О суетности славы человеческой
5 сентября 1947 г. Пятница 13-й недели по Пятидесятнице
Вы слышали чтение Евангельское о воскрешении Господом Иисусом Христом дочери Иаира, начальника синагоги. Это одно из важнейших чудес Христовых. Удивительно просто сотворил Господь это чудо: подошел к мертвой девочке, взял ее за руку и сказал: "Девица, встань!" (Лк. 8, 54.) И она поднялась и села... Свидетелями этого чуда были только избранные апостолы Христовы: Петр, Иаков и Иоанн — и родители этой девочки. Им, родителям, Господь строго сказал: "Смотрите, не сказывайте никому о происшедшем". Почему Он запретил говорить повсюду о Своем чуде, славить Его среди людей? Ему не нужна была слава человеческая. Он действовал в течение всей земной жизни по глубочайшим велениям Своего Божественного сердца, исполнял то, что от века было предначертано Ему исполнить. Он так был углублен в Себя, так всецело поглощен величием Своих дел, что Ему совершенно не нужна была похвала людей, слава людская. Он знал, что Ему присуща Божественная слава, а таким постоянным запрещением разглашать о чудесах Он нас научил тому, что мы не должны гоняться за похвалами человеческими, за славой человеческой. А мы? Как любим мы эти похвалы, как жаждем их! Как изощряем слух свой, чтобы жадно хватать слова, содержащие нам одобрение, всякое выражение уважения к нам: ничем так не дорожим, как похвалой и славой. Святой апостол Павел говорит, что слава человеческая ничтожна, суетна, и не ее должны мы искать. Мы должны во всем и всегда руководствоваться страхом Божиим и глубочайшими велениями совести нашей. И если так будем настроены, если побуждать будет нас к действию только страх Божий, только желание стать выше в очах Божиих, то не будем искать похвалы человеческой, как не искали ее все святые. Они не только не искали похвал, а избегали их всеми силами, ибо говорили, что похвала и слава вредны душам нашим; что если человек слышит всегда похвалы себе, видит выражение уважения к нему, то считает цель свою достигнутой, и ослабевает его рвение о славе Божией, о служении вечной правде. Становится он тщеславным, славолюбивым, а тогда постепенно теряет свое достоинство. Естественным последствием этого бывает уменьшение похвал от людей: люди чувствуют, понимают, что это искатель похвал, и уменьшается и теряется в конце концов их уважение к нему. А когда иссякнет похвала от людей, он становится самохвалом, а это отвратительно в очах людей: всякое самопревозношение людям противно. Святые считали опасными и вредными для сердца своего все похвалы людей, всю славу человеческую, избегали их; уходили в леса и пустыни, чтобы не слышать суетных похвал. А мы не так, не помним слов, сказанных Господом Иисусом Христом: "Когда исполните все повеленное вам, говорите: "Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк. 17, 10). Мы обязаны творить добро ближним своим, обязаны идти путем правды, и если эти обязанности исполняем, то должны чувствовать себя рабами ничего не стоящими, только исполнившими свой долг. Не станем искать похвал человеческих, будем ждать только похвалы от Бога и получим ее — получим, когда будем презирать суетную славу и честь, от людей воздаваемую, а будем исполнены чувством, которым всегда был проникнут апостол Павел, говорящий: "Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Флп. 3, 13-14). Он забывал всё великое, что сделал; не вспоминал о своих достижениях на пути правды. Он стремился всё вперед, вперед, вперед, без конца вперед. Это стремление вперед, непременное желание идти дальше и дальше по пути Христову, которое испытывал он всегда, было так велико, что он презирал славу человеческую, никогда ее не искал, стремился всегда вперед, вперед и вперед... Так и нам надлежит не искать похвал и чести от людей, помня, что они вредны, растлевают наше сердце. Надлежит помнить и говорить всегда, что мы рабы ничего не стоящие, если выполняем повеленное нам от Господа. Вот такими чувствами да будут исполнены сердца всех вас. Не ищите похвал, славы и чести, живите скромно и тихо, считая себя рабами недостойными. В том случае, когда наступит неизбежное падение, — ибо попускает Бог падение и праведных, — будем падать как человек, стоящий не на вершине горы, а в равнине: и падение будет легким и безвредным, как падение ребенка, который, как мячик, падает и, как мячик, легко встает. Да научит вас Бог легко вставать после каждого греховного падения!
|