Исламский фундаментализм (по-арабски, салафизм) означает «возвращение к праведным предкам». Салафитское движение аналогично европейской Реформации. Западноевропейская Реформация (по Кальвину) опиралась на духовное водительство и народовластие.
Реформация ислама, означающая возвращение на «дорогу к Мекке» или к «праведным предкам», пошла по двум направлениям. Сложилось два основных направления учения. Реформатор из Западной Аравии (Хиджаза) Мухаммед аль-Ваххаб (1703 – 1787) призывал к полной изоляции от Запада. Сторонники другого направления были за возрождение того ислама, который позволил средневековому Востоку в культурном отношении быть впереди Европы времен крестовых походов. Они предлагали преобразовать ислам, чтобы добиться аналогичных достижений мусульманского Востока с опорой на духовную силу, когда интуиция доминирует над рационализмом. Реформаторское движение в исламе бросило Западу вызов на главном фронте, проходящем через души людей. Вместо присущего западному человеку «чего я хочу?» было противопоставлено «чего хочет Бог?».
В XX веке на исламский Восток пришло увлечение социализмом, когда большинство арабских государств объявило себя его сторонниками. Это стало возможным и благодаря тому, что на арабском языке тождественны слова социалист и общественная солидарность. Но и этот путь оказался тупиковым. Новые государственные лидеры, преимущественно военные, присваивали привилегии предыдущей власти, а процветания не наступало. Но есть и исключения. Находящийся в экономической блокаде Ирак продолжает строить арабский социализм, сочетающий идею всеобщего равенства и государственной экономики с элементами частнопредпринимательской деятельности в розничной торговле. Уровень социальной защищенности населения в блокадном Ираке, строящим арабский социализм, многократно выше, чем, например, в Украине, сделавший свой «европейский выбор».
Неудавшиеся эксперименты «догоняющего развития» и вестернизации послужили толчком к возвращению к истокам ислама, когда якобы царило коллективное счастье. Начал набирать силу фундаментализм, сторонники которого всегда выступали в мусульманском мире против европейских и американских заимствований, убежденные, что ислам в состоянии сам разрешить политические и социальные проблемы.
Термин «фундаментализм» первоначально использовался для обозначения в христианском протестантизме ортодоксального течения, зародившегося в начале ХХ века в США. Американские фундаменталисты, именующие себя евангелистами, выступают за сохранение основы христианства — веры в непорочное зачатие и воскрешение Иисуса Христа. Со временем фундаментализм вышел за рамки религиозного течения и превратился в одно из направлений общественно-политической мысли. В отличие от христианского исламский фундаментализм возник как результат столкновения западной и традиционных культур.
Исламский фундаментализм представляет лишь одно из течений мировой религии, стремящееся привести нормы общественной и личной жизни в соответствии с предписаниями Корана и шариата. В области экономики фундаментализм нацелен на особый путь развития, обусловленный шариатскими нормами владения собственностью, предписаниями Корана относительно торговли, финансов и запрета на ростовщичество или ссудный процент. Фундаментализм, напоминающий социалистическую модель социальной справедливости, противопоставляет духовные ценности Востока империализму западно-христианской цивилизации. Как политическая идеология исламский фундаментализм опирается на антикапиталистически настроенных социальных маргиналов и других слоев общества, пострадавших от попыток модернизации (вестернизации). Фундаменталистский проект реализован в Иране, Судане и большей части Афганистана, имеет сильные позиции в Египте, Йемене и Иордании. Пока фундаменталистская идея превратила ряд стран в маргиналов мирового сообщества.
Исламский фундаментализм на Северном Кавказе обусловлен неприятием горцами чуждых цивилизационных установок, безработицей, обострением национальных, этнических и клановых противоречий. На Северном Кавказе сторонники «чистого ислама» называют себя ваххабитами (по аналогии с религиозно-политическим движением в арабском мире). Местные ваххабиты непримиримы к проявлениям «народного ислама», устоявшихся на Кавказе традиций и поведения мусульман.
