ВВЕДЕНИЕ. Преподавание в начальных классах,
Козина Мария Андреевна, специальность 050709.52 Преподавание в начальных классах, IV курс
Руководитель ВКР ___________________ Лукина Л.Е.
Рецензент ВКР ___________________ Красноярова М.В.
Выборг СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения 1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания и развития 1.2 Значение духовно-нравственного воспитания школьников в трудах педагогов прошлого 1.3 Задачи духовно-нравственного воспитания и развития школьника в «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России» 2 Особенности духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте 2.1 Характеристика младшего школьного возраста 2.2 Задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников 3 Цели и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 3.1 Внеурочная деятельность младших школьников и ее направления с точки зрения федерального государственного образовательного стандарта 3.2 Формы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 4 Практическая часть Заключение Список использованных источников Приложения
ВВЕДЕНИЕ Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания и развития раскрывались в трудах педагогов прошлого. Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. [1] Педагогическое наследие Л.Н. Толстого и современность // Тезисы докладов ХХ1 Толстовских чтений. 2003 К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особенно подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы развития индивидуальности. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он утверждал, что нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития и этическое воспитание важнее, чем наполнение головы знаниями. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».[2] К.Д. Ушинский «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т., 1868—1869) Духовно-нравственному воспитанию придавал большое значение А.С. Макаренко, говоря о том, что главный итог воспитания – общественная направленность личности и ее характер (трудолюбие, инициатива), внешнее проявление (смелость, мужественность, долг, честь), внутренняя убежденность (честность), отношение к Родине (патриотизм, преданность Родине и др.), деятельность (труд). 1953г. [3] Макаренко «Путевка в жизнь» Теория воспитания В.А. Сухомлинского, с ее опорой на положительное в ребенке, на поощрение самостоятельности и творчества, направлена на формирование мыслителя, любящего Родину и свободу, обладающего богатством духовной жизни, полнотой интересов, заинтересованного во взаимном обмене духовными богатствами. Сильны и эстетические, эмоциональные начала в теории воспитания Сухомлинского: приоритетность формирования внимания к природе, красоте родного языка, эмоциональной сфере духовной жизни и общения детей.[4] - Сухомлинский, В.А. Нравственный идеал молодого поколения / В.А. Сухомлинский. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 152 с. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи, о подготовке широко образованных, высоконравственных людей. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием, ведь никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек». В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Д.А. Медведев назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией» [12]. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников связана со следующими факторами: 1) решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами, которые информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе и о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей; 2) в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на сферу его нравственности как позитивного, так и негативного характера, поэтому перед начальной школой ставится задача формирования устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника и подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Объект исследования – духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников. Предмет исследования – возможности внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании и развитии младших школьников. Цель исследования: изучить возможности внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании и развитии младших школьников. Задачи исследования: 1. На основе анализа документов в области образования, научной и учебно-методической литературы раскрыть сущность и задачи духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников. 2. Рассмотреть возможности различных форм внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании и развитии младших школьников. 3. Проанализировать программы внеурочной деятельности с точки зрения решения задач духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников. 4. Разработать цикл занятий по программе внеурочной деятельности в области духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников.
|