Опускаем (в силу ограниченности места) этапы развития геоэкономической мысли. В настоящий момент геоэкономическая картина мира представляет собой три гигантские экономические зоны — американскую, европейскую и тихоокеанскую. В соответствии с таким делением в середине 70-х годов крупнейшими интеллектуальными фондами и финансовыми транснациональными корпорациями капиталистического мира была создана Трехсторонняя комиссия, призванная регулировать сложнейшие отношения между этими тремя мирами. В руководство комиссии вошли, соответственно, представители США, Европы и Японии.
Каждая из трех геоэкономических зон является в значительной степени самостоятельной и ограниченной, автаркииной, конкурирующей с другими зонами. Но они не однородны в качественном смысле. Американская зона является среди них главенствующей. Не столько по экономическим показателям, сколько по стратегическим и политическим — только США обладает ядерным оружием и выступает поэтому как политико-силовой гарант всей мировой капиталистической системы. Две другие зоны находятся в отношении США в полувассальном положении и обязаны подчинять логику развития своих чисто экономических процессов внешней стратегической воле США.
Эта закономерность воплощена в структуре Трехсторонней комиссии, бессменным председателем которой является американец — Дэвид Рокфеллер ("Чэйз Манхэттен банк"), главные же интеллектуальные кадры тоже представлены США — это знаменитые Генри Киссинджер, Збигнев Бжезинский и аппарат их научных фондов.
В этой картине наглядно видно, что капиталистический мир только внешне кажется однородным рыночным полем, сплошным "открытым обществом". На самом деле, его структура определяется геополитическим, цивилизационным проектом: США, оказавшиеся главными победителями во Второй Мировой войне, стратегически подчинили себе в экономическом смысле две другие геоэкономические зоны — европейскую (сложившуюся, в основном, вокруг Германии) и азиатскую (организованную вокруг Японии). При этом обе эти зоны вынуждены были платить США своего рода "ядерный налог", отдавая дань за американскую функцию "защиты мирового капитализма".