем и будущем мире в Европе», в котором предложил для установления нерушимого мира создать всеобщий союз государств. В 1713-1717 гг. известный французский дипломат Шарль де Сен-Пьер издает трехтомный «проект вечного мира в Европе», который вскоре вышел и в сокращенном варианте. Подобно Пенну, Сен-Пьер считал залогомпостоянного и нерушимого мира создание союза государств со своими наднациональными органами, которые и регулировали бы международные отношения, не допуская военных столкновений. Идеи Сен-Пьера получили широкое распространение во всех цивилизованных странах, включая Германию. Кантовское «К вечному миру» в какой-то мере является откликом на эти идеи. Вместе с тем, идеи о мире являются неотъемлемой частью этики, учении о культуре и праве самого И. Канта. Идея «вечного мира» у Канта соотносится с основополагающими доктринами о естественном праве и общественном договоре. «Поскольку естественное состояние народов... — это состояние, из которого необходимо выйти, для того чтобы вступить в законное состояние... то для этого всякое право народов и все внешние мое и твое государств, приобретаемое или сохраняемое войной, лишь временны и только в общем союзе государств... это право может стать окончательно действительным к истинным состояниям мира»1. Для него нерушимый «истинный» мир может осуществиться лишь в правовом поле международного союза государств. По представлениям философов XVIII в., заимствованных ими у Аристотеля, государства, превышающие размеры античного полиса, теряют свою политическую стабильность. Отсюда вытекает пессимизм Канта в отношении осуществимости вечного мира как «конечной цели международного права». Выход Кант видел в приближении к состоянию мира, в создании политических и правовых условий осуществления этой великой идеи, условий, учитывающих стремление к миру как государств, так и отдельных граждан. При этом иная природная среда, например море, не только способствует учащению контактов между людьми и развитию торговли, но и установлению мира. Для этого людям необходимо создавать законы и правила, регламентирующие заселение неосвоенных районов Земли, взаимоотношения народов метрополий, метрополий и колоний, которые должны быть основаны на соответствующих договорах. Кант верил, что каждый человек, соблюдая моральные императивы и этические правила, может стать членом всемирного гражданского общества. Ш. Монтескье (1689-1755) Шарль Луи де Секонда барон де ла Бред и де Монтескье, известный французский правовед, политолог, философ, просветитель, появился на свет в родовом замке Ла Бред, недалеко от Бордо. Получив хорошее домашнее образование, он затем изучал юриспруденцию в Бордо и Париже. Монтескье был назначен сначала советником (1714), а затем президентом парламента (до революции 1789 г. это был судебный орган) г. Бордо (1716). Анонимно опубликовал «Персидские письма» (1721), чем вызвал нападки двора и церкви. Убедившись в невоз можности изменить мир и нравы людей с помощью старых институтов — королевской власти, генеральных штатов и парламентов, он отправился путешествовать по Европе. Монтескье знакомился с правовыми и политическими системами, социальными отношениями в Италии, Швейцарии, Германии, Англии. Особое внимание он уделил изучению британского политического и гражданского общества, задержавшись там более чем на год. По возвращении на родину (1731), он добровольно заточил себя в замок Ла Бред и занялся написанием правовых и политических трактатов. Наибольшую известность из них получили: «Размышления о величии и падении римлян» (1733); «Размышления о всемирной монархии» (1733), «О духе законов» (1748), «Разъяснения» (1750). За свои труды Монтескье в 1727г. был избран в Королевскую академию наук. Еще в «Персидских письмах» он утверждал, что общественной жизнью управляет не провидение или случай, а определенные закономерности, которые вытекают из естественных законов. Более того, все социальное бытие людей обусловлено географическими, политическими и религиозными факторами. Но наиболее обоснованно связь географического и социально-политического просматривается в главном политологическом сочинении Ш. Монтескье «О духе законов». Под духом законов французский просветитель понимал всю совокупность политических, нравственных, религиозных отношений в обществе, базирующихся на естественных законах, т. е. обусловленных окружающей природной средой. Продолжая линию Ж. Бодена, Т. Гоббса о закономерной необходимости перехода людей из естественного в гражданское состояние, Монтескье тем не менее не отрывал их гражданские и политические отношения от продолжающегося воздействия естественных