КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
На первый взгляд может показаться, что определение исходных понятий при разработке системы ка- ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч„ т. 29, стр. 318. тегорий диалектического материализма не должно представлять большого труда, поскольку у Маркса, как мы видели, есть довольно четкое указание на то, что исследование объекта необходимо начинать с основной, определяющей стороны или отношения. Значит, при исследовании философских категорий необходимо начинать с таких категорий, которые отражают основную, определяющую сторону или отношение. Однако в действительности все это обстоит не так просто. Например, как быть, когда выявляется, что основных, определяющих сторон или отношений не одна, а несколько, и они относятся к различным областям? У Маркса по этому поводу никаких указаний нет. А при исследовании категорий создается именно такое положение. В самом деле, в любой философии, а значит, и в диалектическом материализме, имеется основной вопрос—вопрос об отношении мышления к бытию,— определенное решение которого накладывает свой отпечаток на решение всех других философских проблем.и в конечном счете определяет характер философии, ее существо. Если это так, то категории, связанные с этим вопросом, в частности категории материи и сознания, неизбежно должны быть отнесены к основным, определяющим, и исследование должно начинаться с них. Но диалектический материализм изучает не только закономерности взаимосвязи материи и сознания, но и всеобщие формы бытия, всеобщие стороны и связи объективной действительности. А они не все одинаковы. Есть среди них такие, которые играют основную, определяющую роль, и такие, которые являются подчиненными, определяемыми. Основными, определяющими отношениями в объективной действительности классики диалектического материализма,, в частности В. И. Ленин, считали взаимоотношения между противоположными сторонами, т. е. закон единства и борьбы противоположностей. Если это так, то категории, связанные с законом единства и борьбы противоположностей, мы должны тоже отнести к исходным, к таким, с которых нужно начинать исследование. Далее, будучи отражением всеобщих сторон и связей, категории в то же время являются продуктами сознания, познавательной деятельности людей. В познании же имеются свои основные, определяющие факторы, которые накладывают отпечаток на всю познавательную деятельность и, в частности, на ее результаты—на категории и их взаимосвязь. Таким определяющим фактором познания классики считали общественную практику. Энгельс, в частности, писал: «...существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы, человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу»'. Если это так, то категории, отражающие этот основной, определяющий фактор познания, тоже должны считаться исходными. Итак, при рассмотрении категорий мы сталкиваемся с тремя различными факторами, которые являются по-своему основными и определяющими и могут выступать в роли исходного начала. Как же решить вопрос, какой из этих факторов является исходным, определяющим при исследовании категорий, какие категории анализировать первыми? Посмотрим, что получится, если мы в качестве исходного возьмем основной вопрос философии, если начнем с анализа категорий «материя» и «сознание». Исходя из решения вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи, мы установим, что категории являются продуктами сознания, что они сформировались в процессе развития познания, что их содержание взято из объективной действительности, что они являются копиями, снимками с определенных сторон и связей внешнего мира. Бесспорно, все эти моменты очень важны, без них нельзя понять природы категорий, а без этого нельзя выявить и их действительного соотношения, их необходимой взаимосвязи. Но будучи важными, указанные моменты являются недостаточными, они не содержат в себе принципов, опираясь на которые можно было бы приступить к исследованию этой взаимосвязи. Итак, исходя из основного вопроса философии, мы сможем уяснить природу категорий, их суть, но не сможем воспроизвести их действительной взаимосвязи и взаимозависимости. Далее. Что получится, если мы при исследовании взаимосвязи категорий будем опираться на основной, определяющий фактор, относящийся к объективной действительности, на закон единства и борьбы противопо- ' К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 545. ложностей? Закон единства и борьбы противоположностей, будучи главным законом—ядром диалектики, позволит нам, с одной стороны, объяснить закономерности взаимосвязи его (закона единства и борьбы противоположностей) с другими основными законами и категориями диалектики, а также закономерности взаимосвязи парных категорий между собой, поскольку их соотношение представляет собой конкретное проявление единства и борьбы противоположностей. Но данный закон, так же как и основной вопрос философии, не дает нам возможности определить взаимосвязь и взаимозависимость категорий между собой. Опираясь на него, мы не сможем установить, как перейти от одной категории (или от одной пары категорий) к другой, в какой последовательности категории должны следовать одна за другой. Теперь обратимся к третьему основному, определяющему фактору, лежащему в области познания,—к практике — и посмотрим, что у нас получится. Если мы в качестве исходного начала возьмем практику, то заметим, что познание начинается именно с практики, функционирует и развивается на основе практики и осуществляется для практики. Мы также обнаружим, что, развиваясь на основе практики, познание, наряду