Г. Спенсер (1820-1903) 81
Принимая в общем контовский позитивный, т. е. строго научный, объективный, доказательный и проверяемый на практике метод, Спенсер привнес в социальную философию и социологию представление об обществе как об организме (органицизм) и учение об эволюции. Учение об эволюции, принесшее всемирную славу Г. Спенсеру, представляет эволюцию как перераспределение материи и движения1, перераспределение, которое идет как во Вселенной в целом, так и во всех ее частях, включая человека и человеческое общество. Таким образом, эволюция становится не только всеобщим процессом, но и всеобщим философским законом. Эволюция проявляет себя как одновременное действие процессов дифференциации и интеграции, как переход от неопределенной, несвязной однородности к определенной и связной разнородности. Каждый агрегат, достигнув предела своей эволюции, подвергается действию процесса разложения, который представляет собой закон, обратный эволюции. «Этот ритм эволюции и разложения... вечен и всеобщ — каждая из чередующихся фаз процесса господствует в известный момент в одном месте, в известный — в другом, смотря по местным условиям»2. Законы эволюции Спенсер в полной мере переносил на человеческое общество. Рассмотрев строение, динамику различных социумов и происходящие в них изменения, он определил основные черты, характеризующие общество как живой организм. Во-первых, это непрерывный рост. Во-вторых, усложнение строения, которое происходит самопроизвольно в процессе роста. При этом «с прогрессивной дифференциацией социальных строений совершается прогрессивная дифференциация социальных отправлений»3. Отправления, т. е. социальные процессы, комбинируются таким образом, что делают все части социального агрегата взаимозависимыми. Эта взаимозависимость частей общества дает возможность представить их как аналог органов живого организма. Итак, взаимозависимость органов-частей есть третья черта общества как организма. Наконец, четвертая черта — наличие собственной жизни агрегата, отличной от жизни составляющих его единиц, продолжительность которой, как правило меньше. В то же время жизнь определенного общества может быть нарушена без уничтожения жизней составляющих его людей. Однако человеческое общество, социальный организм не является точной копией любого организма. Животная особь, по Спенсеру, 1 См.: Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997. Предисловие. С. 14. 2 Там же. 3 Там же. С. 287.
|