законов, географических факторов. В этом, собственно, и заключается не только естественно-научный и социологический, но и геополитический подход Монтескье. Связь географического и политического заложена им в самом методе исследования. В главе I он утверждает: «Необходимо, чтобы законы соответствовали природе и принципам установленного или установляемого правительства... Они должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату... качествам почвы... образу жизни ее народов... степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения...» Простое перечисление названий некоторых глав свидетельствует о неукоснительном применении им своего метода: киига семнадцатая: «Об отношении законов о политическом рабстве к природе климата», книга восемнадцатая: «О законах в их отношении к природе почвы», книга девятнадцатая: «О законах в их отношении к основным началам, образующим общий дух, нравы и обычаи народа». Кроме того, в данном трактате можно обнаружить попытку решения таких геополитических проблем, как выбор столицы государства, Отношение его силы, могущества к деспотизму или свободе, процветающей в нем, связь черт характера народа с ландшафтом и климатом их национальной территории.
Г. Гегель (1770-1831) Великий немецкий философ Георг Гегель родился в г. Штутгарте в семье чиновника. Окончив классическую гимназию, он в 18 лет поступил в теологический Тюбингенский университет, в котором в это же время учились Шеллинг и Гелдерлин. После окончания университета Гегель некоторое время работал учителем гимназии сначала в Берне (Швейцария, 1793-1796), затем во Франкфурте (Германия, 1797-1799), пока после смерти отца не получил причитавшегося ему наследства и не отправился в самый знаменитый по тем временам германский университет — Йенский, в котором преподавали Фихте и Рейнгольд. После ухода Фихте (1799) его кафедру занял молодой, тридцатидвухлетний сокурсник Гегеля Шеллинг. В Йенском университете Гегель защитил диссертацию и опубликовал свое первое философское сочинение «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга» (1801). В Йене Гегель вместе с Шеллингом начал издавать «Критический философский журнал», в котором публиковал и свои научные статьи; здесь же Гегель написал «Феноменологию духа» (1802). Наполеоновские походы вызвали удорожание жизни, что заставило Гегеля оставить престижный Йенский университет и переселиться в провинциальный Бамберг, где ему предложили редактировать «Бамбергскую газету» (1803). Но там он не задержался и года, переехав в Нюрнберг, где довольно долгое время занимал пост директора гимназии (до 1816). В нюрнбергский период Гегель написал «Науку логики» — одно из самых сложных своих произведений. В 1816-1818 гг. он преподавал в Гейдельбергском университете. В Гейдельберге Гегель опубликовал «Энциклопедию философских наук». В 1818 г. он переехал в Берлин. Берлинский университет, основанный в 1810 г., только начал свой путь к той славе, которая его ожидала уже в середине XIX в. Одним из создателей этой славы, по крайней мере в области философских наук, оказался Г. Гегель, преподававший там вплоть до своей смерти. В Берлинском университете он читал курсы по философии истории, истории философии, философии религии, эстетике, которые были опубликованы его учениками. Из наиболее известных работ Гегель написал в Берлине «Философию права». Геополитические идеи Гегеля изложены в работе «Лекции по философии истории», а именно в разделах «Географическая основа всемирной истории» и «Деление истории». В первом из этих разделов Гегель связал всемирную историю с той географической средой, в которой она разворачивается. Под историей он понимал появление идеи духа в ряде внешних форм действительности, «каждая из которых находит свое выражение как действительно существующий народ». Наряду с этим каждый народ приобретает естественные отлития от других народов не только в силу воплощенных «внешних форм действительности» духа, но в силу естественного типа местности, на котором ему довелось воплотиться. Если отвлечься от полемики по поводу идеалистического воплощения духа в разных народах Земли, перед нами предстает геополитический подход Гегеля, заключающийся в географической основе всемирной истории, в детерминированности ее естественными условиями типа и характера народа. «Этот характер, — отмечал Гегель, — обнаруживается именно в том, каким образом народы выступают во всемирной истории и какое место и положение в ней занимают». Где, в каком климате Земли разворачивается основное действие всемирной истории? В жарком и холодном поясах человеку трудно отвлечься от гнетущих условий зноя и стужи, трудно устремиться