Гуманизированная геополитика силы. Евразийская геополитика США. «Безграничная справедливость»
«…всегда можно быть уверенным в том, что Америка пойдет правильным курсом. После того, как исчерпает все альтернативы» Уинстон Черчилль
Соединенные Штаты стремительно вошли в начале двадцатого столетия в число мировых лидеров и с распадом СССР остались единственной сверхдержавой. Политическая, экономическая и военная мощь страны, расположенной в Западном полушарии, позволяет говорить о геополитическом положении, в радиусе которого оказался весь мир. Доминирующая мощь заключается в военных, производственных и информационных технологиях, включая экспорт интеллектуального продукта (знаний). США отличаются социально-политической стабильностью. После гражданской войны самым серьезным испытанием был экономический кризис или Великая депрессия 1929-33 гг. тогда как Европа стала эпицентром двух мировых войн, а многие страны прошли через испытания революциями, переворотами, массовые волнения с насилием. Соединенные Штаты продемонстрировали возможность решать сложные социально-экономические проблемы демократическим путем.
«Соревнованию» двух сверхдержав в гонке вооружений способствовали информационно-коммуникационной революции, мировым лидером которой стали Соединенные Штаты. Одним из самых волнующих событий на рубеже тысячелетий явилось открытие киберпространства Интернета. Эта глобальная информационная система знаменует эпоху Великих открытий на рубежах «всемирного океана» многомерного коммуникационного пространства. Как в прошлом мореплаватель отправлялся из гаваней Старого Света к невиданным землям, так сегодня каждый человек может посредством Всемирной информационной магистрали совершить восхождение к неизведанным горизонтам. Знаменательно, что наибольший энергетический (пассионарный) вклад в это открытие сделали люди Нового Света. Бесспорно, что это успех демократии и свободного предпринимательства. Но может быть есть здесь и психологическая составляющая — ностальгия американцев по утраченной европейской родине, скрывшейся за горизонтами Атлантики. Виртуальное пространство соединило мир, в котором каждый может быть центром вселенной. Устарели многие геополитические концепции. Теперь нет необходимости владеть тем или иным участком континента или Мировым океаном, чтобы владеть мира. Новый мировой порядок, возможно, будет определяться технологическим контролем виртуального пространства. Всемирная информационная магистраль за историческое мгновение вышла за технические границы электронной связи и стала фактором политической и экономической действительности. Информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов политической и экономической действительности, влияющих на формирование общества двадцать первого столетия.
В Восточной Европе стало модным критиковать американскую геополитику, забывая известную заповедь — «победителей не судят», тем более, что противник, проигравший «холодную войну» возомнил стать частью западной цивилизации. Вместо бездумной критики необходимо прежде всего понять логику победителя.
Обратимся к природе западной (атлантической) геополитики, для которой характерен процесс трансформации. Американская геополитика относится к модернизированному (гуманизированному) типу традиционной геополитики силы с опорой на военные альянсы и незыблемость государственного суверенитета. Она выступает за распространение ценностей западной демократии с позиций силы. Западная Европа, прошедшая через трагический опыт мировых войн и не обладающая значительной военной мощью выступает за приоритет цивилизационного диалога.