Студопедия — Структурная схема терминов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Структурная схема терминов

Второстепенные термины

· "развитие";

· "законы диалектики";

· "противоречие";

· тождество.

Структурная схема терминов

Центральным понятием диалектики является понятие "развитие". Можно сказать, что развитие – это одно из проявлений движения (изменения) в мире. Оно представляет собой поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, более совершенному и прогрессивному. Ему присуща и такая черта, как необратимость, в отличие, например, от колебательно-возвратного движения маятника часов. В ходе развития происходит переделка структуры и смена свойств предмета. Типичными примерами развития являются развитие индивида (детство, юность и т. д.), всемирной истории (отдельные эпохи в ней), рост растения (семя – стебель – цветок) и т. д. Но развитие все же не есть некая плоская эволюция, какая-то прямая линия. В нем всегда имеют место скачки и зигзаги, неравномерность, обратные движения. Особенно ярко это проявляется в общественной жизни.

Под связью (отношением) в диалектике понимается всеобщая взаимозависимость вещей и процессов внешнего мира. Эти связи так же разнообразны, как и сам материальный мир. Примерами их могут быть пространственные и временные, генетические, духовные, семейные, экономические и иные связи. Чем в более разнообразные связи включен предмет (в том числе и человек), тем интенсивнее он развивается. Духовное богатство человека зависит, следовательно, от многогранности его отношений с окружающим миром, с обществом.

Взаимодействие – это понятие диалектики для обозначения процессов взаимного воздействия и влияния предметов друг на друга. Оно всегда носит активный характер и предполагает взаимный обмен энергией, изменение предметами своих внешних и внутренних свойств и состояний. В этом смысле развитие материального мира представляет собой сложный поток бесконечных взаимодействий в рамках тех или иных форм движения материи, переплетение этих форм друг с другом.

Понятие противоречия фиксирует отношения единства, взаимодействия и борьбы между противоположными началами (противоположностями) в мире и его вещах. Оно есть естественное состояние вещей, вытекающее из их природы. Простейшей наглядной моделью взаимодействия противоположностей является обыкновенный магнит с его двумя полюсами – северным и южным. Противоречие – это взаимосвязь между противоположностями, которые исключают друг друга, противостоят друг другу. Оно означает как бы изначальную разорванность предмета (процесса), его асимметрию. Противоречия имеют место как в живой, так и в неживой природе, в общественной жизни. Таковыми являются, например, взаимоотношения между ассимиляцией и диссимиляцией в человеческом организме, между силами притяжения и отталкивания в космосе, между добром и злом в обществе. Очевидно, что все эти противоположности существуют лишь в рамках органической связи друг с другом, а не сами по себе.

В обществе особой формой противоречия является антагонизм. Он представляет собой полярность социальных и иных интересов. Проявлением такого противоречия были отношения между рабами и рабовладельцами в древнем мире. Антагонизм может складываться между очень опасным преступником-рецидивистом и обществом. Такое противоречие всегда проявляет себя в острых формах противостояния и борьбы, нередко – в виде конфликта как физического и грубого столкновения враждующих сторон. Социальная революция в истории человечества – это тоже проявление конфликта в развитии, который возникал во многом из-за консервации острых противоречий и их несвоевременного разрешения. Антагонизм в обществе – это "трагическое" противоречие, при котором стороны как бы "пожирают" друг друга в борьбе.

Наряду с противоречием в диалектике употребляется и понятие гармонии. Под ней следует понимать стройность целого и соответствие сторон друг другу. Гармония есть единство и примирение разного, в том числе и противоположного. Так, противоречие между мужчиной и женщиной порождает любовь как прекрасную гармонию, благодаря которой род человеческий и может продолжать свою дальнейшую жизнь. Гармония – это прекрасный (красивый, "красный") порядок, в отличие от Хаоса. Проявлениями гармонии являются симметрия сторон, социальное согласие и мир, ритм и симфония в музыке. В христианской религии образом гармонии является Царство Божье как некий идеальный порядок мира в грядущем эоне.

Диалектика оперирует и многими другими понятиями, часть из которых будет названа и раскрыта нами несколько ниже.

Кроме понятий, диалектика как система включает в себя и принципы. Под ними принято понимать исходные положения философской теории развития, которые выполняют роль ориентиров в познании. Принципы, или "элементы" диалектики выведены из внешнего мира и являют собой результат познания этого мира человеком. Важнейшими среди них принято считать принцип связи всего со всем, противоречивость всего сущего и развитие (изменчивость) всего в мире. Эти принципы, будучи усвоенными, составляют ткань диалектического мышления.