с другими свойствами действительности, выявляет и всеобщие свойства материальных образований, всеобщие формы и условия бытия, что по мере выявления таких всеобщих сторон действительности формируются категории, в которых отражаются и фиксируются эти стороны. Мы неизбежно также установим, что поскольку познание представляет собой бесконечно развивающийся процесс, в ходе которого человек все глубже и глубже проникает в мир явлений и открывает в нем все новые и новые всеобщие стороны и связи, постольку категории возникли не все сразу, не все вместе, а в определенной последовательности, каждая на строго определенной стадии развития познания. Появление всякой новой категории в ходе развития познания не случайно, а необходимо. Она возникает потому, что познание, проникая все глубже и глубже в мир явлений, выявляет новые всеобщие стороны и связи, которые уже не укладываются в существующие категории и требуют для своего выражения и фиксации новых категорий. Появившись, всякая новая категория встает в определенные необходимые отношения и связи с суще- ствующими категориями и таким образом занимает свое особое, обусловленное развивающимся процессом познания место в общей системе категорий. И если мы расположим категории в той последовательности, в которой они появились в процессе развития познания, мы сможем выявить место, роль и значение каждой категории, их взаимоотношение и взаимосвязь. Отсюда необходимость в диалектической обработке истории мысли, науки и техники, в исследовании истории мысли с точки зрения категорий. . Следует отметить, что именно в этом видел В. И. Ленин задачу дальнейшей разработки диалектики Гегеля и Маркса. «Продолжение дела Гегеля и Маркса, — писал он, — должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техники»1. «История мысли с точки зрения развития и применения общих понятий и категорий логики,—указывал он далее,— voila се qu'il faut!» (вот что нужно.— А. Ш.) 2. После всего этого становится ясным вопрос об исходном начале при исследовании взаимосвязи категорий. Исходными должны быть те категории, которые отражают основной, определяющий фактор развития познания, т. е. категории практики. Прослеживая развитие этого определяющего фактора (общественной практики), мы воспроизведем категории в той последовательности, в которой они появлялись в процессе развития познания, и тем самым представим их в естественной, необходимой взаимосвязи и взаимозависимости. Вместе с этим мы не должны игнорировать и два других определяющих фактора: основной вопрос философии и закон единства и борьбы противоположностей. Прежде чем приступить к исследованию категорий в их взаимосвязи и развитии, мы должны определенным образом решить основной вопрос философии. Ибо только правильное решение вопроса о взаимоотношении мышления и бытия позволит нам уяснить природу категорий, их существо и определить направление и метод их исследования. В самом деле, если мы идеалистически решим основной вопрос философии, мы суть категорий будем видеть в том, что они являются чем-то первичным по отношению к материальным вещам и явлениям, к дей- 1 В И. Л е и и н. Полн собр. соч., т. 29, стр. 13И 2 Т а м же, стр. 15& ствительным связям и отношениям, что их содержание не зависит от внешнего мира, что они развиваются на основе законов чистой мысли, духа, абсолютной идеи и т. п. Но такое понимание сути категорий неизбежно скажется и на направлении и на методе исследования. Мы вынуждены будем выводить категории и их взаимосвязь из чистой мысли, из сознания строить искусственные конструкции, схемы, оторванные от действительности и лишенные реального содержания. Если же мы основной вопрос философии решим материалистически, мы суть категорий будем видеть в том, что они являются вторичными по отношению к объективной действительности, зависят от нее, являются формами ее отражения, что их содержание взято из внешнего мира, формируется и развивается в процессе познания человеком объективной действительности, осуществляющегося на основе общественной практики. Имея такое понимание природы категорий, мы будем выводить их не из чистой логики, а из практики, будем объяснять их появление, развитие и взаимосвязь на основе развития практики и познания, на основе учета действительного положения вещей. Итак, принимая в качестве исходных при исследовании и изложении категорий факторы, относящиеся к области познания, мы не можем и не должны игнорировать определяющее значение основного вопроса философии. Наоборот, исследование категорий мы должны начать с рассмотрения основного вопроса философии и, определив последовательность рассмотрения категорий на основе последовательности появления их в процессе развития познания, анализ каждой из них осуществлять в свете этого вопроса, в плане соотношения материи и сознания. Далее, исследуя категории в той последовательности, в которой они появлялись, формировались в процессе развития познания, и выявляя возникшую на этой основе взаимосвязь и взаимозависимость между ними, мы не можем оставлять без внимания и связи, имеющиеся между всеобщими сторонами объективной действительности, отраженные в них (в категориях) и в их соотношении. Наоборот, раскрывая содержание той или иной категории, мы всегда должны иметь в виду эти действительные стороны и связи, должны учитывать их, опираться на них. Таким образом, при разработке системы категорий диалектического материализма необходимо исходить из основного вопроса философии, и из практики, и из объективного соотношения отражаемых категориями всеобщих форм бытия, всеобщих сторон и связей действительности.
|