В современном мире усилилась опасность вестернизации мусульманских стран-нефтеэкспортеров, особенно в связи с ростом доходов. Начала крепнуть, стремящаяся жить по евростандартам, компрадорская буржуазия. Происходящая общественная трансформация усилила противоречие между заимствованиями технических достижений и основанных на исламе духовных традиций. Появилось новое поколение реформаторов ислама.
Среди иранских реформаторов выделялся Мешхед Али Шариати (1933 — 1977). Этот «мусульманский Лютер» призывал должным образом прочесть Коран, где, по его мнению, свобода плещет крыльями между строк священного писания: «Молитва несознательного индивида, лишенного способности к бунту наподобие животного, не достигнет своей цели». Освободить человека из заключения в самом себе может только духовенство. Это учение зародилось в шиизме, наиболее близкой к христианству ветви ислама, пронизанного чувственным побуждением сердца. Сунниты, представляющие основную и самую многочисленную ветвь ислама, в больше степени рационалисты, отдающие предпочтение уму над чувствами.
Согласно взглядам Али Шариати, избрание духовного лица правоверных (имама) не может зависеть от чьего-то выбора. Здесь демократические процедуры, основанные на западных принципах народного волеизлияния, имеют ограниченное применение. Самым демократическим путем нельзя избрать гения. Об это свидетельствует и западная традиция, считающая, что «демократия есть власть посредственности». Духовным лидером может стать только тот, у кого есть соответствующие качества, а они зависят не от чьего-то выбора, а от признания. Восточная мудрость говорит, что после смерти тигра остается шкура, а после смерти человека — его имя.
В классической европейской философии различаются (по Канту) логическое и интуитивное знание. Логическое знание получается с помощью образования понятий, а интуитивное (эстетическое, чувственное) — с помощью видения. Не случайно, великий философ Кант мог мыслить так, чтобы «видеть» без непосредственного контакта с объектом.
На Западе могут определить качество правителя (президента) с помощью рационалистической процедуры, например, индекса интеллектуального развития. На мусульманском Востоке скажут, что это невозможно. Рационалистический подход характерен для Запада, а интуитивный (чувственный) — для мусульманского Востока. Если на Западе считают, что правителя (президента) можно избрать на основе демократической процедуры, то на Востоке в этом стали сомневаться, после многочисленных экспериментов с вестернизацией или выбора социалистического пути.
Реформация ислама воплотилась в Иранской революции 1979 года, заявившей о себе как мировая. Но, несмотря на это, революция прошла незаметно для христианского мира. Для изучающих мировую историю с позиций евроцентризма, куда ближе, породившая терроризм, Великая Французская революция или Великий Октябрь, открывший дорогу красному и белому террору.
Лидер Иранской революции аятолла Хомейни был признан и призван национальной интеллигенцией и подавляющей массой народа. Иран прошел через тяжелые испытания, но авторитет человека, предъявившего «верительные грамоты от Бога», остался незыблемым. Иранская революция прошла через неизбежные крайности, в том числе средневекового экстремизма. Но постепенно победили сторонники «просвещенного ислама», включая сферу свободного предпринимательства. Страна исламского фундаментализма Иран является членом Организации Объединенных Наций.
Мусульманскому миру нет никакого дела до процедуры демократического избрания американского президента, воли другого народа избирать себе лидера. Но этот мир против того, чтобы избранный американский президент считал возможным учить другие народы и дарить им западные ценности.
Мусульманские страны выступают за идею межцивилизационного диалога. Ислам выступает движущей национально-патриотической силой создания единой мусульманской нации и государства. Для исламского интегризма характерны личное самоограничение и общественная солидарность. Под покровом исламской государственности на этнополитических рубежах ЕВРАМАРа в средневековье была выработана модель поликонфессиональной и полиэтнической терпимости, что способствовало расцвету коммуникационных функций свободной торговли и межцивилизационному диалогу.