В систему диалектики входят и ее основные законы. Понятие закона имеет два смысловых значения. Во-первых, под законом понимаются общие, устойчивые и необходимые связи (отношения) между предметами и явлениями мира. Это, например, закон всемирного тяготения, закон естественного отбора и др. Все это – законы объективного материального мира. Во-вторых, под законом понимают систему знаний (понятия, идеи, принципы и т. д.), в которых отражаются связи внешнего мира. Это уже есть законы науки. Под закономерностью принято подразумевать совокупное действие целого ряда законов в ходе развития какого-то процесса (например, закономерности смены человеческих цивилизаций и др.).

Мы отмечали, что для диалектики важнейшими являются такие вопросы, как: "Что является источником развития?", "Как происходит развитие?" и "Куда направлено развитие?". Соответственно, в ней сформировались три основных закона, которые были в свое время систематически разработаны Г. Гегелем.

Закон единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей называют иногда "ядром" диалектики. В его рамках раскрываются и исследуются источники развития материального мира. Сам же процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние. Подчеркивается особая роль противоречия как "двигательной силы" развития. Этот закон гласит, что развитие объективной реальности (и процесс ее познания) осуществляется путем раздвоения единого на противоположности и их взаимодействия. Данный закон носит всеобщий характер, так как проявляется в развитии природы, общества, в жизни индивида и в ходе самого человеческого мышления. Диалектика подчеркивает, что в ходе взаимодействия противоположностей меняются и стороны предмета, и весь предмет в целом. В итоге и происходит развитие, т. е. обретение предметом новых признаков и свойств. Верх берет та сторона, которая оказывается более жизнеспособной и прогрессивной. Теория Ч. Дарвина убедительно показала, что в рамках противоречия между живыми организмами и средой их обитания выживали лишь те особи, которые несли в себе наибольший жизненный потенциал. Разумеется, в общественной жизни противоречия имеют несравненно более сложный и запутанный характер.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Диалектика характеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, количества и качества. Свойство – это характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами. Качество есть единство свойств предмета, раскрывающих его природу и определенность. Всякая вещь имеет лишь одно основное качество. Так, стакан – это инструмент, прежде всего для питья. Количество – это степень развития свойств предмета, что проявляется в весе, размерах, длине и т. д. Каждый предмет есть противоречивое единство качественного (устойчивого) и количественного (неустойчивого). Это единство сохраняется, но лишь в рамках определенного интервала, называемого в философии мерой.

Диалектика утверждает, что на определенной ступени существования предмета наступает скачок как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние, или качество. Скачок – это решающий поворот в развитии. Он играет особую роль, поскольку в ходе его предмет перестает быть самим собой и переходит в свою противоположность. Наиболее удачно иллюстрирует действие этого закона в природе такая наука, как химия. Она показывает, например, что при прибавлении к молекуле кислорода всего лишь одного атома образуется озон как совершенно иное вещество с другими свойствами, вплоть до запаха. В связи с этим Ф. Энгельс характеризовал химию как науку о качественных изменениях вещей, происходящих в ходе изменения количества.

Закон отрицания отрицания раскрывает формы и тенденции (общую направленность) процесса развития. Особую познавательную роль здесь играет понятие отрицания, под которым в диалектике понимается преодоление (вытеснение) старого новым, более совершенным и жизнеспособным. Без отрицания нет развития, оно является движущим началом изменений. Отрицание носит всеобщий характер, проявляясь не только в природе (например, развитие стебля растения из зерна), в обществе (смена эпох), но и в жизни каждого отдельного человека (процесс познания и деятельности).

Следует заметить, что развитие возможно лишь при так называемом конструктивном отрицании, т. е. при сохранении всего того позитивного и жизнеспособного, что имело место в прошлом. В противном случае будет происходить "зряшное" отрицание, т. е. простое отбрасывание, игнорирование прошлого. В общественной жизни формой проявления такого отрицания является нигилизм как выражение разрушительного, а не конструктивного начала в человеке.

Названные нами законы диалектики "схватывают" реальные связи и процессы материального мира и поэтому имеют большое познавательное значение. Они дают общую схему развития мира. Однако в материальном мире кроме линейного (спрямленного) развития существуют и другие типы изменений (например, хаотическое, колебательное, турбулентное движение), которые требуют иных теоретических средств познания. В связи с этим законы диалектики, конечно же, не могут восприниматься как некое абсолютное и завершенное философское знание о связях и процессах развития в мире.

