Студопедия — Теория национальной исключительности H.A. Бердяева
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теория национальной исключительности H.A. Бердяева






С определенной долей условности к числу теорий, представленных в рамках данного подхода, можно отнести взгляды известного рос­сийского философа H.A. Бердяева (1874—1948), который разработал особую концепцию, характеризующую специфику геополитического развития Российской империи.

С одной стороны, H.A. Бердяев пытался объяснить загадочную власть пространства над русской душой, удивляясь способности русского человека осваивать огромные про­сторы. С глубокой внутренней точки зрения сами русские пространства можно рассматривать как «географию русской души».

По мнению H.A. Бердяева, бесформенность русского простран­ства исполнена особой религиозности, поэтому удержать это про­странство может только вера, только дух. Борьбу за пространство русский человек понимал как борьбу за ценности, за творческую силу, а не за элементарные материальные интересы и богатства земли. В русском сознании представления о борьбе за пространство по большому счету всегда связаны с идеей о духовном преоблада­нии славянской расы.

В работе «Русская идея» H.A. Бердяев под­черкивает, что «русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Восток-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное».

По определению философа, изначальная миссия России состояла в том, чтобы «быть носительницей и хранительницей истинного христианства, православия. Это призвание религиозное. «Русские» определяются «православием». Россия единственное православное царство и в этом смысле царство вселенское, подобно первому и второму Риму». В то же время русское религиозное призвание, при­звание исключительное, связывается с силой и величием русского государства, с исключительным значением русского царя. «Импе­риалистический соблазн входит в мессианское сознание».

В своей работе «Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности» (1918) H.A. Бердяев замечает, что «русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую импе­рию. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов ми­ра». Однако государственное овладение необъятными русскими пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчи­нением всей жизни государственному интересу и подавлением сво­бодных личных и общественных сил.

Россия сложилась как «величайшая в мире сухопутная империя, целый огромный мир, объемлющий бесконечное многообразие, ве­ликий Восток — Запад, превышающий ограниченное понятие ин­дивидуальности». На взгляд мыслителя, поскольку перед Россией стоят мировые империалистические зада­чи, они превышают задачи чисто национальные, поэтому великая империя должна быть великой объединительницей, ее универсализм должен одаряюще обнимать каждую индивидуальность.

Ядро русского империализма составляет «великорусское племя», однако «Российская империя заключает в себе очень сложный на­циональный состав, она объединяет множество народностей». В то же время, «... она не может быть рассматриваема, как механическая смесь народностей, — она русская по своей основе и задаче в мире».

Русский империализм имеет национальную основу, но по заданиям своим он превышает все чисто национальные задания, перед ним стоят задачи широких объе­динений, быть может невиданных еще объединений Запада и Востока, Европы и Азии». Исходя из этого, «русская политика может быть лишь империалистической, а не националистической, и империализм наш, по положению нашему в мире, должен быть щедро-дарящим, а не хищнически-отнимающим. Национальное ядро великой империи, объемлющей множество народностей, должно уметь внушать к себе любовь, должно притягивать к себе, должно обладать даром обаяния, должно вести своим народностям свет и свободу». Русский империа­лизм итак пространственно насыщен, поэтому у него не может быть хищнических вожделений. Внешними задачами русского империализ­ма, с точки зрения Бердяева, выступают лишь обладание проливами (включая овладение Константинополем, причем русский Константи­нополь должен быть одним из центров единения Востока и Запада), выход к морям и освобождение угнетенных народностей, т.к. миссия России — защита и освобождение маленьких народов. Россия не стремится к колониям, потому что в ней самой есть огромные азиат­ские колонии, с которыми предстоит еще много дела.

H.A. Бердяев подчеркивает двойственный, евразийский характер Российской империи. В допетровский период он подтверждается тем, что Россия вообще не покидает балтийско-черноморских пределов, борясь с агрессора­ми, отстаивая суверенитет на собственной территории. Геостратеги­ческим венцом европейской петровской кампании стал Ништадский мир, превративший заштатную, окраинную, едва известную Московию в мощнейшую континентальную империю. Послепетров­ская стадия империи удовлетворяет императивам петровской поли­тики, установленным навеки: а) эксцентричный центр империи притязает на континентальную приморскую периферию, которую надлежит покорить; б) примыкающее к России европейское пред­дверие (разделяющие мировые панидеи лимитрофы) — зона исклю­чительных, высших национальных интересов; в) слава, благоденст­вие России прирастают Евразией (юго-восточное расширение через государственную и поощряемую короной вольно-народную колони­зацию).

// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 302. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия