Геополитические идеи античности (Древние Греция и Рим)
Родоначальником географического детерминизма считается Гекатей Милетский (ок. 546 –480 гг. до н.э.), автор трактата «Землеописание». В известном смысле можно говорить о том, что им были заложены основы теллурократии (власти континентальных сухопутных держав). Древнегреческий философ Парменид (VI в. до н.э.) выдвинул идею пяти температурных зон или поясов земли: два холодных, два умеренных, один жаркий (в центре), каждый из которых обладает своими политическими особенностями. Жители южных стран получают от самой природы пищу и одежду почти в готовом виде, удовлетворяя насущные потребности легко и свободно, поэтому они не имеют внутреннего стремления к развитию (в том числе и территориальному) своих государств. Жители Севера, напротив, слишком много энергии должны затрачивать на поддержание жизни на своих территориях, поэтому у них не хватает сил для развития. И только в умеренном климате можно найти идеальный природный баланс, способствующий расцвету государств. Все древние государства располагались на землях между 20 и 45 градусами северной широты, поэтому античные авторы были убеждены: политическая энергия генерируется в умеренных климатических зонах. Древнегреческий ученый, историк Геродот, (484-425 гг. до н.э.), кульминационным моментом развития древнегреческой цивилизации считал греко-персидские войны, а главным содержанием человеческой истории – противостояние Запада и Востока, моря и суши, Греческой федерации и Персидской державы, эллинов и варваров, демократии и сатрапии, свободы и принуждения. Историк и стратег Фукидид (460-396 гг. до н.э.) первым из древнегреческих историков рассматривал исторический процесс прагматически, как цепь политических, военно-политических событий и военных столкновений. Война между Афинами и Спартой носила характер соперничества за гегемонию в Элладе. Кроме того, учитывая противоположности общественных укладов и форм правления, эта война решала вопрос о направлении дальнейшего развития всех греческих полисов. Речь идет об альтернативе между демократией и олигархией, торгово-промышленными и традиционно-сельскохозяйственными путями развития, широком космополитическом или спартанско-патриотическом образе мышления. Фукадид отметил возросшее значение военно-морского флота (сил «Моря») в войне с преимущественно сухопутными державами. Гиппократ (460–377 гг. до н.э.) писал в одной из своих работ, что большей частью формы людей и нравы отражают природу страны. Ксенофонт (430-370 гг. до н.э.) (Советник Кира) в своих главных трудах: «Восхождение» (О походе Кира Младшего в глубь Азии) и «Греческая история» кроме описания сражений и деяний правителей дает интересные этнографические сведения, старается связывать военно-политические события с географией. Его работы представляют несомненный интерес с точки зрения геополитических идей о противостоянии Суши и Моря, о значении армии и флота для мощи государства и ее предопределении природой. Одним из лучших стратегов античности был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В своей фундаментальной работе «Политика» он впервые в истории политической мысли разработал геополитическую концепцию «самодовления государства», состоящую из двух основных факторов: самодовления территории и самодовления населения. Территориальная политика государства должна быть направлена на то, чтобы, в конечном счете, «собирание земель» обеспечило жителей государства всем необходимым. При этом не следует искусственно расширять территорию, ибо это повлечет за собой присоединение чуждого данному государству населения и трудности управления посредством неизменных законов. Вместе с тем, государство не может быть слишком маленьким, ибо оно может лишиться независимости. Особое внимание следует обратить на географическое положение, и в первую очередь на близость к морю и удобство мореплавания. Государство с крайне малочисленным населением на большой территории не может обладать самодовлением, государству же с чрезмерно большим населением трудно иметь правильное политическое устройство. Важнейшими социальными условиями безопасности существования государства является количество населения и его качественные характеристики (соотношения между свободными людьми и рабами, пропорции между численностью землевладельцев, ремесленников, торговцев и т.п.). Величину и значение государства следует измерять также не количеством населения, а государственными возможностями: ведь у государства есть свои задачи, а поэтому величайшим государством следует признать такое, которое в состоянии выполнить эти задачи наилучшим образом. Полибий (210-128 гг. до н.э.) - древнегреческий историк и политический деятель определял причины могущества государства и Римской республики начиная с географического положения государства, его населения, климата, почв, рек, производимых в этих условиях продуктов. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – древнегреческий политик в своих работах «О государстве», «О законах» отмечал тесную связь политики с географией, выбора места для столиц государств. Страбон (64-23 гг. до н.э.)- древнегреческий географ и историк отмечал, что география служит нуждам государства и государственного управления, географическая среда влияет на развитие общества. Платон, Гиппократ, Полибий, Цицерон в своих сочинениях также указывали, что географическая среда влияет на политическую деятельность людей, свойства их политического темперамента, обычаи, нравы и даже общественный строй. Существовало мнение, что жаркий климат расслабляет характеры, и люди легко попадают в рабство, а северный, напротив, закаляет людей, что способствует развитию демократических форм правления. Внимание философов и политиков к географии не было умозрительным, вместе с ростом городов-государств (полисов) возникали серьезные геополитические проблемы: как наиболее удобным и легкодоступным способом расширить жизненное пространство, провести колонизацию свободных территорий, защитить свои владения от нашествия врагов.
1.3. Геополитические концепции арабского мира времен Аль-Фаради (870-950 гг. н.э.) – великий арабский философ, ученый-энциклопедист, политический мыслитель объяснял политические явления и процессы естественными, природными причинами, постоянно связывая политику и географию. Ибн-Хальдуи (1332-1406) - известный арабский политический деятель, философ и историк. Этот ученый разделял античную идею о климатических зонах, играющих стратегическое значение, и был убежден в преимуществах умеренного климата для развития государств. Оригинальным дополнением этих теорий является созданная им концепция исторических циклов. Арабский мыслитель увидел движущую силу политической истории в активности кочевых народов, которые обладают физическим и моральным превосходством над оседлым населением. Исторические циклы начинаются с того, что кочевники захватывают страны с оседлыми жителями, образуют обширные империи. Затем в течение нескольких поколений правящие династии, ведя преимущественно оседлый образ жизни, постепенно утрачивают свои стратегические качества; в результате правление в империях ослабевает, и тогда из степей приходят новые кочевники-завоеватели, и история начинает свой очередной цикл.
|