Изложенные нами выше понятия, принципы и законы дают возможность сформулировать основные идеи диалектики как ее своеобразный вывод, итог. Таковыми являются, во-первых, идея связи всего со всеми, что подтверждается развитием мира и данными естественных и социальных наук. Во-вторых, это идея противоречивости мира как принцип и условие его существования. И, в-третьих – идея изменчивости всего существующего в этом мире. Суммируя, можно сказать, что материальный мир не есть некая сумма вещей, а представляет собой систему различных процессов. Мир – это огненный поток, говоря словами Гераклита. Диалектика как метод философского мышления запрещает изолированное, одностороннее и искаженное рассмотрение предметов. Все они вовлечены во всемирный процесс взаимодействия друг с другом и не могут быть познаны в отдельности.

Будучи системой знания о связях и развитии материального мира, диалектика выполняет и ряд функций. Назовем и охарактеризуем наиболее важные из них.

Мировоззренческая функция означает, что диалектика как теория есть картина того, как мир взаимосвязан и как он движется, т. е. меняет свои состояния. Однако в мире существуют разные типы движения, отмеченные нами выше. Именно поэтому не следует воспринимать развитие лишь в виде какой-то прямой линии, лишенной противоречий, скачков и зигзагов. Жизнь всегда богаче любой теории.

Методологическая (поисковая) функция выражается в том, что диалектика является методом, инструментом познания мира человеком. В ней воплощен (в виде идей и принципов) опыт такого познания. Освоение данного опыта индивидом и есть путь формирования культуры диалектического мышления (например, умения выделять в обществе его связи, динамику, противоречия и др.).

Диалектика выполняет также жизненно-практическую ("технологическую") функцию. Являясь системой знания о связях и развитии, диалектика дает мыслящему человеку исходные ориентиры в его практической деятельности (например, правильное определение своего отношения к прошлому страны). Такие знания помогают предвосхищать развитие событий, анализировать противоречия и тенденции (например, в политической жизни общества), выдвигать проекты, контролировать ход социального развития.

Все сказанное выше о диалектике можно облечь в ее краткую формулу: Диалектика = теория связей и развития+метод мышления.

В истории философской мысли существовала не только диалектика, но и ее противоположность. В качестве таковой выступала метафизика, или "антидиалектика", по определению Г. Гегеля.

Как способ философского мышления, метафизика возникла в Древней Греции в школе элеатов. Так, Парменид полагал, что бытие есть неподвижный шар. В творчестве Аристотеля под метафизикой понималось учение о неких началах всего существующего. В таком значении термин употреблялся до XVIII в.

В средние века метафизическое мышление нашло свое выражение в догматичности христианства. Ведь в то время мир рассматривался с позиций принципа неизменности, как нечто раз и навсегда данное, завершенное и незыблемое. Этот мир якобы жестко упорядочен, иерархичен.

Расцвет метафизики пришелся на XVII-XVIII вв. Это было обусловлено господством в то время математики и механики как точных наук. Естествознание того времени оставило в наследство привычку рассматривать вещи и процессы природы в их обособленности друг от друга, вне их великой общей связи. Предметы воспринимались как вечно неизменные, не живые, а мертвые. Материальный мир трактовался как огромный механизм, а человек как мыслящая машина. Все богатство и разнообразие форм движения материи сводилось в основном к механическим принципам. Метафизика этого времени не только "царствовала" в естествознании, но проникла в философию и пронизала ее. Идея общественного прогресса еще не утвердилась достаточно широко, а мир рассматривался по частям, а не как единое целое.

В XIX в. на почве крупных достижений в естествознании (Ч. Дарвин и др.), исторических (И. Гердер) и философских науках (Г. Гегель) метафизике был нанесен очень сильный удар. Стало уже бессмысленным отрицать наличие органической связи в мире и его развитие во времени. Выявилась великая взаимозависимость природы и общества, человека и мира, Материи и Духа. Это и есть та связь, которая придает миру стройность и гармоничность, т. е. Красоту. Метафизика была значительно потеснена в науке, но вместе с тем сохранилась как недиалектический способ мышления.

Характерные признаки метафизики как концепции развития и как метода мышления состоят в основном в следующем.

С позиции метафизики объект изучается как простая (механическая) сумма частей, их набор без учета сложной взаимосвязи между этими составными частями.