ко «всеобщему и высшему» (Аристотель). «Поэтому, — утверждал Гегель, — истинной ареной для всемирной истории и оказывается умеренный пояс». Умеренный пояс Земли Гегель разделяет на север и юг, причем северное, континентальное полушарие по географическим очертаниям и по разнообразию природы более пригодно для всех сфер жизни и деятельности человека. Как профессиональный геополитик Гегель описывает Новый Свет, определяя те или иные удобства положения и черты природы Северной и Южной Америк. Объединяющим политическим знаменателем стран Нового Света является их республиканский строй. США существуют как единое федеративное государство с быстро развивающейся промышленностью, гражданским порядком и «прочной свободой», а республики Латинской Америки — в условиях политической нестабильности, военных переворотов и хронического экономического отставания от северного соседа. Другим отличием севера и юга американского континента является тот факт, что Североамериканские Штаты были колонизированы северо-западными европейцами (Голландия, Франция, Великобритания), а Южная Америка завоевана испанцами с целью обогащения и господства над местными индейцами, часто путем вымогательств и произвола. «Америка, — делает вывод Гегель, — есть страна будущего, в которой впоследствии... обнаружится всемирно-историческое значение». Анализ Старого Света, который он назвал «ареной всемирной истории», Гегель начал с описания его географического положения, характерной чертой которого является наличие внутреннего бассейна — Средиземного моря, которое одновременно разъединяет Старый Свет на три части и объединяет их. Без Средиземного моря («центрального пункта всемирной истории») была бы невозможна сама эта история, особенно история Древнего мира. Средиземное море — «сердце Древнего мира», — утверждает великий философ. Вокруг средиземноморского «сердца», за Альпами, в Восточной Азии располагалась полоса, в которой и происходило движение древней истории, ее начало и конец Переходя к анализу географических объектов всемирной истории, Гегель причисляет все «исторические страны» к одному из трех географических типов: - безводное плоскогорье с обширными степями; - низменности, орошаемые большими реками; - страны, непосредственно прилегающие к морю. Интересны, прежде всего с точки зрения геополитической, и наблюдения Гегеля о влиянии морской стихии на человеческий характер. «Море, — считал он, — призывает человека к завоеваниям, разбою, а также к наживе, приобретению (позже Маккиндер назовет таких людей "разбойниками моря". — Б. Я.). Низменность прикрепляет человека к земле... но море выводит его из этих ограниченных сфер». Европейские страны, по их географическому положению и месту в истории человечества, Гегель подразделял на три группы. 1. Южная Европа, обращенная к Средиземному морю. Здесь, в Греции и Италии, долгое время находилась арена всемирной истории. 2. Сердце Европы — центральный ее пункт. Здесь находятся Франция, Германия, Англия. 3. Северо-восточные государства — Польша, Россия, славянские государства. Они поздно вступают в ряд исторических государств. В разделе «Деление истории» Гегель отмечал, что всемирная история направляется с Востока на Запад; в Азии она начиналась, а в Европе будет конец. Сама всемирная история, по Гегелю, есть «дисциплинирование необузданной естественной воли и возвышение ее до всеобщности и до субъективной свободы. Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир — что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны. Итак, первая форма, которую мы видим во всемирной истории, есть деспотизм, вторая — демократия и аристократия, третья — монархия» ¹. «Детским возрастом истории» назвал Гегель период существования древневосточных государств Ассирии, Вавилона, Персии, Сирии, Иудеи, Египта. Свобода там существовала только в «субстанциальной» форме, т. е. как результат деятельности государственных институтов и власти единоличного правителя. Личности подданных не были в полном смысле автономны, не обладали, как выражался Гегель, «субъективной свободой», вне деспотической власти, перед которой никто не может проявлять самостоятельности, «нет ничего, кроме ужасного произвола». Переходным, или отроческим, возрастом всемирной истории был, по мнению Гегеля, мир Передней или Средней Азии. В нем «обнаруживается уже не детское спокойствие и доверчивость, а задор и драчливость». Очевидно, Гегель имел в виду Персидскую державу и ее завоевания. С юношеским возрастом человека сравнивал он древнегреческий мир. Это второй, после древневосточного, основной, а не переходный момент всемирной истории. Здесь тоже доминирует субстанциальная, всеобщая свобода, но уже начинает формироваться и субъективная, индивидуальная независимость личности, определенные понятия гражданских прав. При этом субъективная свобода не противостоит субстанциальной, а гармонично соединена с ней. Третьим моментом истории Гегель назвал Древнеримское государство. Для него характерно достижение личных целей каждым индивидуумом через цель общегосударственную. Государство, обособляясь, разрастаясь, превращается в цель общего развития. Индивиды уже должны самоотверженно служить этой общей цели. Когда же личности осознают себя и свои интересы, распадение такого государства может быть предотвращено путем усиления и централизации власти. ¹ Философия истории. СПб., 1993. С. 126. Реакцией на деспотизм становится самоуглубление угнетенных, уход их в новую религию. Светскому царству кесаря противопоставляется духовное царство. Четвертый момент истории связан с германским государством и соответствует старческому возрасту человека. В отличие от человека, который дряхлеет в этом возрасте, дух приобретает зрелость и стремится к единству, но только как дух. Государство примиряется с христианской церковью, духовная власть «погружается» в светскую, а последняя теперь должна соответствовать духовномучтельному принципу. Свобода находит свою опору, «свое понятие, как осуществить себя». В этом состоит цель всемирной истории. Таким образом, итогом, концом истории Гегель считал обретение свободы как личной, субъективной, так и всеобщей субстанциальной, примирение всех и каждого с самим собой, обретение гармонии светского и духовного начал, государства и церкви. Гармония и единение, отсутствие противоположностей индивидуального и социального, социального и государственного, светского и религиозного прекращают диалектическую борьбу и останавливают исторический процесс. Свобода от своей субстанциальной формы через различные соотношения с субъективной формой (Восток — детство, Греция — юность, Древний Рим — возмужалость, Германия — зрелость, старость) приходит к синтезу в оптимальной форме абстрактной и всеобщей свободы — в этом Гегель видел конец истории. Своими концепциями философии истории и социальной философии Гегель подготовил почву для таких геополитиков немецкой школы, как К. Ратцель, Ф. Челлен, К. Хаусхофер. На представление Гегеля о цели и конце истории опирались в своих работах К. Ясперс, А. Тойнби и Ф. Фукуяма. К. фон Клаузевиц (1780-1831) Карл фон Клаузевиц — известный военный теоретик и военный стратег. Родился в Пруссии в г. Бург (недалеко от Магдебурга) в семье акцизного чиновника. В 1792 г. записался в прусскую армию. Через несколько лет был произведен в офицеры. В 1801-1803 гг. учился во I Всеобщем военном училище (Берлин). В 1803-1808 гг. служил адъютантом принца Августа Прусского и в этом ранге участвовал в войне с Францией 1806-1807 гг. В сражении под Йеной попал в плен и вернулся на родину после окончания воины (1808). В 1808-1809 гг. Клаузевиц как член военно-организационного комитета, возглавляемого генералом Герхардом Шарнхорстом, принимал активное участие в подготовке военной реформы. В 1810-1812 гг. преподавал в офицерском училище. Занимал патриотические позиции по отношению к оккупации Пруссии французскими войсками. Именно К. Клаузевиц стал автором «Трех символов веры» (февраль 1812) — документа военных реформаторов (Шарнхорста, Гнейзенау, Бойена), выступивших с патриотической идеей всенародной войны против Наполеона в союзе с Россией. Клаузевиц личным примером показал достижимость идеалов «Трех символов», поступив на службу в русскую армию, где исполнял по большей части штабную работу. Проявил себя сторонником маневренной обороны. К августу 1813 г. был уже начальником штаба корпуса. В апреле 1814 г. вернулся на прусскую службу на аналогичную должность. В 1818-1830 гг. генерал-лейтенант Клаузевиц исполнял должность директора Всеобщего военного училища, которое когда-то окончил. В 1830 г. был назначен инспектором артиллерии, а в 1831 — начальником штаба прусской армии на польской границе. Скоропостижно скончался от холеры. На политические взгляды Клаузевица большое влияние оказали либеральные идеи Великой французской революции. Но его либерализм имел сильный оттенок прусского национализма и военного авторитаризма. В своих военно-исторических трудах Клаузевиц применил диалектический метод Г. Гегеля, рассматривая военно-политические события в развитии и взаимосвязи. Наиболее известным трудом, вобравшим его геостратегические и военно-теоретические взгляды, является трехтомная работа «О войне», которая вышла в сборнике под общим названием в 1832-1837 гг. в Берлине. В этой работе Клаузевиц выдвинул постулат об обусловленности войны и боевых действии политикой, проводимой государством. В политике, утверждал он, заключены в скрытом виде основные очертания будущей войны, которая «есть продолжение войны иными средствами». При этом политика, по Клаузевицу, носит национальный характер, выражает общенациональные интересы. Каждая эпоха ставит свои задачи перед нацией, которая выдвигает политику, соответствующую этим задачам. Следовательно, «всякая эпоха имеет свои собственные войны», вызванные изменением общественных отношений, прогрессом науки техники. Новые условия диктуют изменения в военной теории и стратегии. Но всегда именно политика определяет военную стратегию, именно геостратегия определяет количественные и качественные характеристики армии, именно геополитика диктует применение армии для решения тех или иных национальных задач. Стратегия у Клаузевица среди прочих составляющих успеха в войне (моральных, физических, математических, статистических) обусловливается «географическим элементом», ведь каждая война проводится в определенных географических условиях, а боевые действия разворачиваются на определенном пространстве. Поэтому пространственно-географический фактор, вместе с политическим, оказывает существенное влияние на ход и исход войны и определяет ее геополитическое содержание. Но все же главное внимание Клаузевиц сосредоточил на доказательстве единства политики и военной стратегии при ведущей роли первой. В каких бы войнах ни участвовало государство (в коалиции или единственном числе) способ их ведения, стратегия и даже порой тактика отдельных сражений всегда определяются «политическими поводами», политическими целями. Ход войны (агрессивный или нерешительный, наступательный или оборонительный) целиком вытекает из интересов политики. Войны могут вестись, например, только для создания видимости угрозы противнику или в подкрепление переговоров. Это еще раз доказывает, что войны «вызываются лишь политическими отношениями между правительствами и между народами», что «война есть орудие политики», что война принимает свойства политики, становясь то слабой и половинчатой, то грандиозной и мощной, что при составлении плана войны политическая позиция должна господствовать над военно-стратегической. Только с этой точки зрения можно составить единую доктрину, включающую политические цели и их достижение различными методами, в том числе военными. Вывод Клаузевица о том, что «ведение войны в своих главных очертаниях есть сама политика, сменившая перо на меч, но от этого не переставшая мыслить по своим собственным законам», можно смело назвать одной из главных парадигм военной стратегии и геополитики. Г. Бокль (1821-1862) Генри Томас Бокль родился в местечке Ли (графство Кент) в купеческой семье. После смерти отца (1849), получив приличное наследство, восемнадцатилетний Г. Бокль задумал написать историю цивилизаций. Для начала он разработал план занятий: утром — естественные науки, после завтрака — иностранный (он взялся изучить девятнадцать языков), вечером — история, юриспруденция и всемирная литература. И так девять-десять часов в день. Затем прибавились анатомия, физиология, ботаника, химия, физика, политическая экономия, статистика, история религий и церквей и др. Бокль считал себя историком, а историк, по его мнению, обязан знать все, тем более тот, который взялся осуществить столь всеобъемлющий научный проект. Для совершенствования стиля, например, он выучивал наизусть парламентские речи Берка и Пихта, переписывал уже законченные главы, готовился публично защищать свои выводы. Когда выяснилось, что для реализации его замысла не хватает времени, он решил отказаться от таких развлечений, как игра в шахматы и чтение романов. Словно чувствуя, что времени отпущено немного (Бокль прожил всего 41 год), он относился к своим занятиям чрезвычайно рационально. Он действительно изучил девятнадцать языков, но усовершенствовал произношение, а использовал их только для пополнения знаний. У него было в молодости несколько романов, но он так и не решился на женитьбу, продолжая жить в поместье со своей матерью и все свое время отдавать работе. Лишь в конце жизни, когда первый том его труда вышел из печати, а здоровье не позволяло продолжать научные изыскания, Бокль отправился в давно задуманное путешествие на Восток, во время которого его настигла смерть. Он был похоронен в Дамаске — городе, о котором он мечтал с детства. С геополитической точки зрения в работе Бокля «История цивилизации в Англии» наиболее интересными представляются первая и вторая главы. В первой главе он утверждал, что «действия людей управляются духовными и физическими законами» и «не может быть истории без естественных наук». Вторая глава посвящена исследованию влияния физических законов на организацию общества и характеры людей. К таким законам Бокль отнес воздействие на развитие цивилизации таких факторов, как климат, пища, почва и природные явления («общего вида природы»). От первых трех факторов непосредственно зависит «производство богатства», т. е. материальное положение человека. Причем у менее цивилизованных народов приращение «богатства» идет главным образом от внешних природных сил («плодородия почвы»), а у более цивилизованных — от субъективной, рациональной деятельности, ведущей к накоплению знаний. Первое приращение имеет предел, у второго такой предел отсутствует, это снимает отграничения на дальнейшее ускоренное развитие. К другим законам влияния среды на уровень развития и характер народа Бокль причислил потребность в разнокалорийной пище людей жаркого и умеренного климата («пища кислородная» и «пища углеродная»), разную степень социальной дифференциации обществ в Индии и Египте из-за крайней неравномерности распределения богатства и власти по сравнению, например, с обществом Греции. Д. И. Мечников (1838-1888) Лев Ильич Мечников, известный русский писатель и ученый: географ, антрополог, психолог, социолог, в полной мере может быть причислен к геополитикам, хотя сам себя таковым не считал. Лев Мечников родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Еще в детстве проявил замечательные способности к языкам, естественным и социальным наукам, поэзии и живописи. Но из-за тяжелой болезни, сделавшей его инвалидом (правая нога короче левой), а также вспыльчивого характера он не закончил ни одного высшего учебного заведения, в которых учился (Училище правоведения, медицинский факультет Харьковского университета, факультет восточных языков Петербургского университета, Академия художеств). Ему удалось устроиться переводчиком в миссию генерала Мансурова (1858-1859), цель которой состояла в покупке земли в Святой земле, близ храма Гроба господня. Затем была работа агентом по снабжению на пароходе, плававшем по Дунаю и Средиземноморью, потом учеба живописи в Венеции (1860) и участие в национально-освободительной войне в отряде Гарибальди. Будучи в Европе, Лев Мечников втянулся в политику. Познакомился с русскими эмигрантами А. А. и А. И. Герценами, Н. П. Огаревым, А. А. Серно-Соловьевичем, но, считая себя анархистом, ближе всего сошелся с М. А. Бакуниным, а потом с П. А. Кропоткиным. В герценовском «Колоколе» появились его статьи: «Противники государственности в России», «Прудонова новая теория собственности», а на родине, в «Современнике» — повесть «Смелый шаг». В 1874 г., предварительно изучив японский язык, Мечников поступил на работу в Токийскую школу иностранных языков преподавателем русского языка, но климат Японии не годился для его здоровья. Он возвратился в Европу и занялся научной работой. Так, им было написано географическое сочинение «Японская империя», которое вышло в свет в 1881 г. Книга состоит из трех частей: «Страна», «Народ», «История», выражающих геополитический, по существу, подход Л. Мечникова к изучению любого общества, заключающийся в связи, взаимозависимости и взаимообусловленности географического, этно-социального и исторического, синтезе окружающей среды и людей в историческом процессе. При этом сам процесс — прогрессивное развитие общества — зиждется, по Мечникову, на солидарности или товариществе, а отнюдь не на конкуренции людей. Книга принесла известность в научных кругах, и Л. Мечников получает приглашение от известного французского ученого и анархиста Элизе Реклю стать секретарем издания «Новая всемирная география», в обязанности которого входил сбор материалов на разных языках, редактирование сообщений корреспондентов, заведывание библиотекой издания. В 1884 г. была опубликована программная социологическая статья Мечникова «Школа борьбы в социологии», в которой он с позиций социал-дарвинизма выделил три этапа эволюции, в которых каждый последующий включает в себя предыдущий вместе с доминирующим законом: неорганический этап (с законом всемирного тяготения), биологический (с законом борьбы за существование), социологический — с принципом кооперации. Причем второй и третий этапы имеют общий момент — факт коллективирования единичных клеточек, объединения особей, что является общим исходным пунктом и биологической, и социальной эволюции. В сентябре 1884 г. Л. Мечников начинает читать курс лекций по географии в Невшательской академии (Швейцария), выезжая туда из Парижа на один день в неделю. В 1
|