Формирование ритмической организации высказывания
Логопедическая работа по данному направлению ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения: 1. Развитие восприятия ритмических структур. Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) — громких и тихих, с короткими и длинными паузами: !!! ---;!!--!!--;!!!!!;!-!-!-; --- --- и т. д. Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов. 2. Воспроизведение ритмических структур. При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное. Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор. 3. Формирование ритмической организации высказывания. Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности: от узнавания ритмических структур к пониманию и сознательному анализу воспринимаемого образца и далее — к упражнениям на сознательную имитацию, которые служат в конечном счете усвоению навыков ритмики слова и формированию ритмической организации высказывания. В ходе логопедической работы предусматривается постепенное усложнение предлагаемого речевого материала: 1) односложные слова: а) без стечения согласных — дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч и т. д.; б) со стечением согласных — стул, гром, торт, соль, брат и т.д.; 2) двусложные слова: а) без стечения согласных, с первым ударным слогом—мама, каша, море, мясо, зубы, мыло, руки, мыши и т. д.; б) без стечения согласных, с последним ударным слогом — оса, узор, диван, зима, замок, коза и т.д.; в) со стечением согласных, с ударением на первом слоге — краска, сабля, масло, марка, тряпка, дочка и т. д.; г) со стечением согласных, с последним ударным слогом — окно, доска, кирпич, матрос, очки и т. д.; 3) трехсложные слова: а) без стечения согласных, с ударением на первом, среднем, последнем слоге — ягода, посуда, машина, сапоги, самолет, колесо и т. д.; б) со стечением согласных, с первым, средним, последним ударным слогом — яблоко, автобус, скамейка, колбаса и т. д.; 4) пары слов без перемещения ударного слога: а) односложные (без стечения и со стечением согласных): гусь—гуси, зуб—зубы, стул—стулья, гвоздь—гвозди и т. д.; б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): песня—песни, машина—машины, палец—пальцы, спица—спицы, спичка—спички и т. д.; 5) пары слов с перемещением ударного слога: а) односложные (без стечения и со стечением согласных): дом — дома, сад — сады, столб — столбы, стол — столы и т.д.; 6) многосложные (без стечения и со стечением согласных): доска—доски, дерево—деревья, окно— окна, колесо—колеса и т. д.; 6) словосочетания и фразы с различными комбинациями по месту ударения в словах: красивое платье, маленький мяч, высокое дерево и т. д.; Мама пришла. Дома было тихо. Наступила весна и т. д. Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений: 1. Восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка:
2. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно). 3. Подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре. 4. Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение). В процессе логопедической работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.
|