Метафизика – это одномерное (одностороннее) восприятие объекта, преувеличение или же преуменьшение в нем той или иной стороны (например, преувеличение роли отдельной личности в истории).

Развитие воспринимается метафизиком лишь как простое уменьшение или увеличение (прибавление) без изменения качественных характеристик и структуры предмета. В таком случае движение представляется как движение по кругу, не выходящее за его пределы.

Для метафизики характерно отрицание внутреннего источника развития и перенос его "вовне", за пределы этого предмета. Например, у Аристотеля в роли такого источника выступает активная "форма", у Платона – вечная идея, Гегель таковым считал таинственный "мировой разум", а Ньютон – некий "перводвигатель". В христианском вероучении внешним источником всего сущего считается Бог как Творец.

Метафизика противопоставляет старое и новое в развитии как якобы не связанное друг с другом генетически, т. е. по происхождению. На этой основе и возникают такие явления человеческого сознания, как нигилизм, анархизм и т. п. В России нигилизм проявил себя, в частности, в форме большевизма как практике полного ("до основания") отрицания прошлого страны, ее опыта и традиций, как якобы не имеющих права на дальнейшее существование.

Сравнительная характеристика диалектики и метафизики как двух концепций развития и способов философского мышления была дана, в частности, в конспектах В. И. Ленина "Философские тетради". По убеждению ее автора, диалектика жизненна, так как дает ключ к пониманию движения как самодвижения, а развития как саморазвития. Метафизика, с точки зрения Ленина, "нежизненна", "бледна", "суха" и "мертва", так как для нее источники развития находятся за пределами предмета, в его тени. В отличие от метафизики, диалектика не сводит развитие лишь к простому росту. Она вскрывает в нем противоречия и скачки, переход предмета в свою противоположность, возникновение нового и иные сложные процессы, сопровождающие развитие.

Метафизика имеет место в науке и политике, в повседневном познании людей. Назовем наиболее распространенные ее проявления.

Так, догматизм подчеркивает момент устойчивости в развитии. Он представляет собой некритический и нетворческий ("застывший") тип мышления. Это – мышление догмами, которые, по словам В. И. Ленина, есть "нечто мертвое, застывшее, закостенелое", якобы раз и навсегда данное и окончательное. Для догматика эти положения воспринимаются как бесспорные и незыблемые (например, догмы христианского вероучения, догмы марксизма и др.). Догматизм в науке, в политике и быту всегда есть противник новизны и реформ.

Напротив, релятивизм подчеркивает и абсолютизирует момент изменчивости в развитии. Еще Гераклит утверждал, что в одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Его соотечественник Кратил заявлял, что в одну и ту же реку нельзя вступить даже и один раз. По его мнению, в силу текучести всего любое событие всегда превращается в сплошной поток изменения и исчезновения, в котором уже нет ничего устойчивого и определенного. Кратил предлагал даже не называть вещи своими именами, а всего лишь указывать на них пальцами. По его мнению, всякое высказывание правильно, у каждого человека есть своя истина. Его единомышленники Протагор и Горгий также исповедовали релятивизм, полагая, что якобы "ничего не существует", "ничего невозможно знать".

Софистика также есть проявление метафизического мышления, и она представляет собой сознательное применение неправильных, произвольных суждений и доводов. Софистика – это подмена и неоднозначность понятий, словесные уловки и ухищрения и т. п. Примером софизма является высказывание древних философов: "Кто лжет, говорит то, чего нет. Но о том, чего нет, нельзя ничего сказать. Следовательно, никто не может лгать".

Эклектика представляет собой соединение различных, часто противоположных взглядов и идей, принципов и теорий. Она возникает на почве стремления охватить все стороны предмета, выразить их в более полном знании. Однако в итоге действительность может быть искажена, если из поля зрения исчезает основное качество предмета, его суть, которая как бы растворяется среди всех других характеристик изучаемого предмета.

Говоря о метафизике, было бы несправедливым принижать ее познавательные возможности. В своей повседневной жизни подавляющее большинство людей руководствуется все же не столько теоретическими знаниями, сколько простейшими обыденными представлениями. В быту метафизика является основным способом рассудочного (нетеоретического) мышления. По выражению Ф. Энгельса, рассудок обслуживает нужды человека в рамках "четырех стен его дома". Метафизический тип сознания совершенно естественен для большинства людей. Неся в себе определенные "зерна" истины, он вполне может служить дополнением к диалектической картине мира, создаваемой теоретическим мышлением.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
СЛОВАРЬ | Принципы диалектики и метафизики

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1133. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия