Современная американская школа геополитики
Из второй мировой войны с наименьшими потерями и с наибольшими экономическими, военными и финансовыми приобретениями вышли США. В войну объективно были заложены основы становления США как мировой державы. После войны геополитики - атлантисты уточняли, развивали частные аспекты теории, усиливая ее прикладную сторону. Идея «морской силы», ее геополитическая стратегия («неоатлантизм») стала официальной международной политикой США. Она рассматривала два варианта развития событий: - выигрыш Западом борьбы с Востоком или - конвергенция (от лат. Convergere – приближаться, сходиться) двух противоположных идеологических сторон в нечто единое и установление Мирового Правительства. Второй вариант развития событий потребовал появления новой доктрины,получавшей название «геополитика мондиализма», или «новый мировой порядок».
9.1.1. «Атлантизм»
Особенностью американской геополитики является атлантистская ориентация – развитие концепции «морской силы», которая рассматривается здесь как особый тип цивилизации, наилучший и наиболее эффективный, а поэтому предназначенный к мировому господству. Таким образом, атлантизм американской геополитики тесно связан с гегемонизмом – идеей превосходства. Именно поэтому в этой геополитической школе в наибольшей мере получили развитие концепции «мировой державы», «мирового господства», «имперской стратегии», однополярного мира. В современной американской политической картографии принято изображать геополитическую картину мира в весьма экстравагантной для классической географии форме: США помещают в центре, по обеим сторонам – Тихий и Атлантический океаны. Старый Свет при этом приходится искусственно разрывать: Европу от Азии, Дальний Восток от Ближнего Востока. В результате западное полушарие произвольно растягивается от Ирана до Шанхая, что обозначает включение в сферу американских интересов всей Юго-Восточной Азии как «западной окраины Тихого океана». Атлантизм, являясь геополитикой моря, не был чужд и новым идеям, связанным с научно-техническим прогрессом, с научно-технической революцией в военной сфере. Появление новых типов вооружений – стратегических бомбардировщиков, межконтинентальных, крылатых и других ракет – поколебало приоритет Моря над Сушей. Потребовались новые доктрины, которые вместо двух важнейших элементов геополитики (Моря и Суши) должны были учитывать воздушное и космическое пространство, которые предполагают применение не только ядерного, но и плазменного, лазерного оружия. Эти два новых элемента получили название аэрократии и эфирократии. Освоение данных двух сред, на которые совершенно не обращали внимания основатели геополитики, тем не менее оказалось продолжением талассократических теорий, но на более высоком уровне.
9.1.2. «Неоатлантизм» Сэмюэль Хантингтон (р.1927), директор Института стратегических исследований им. Дж. Олина при Гарвардском университете в 1983 г. опубликовал статью «Столкновение цивилизаций», которая стала ведущей геополитической парадигмой современного неоатлантизма. Идею «морской силы» С.Хантингтон дополнил концепцией цивилизационной идентичности Запада, обозначив главный геополитический конфликт ХХI века: «Запад против остального мира». Он указал на ведущую роль цивилизационных конфликтов в международных коллизиях современности, что позволило сразу же определить главную линию фронта – НАТО против исламского мира. С.Хантингтон утверждает, что стратегическая победа атлантистов над евразийцами не есть победа цивилизационная. Запад и Восток по-прежнему цивилизационно стоят далеко друг от друга. Западные ценности – это рынок, либерал-демократия, индивидуализм, права человека и т.д., восточные ценности – коллективизм, традиционализм, соборность, патернализм и т.д. Хантингтон утверждал, что западная идеология восторжествовала временно, что ее торжество поднимет на поверхность глубинные культурные слои Востока: усилится влияние религиозных факторов, в частности, ислама и православия, синтоизма и буддизма, конфуцианства и индуизма. С.Хантингтон обозначил на современной геополитической карте мира восемь основных цивилизаций: западную; православно-славянскую; конфуцианскую (китайскую); японскую; исламскую; индуистскую; латиноамериканскую и (возможно) африканскую. Основной стратегической задачей Запада С.Хантингтон считает ограничение роста военной мощи исламских и конфуцианских стран, а также использование конфликтов и разногласий между этими странами. В статье «Столкновение цивилизаций» точно и лаконично указаны все основные цели и задачи современного неоатлантизма: - установить более тесное сотрудничество (единение) в рамках собственной цивилизации, особенно между ее европейской и североамериканской частями; - интегрировать в западную цивилизацию те общества в Восточной Европе и Латинской Америке, чьи культуры близки к западной; - обеспечить более тесные взаимоотношения с Японией и Россией; - предотвратить перерастание локальных конфликтов между цивилизациями в глобальные войны; - ограничить военную экспансию конфуцианских и исламских стран; - приостановить свертывание западной военной мощи и обеспечить военной превосходство на Дальнем Востоке и в Юго-Западной Азии; - использовать трудности и конфликты во взаимоотношениях исламских и конфуцианских стран; - оказать поддержку группам, ориентирующимся на западные ценности в других цивилизациях; - усилить международные институты, отражающие западные интересы и ценности и узаконивающие их, и обеспечить вовлечение незападных государств в эти институты. Генри Киссинджер (1923)- известный американский политический деятель, политолог, геополитик и геостратег. В получившей широкую известность книге «Дипломатия», где Киссинджер анализирует геополитическую обстановку после окончания холодной войны, им выдвинут тезис о моральной победе либеральной демократии над коммунизмом, который бросил Западу политический, идеологический и геополитический вызов. Дальнейшее развитие мирового сообщества он видит в расширении зоны демократии и приращении числа стран, опирающихся на рыночную экономику. Г. Киссинджер подробно рассматривает изменения мирового порядка с XVIII по XX в., вызовы, брошенные Америке в новых условиях ее лидерства в разных регионах земного шара и приходит к выводу о необходимости отказа от имперского статуса Америки, ведущего к цезаризму, военной диктатуре, утрате демократических ценностей. Главная задача, по мнению Киссинджера, состоит в преобразовании американской мощи в «моральный консенсус», во внедрении, а не навязывании рыночных и демократических ценностей другим народам, в создании условий, при которых эти ценности могут быть приняты в мире. Киссинджер, как один из последователей Н.Спайкмена, развивал идеи атлантизма, геополитики моря предлагая объединение разрозненных береговых зон в одно целое, создав «кольцо контроля» над Евразией.
|