Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОТНОШЕНИЕ





В отличие от животного, которое, подчиняя свое поведение инстинктам и привычкам, формирующимся на основе условных рефлексов, не отделяет себя от окружающей его среды, а сливается с ней в единое целое, человек, обретя сознание, начинает отделять себя от окружающей среды, осознавать свое особое бытие, отличное от бытия внешнего мира. «Перед человеком, —писал В. И. Ленин, характеризуя момент перехода человека от животного состояния к человеческому,— сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет...»1.

Осознав свое бытие и бытие внешнего мира, человек должен обращать внимание на эту свою отдельность, определенную обособленность, так же как и на отдельность, обособленность различных форм бытия внешнего мира. Для выражения этой особенности бытия у людей сформировалось понятие отдельного — отдельного предмета, явления, вещи.

Вместе с осознанием своей отдельности, обособленности, известной самостоятельности человек должен был осознать и свою связь с внешним миром и связь предметов внешнего мира между собой. Он как живое существо должен был есть, пить, иметь жилище, защищаться от врагов и т. д. Удовлетворение этих и других его потребностей предполагало его органическую связь с внешним миром, использование определенных предметов природы и их взаимосвязи между собой. Обо всех предметах, с которыми человек сталкивался в процессе своей жизни на данной стадии своего развития, он судил лишь по тому, какую роль они играли в его жизни, как они были связаны с его потребностями. Эта их связь, выявляемая

' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 85.

в процессе взаимодействия человека с внешним миром, является главным моментом, определяющим в это время направление развития познания и обобщения его результатов.

Итак, человек начинает познание внешнего мира с осознания отдельного (отдельности, обособленности своего существования и форм бытия внешнего мира) и связи (себя с внешним миром и предметов внешнего мира между собой).

Связь представляет собой отношение между явлениями или сторонами одного и того же явления. Но не всякое отношение является связью. Связью называется лишь такое отношение, которое предполагает определенную зависимость изменений одного явления или стороны от изменений других. Например, общественное сознание людей находится в определенной связи с материальными условиями их жизни. Изменение материальных условий жизни людей неизбежно вызывает соответствующие изменения в их сознании. В известной связи находятся живые организмы и среда, в которой они обитают. Изменение среды так или иначе сказывается на живых организмах. Изменения же в животном и растительном мире обусловливают соответствующие изменения в среде.

Кроме связей, отношение включает в себя изолированность (раздельность), которая представляет собой такое отношение между явлениями или сторонами одного и того же явления, когда изменения одних из них не сопровождаются какими-либо изменениями других. Такого рода отношение существует, например, между географической средой и производственными отношениями людей. Изменения географической среды не влияют на производственные отношения, и наоборот, изменение производственных отношений не сопровождается изменениями географической среды. В состоянии изолированности находится переплет книги и ее содержание. Изменение переплета книги не затрагивает ее содержания, и наоборот, изменение содержания книги не обусловливает необходимости изменения переплета. Он может остаться тем же самым. Аналогичное отношение существует между назначением стола и его цветом. Изменение цвета не изменяет назначения стола.

Представляя собой различные виды отношений, связь и изолированность существуют не отдельно друг

от друга, а вместе, в единстве. Там, где есть связь, имеется и изолированность, и наоборот, где есть изолированность, присутствует та или иная связь. Всякое материальное образование (явление, свойство), имея определенную самостоятельность, качественную обособленность, существует отдельно от других материальных образований (явлений, свойств) и в то же время связано с ними. Оно зависит от них в одних отношениях и не зависит в других. В нем происходят такие изменения, которые вызывают соответствующие изменения в других материальных образованиях (явлениях, сторонах), и такие, которые не затрагивают последних.

Например, общественное производство связано с географической средой, его состояние, направление развития зависит от наличия или отсутствия плодородных земель, ископаемых богатств, водных массивов, климата и т. д., те или иные изменения последних обусловливают определенные изменения в производстве. Но вместе с этим производство обладает определенной самостоятельностью по отношению к географической среде, изменяется не по законам изменения последней, а по своим собственным законам. Его характер, форма зависят от уровня развития производительных сил, изменяются с изменением последнего, а не с изменением среды.

Другой пример. Животный или растительный организм связан со средой и в то же время обособлен, отделен от нее. Одни изменения среды, в частности изменения тех ее сторон, которые связаны с жизнедеятельностью организма, вызывают в нем определенные изменения, другие никаких изменений не вызывают.

Итак, связь и изолированность (раздельность) существуют в единстве, являются двумя различными сторонами каждого отношения. Правда, эти стороны не всегда проявляются в одинаковой степени. В одних случаях (отношениях) на первый план выступает связь, в других — изолированность. Данное обстоятельство и явилось основанием различения на практике и в познании явлений, связанных и не связанных между собой. В действительности же все явления и связаны и обособлены друг от друга, т. е. находятся в состоянии раздельности, изолированности.

Определенные представления о раздельности, обособленном существовании явлений и их взаимосвязь

появились с возникновением философии. Так, уже у первых древнегреческих философов взаимосвязь выступает в роли исходного принципа для объяснения наблюдаемых в окружающей действительности явлений. Беря в качестве исходного начала какое-либо вещество или явление природы (воду, воздух, огонь), древнегреческие философы показывали, что все наблюдаемые в мире явления появились вследствие определенных изменений этого вещества (явления), что, будучи различными состояниями одной и той же природы, они органически связаны между собой, переходят друг в друга и в исходное начало.

Мысль об универсальной взаимосвязи явлений действительности особенно четко выразил Гераклит, выдвинувший в качестве исходного начала огонь, который у него выступает в роли основы всякой связи и раздельности. «На огонь, — писал он, — обменивается все и огонь — на все, как на золото — товары и на товары—золото»'. И далее, в другом месте: «Грядущий огонь все будет отделять и связывать»2.

В учениях первых древнегреческих философов взаимосвязь понималась как взаимопереход явлений друг в друга. Но впоследствии эта точка зрения вытесняется другой, согласно которой взаимосвязь выступает в виде механического соединения и разъединения одних и тех же неизменных элементов. Данную точку зрения на взаимосвязь развивали, в частности, Эмпедокл и Анакса-гор. Ограниченность этой точки зрения преодолевается Аристотелем. У него взаимосвязь представляется как взаимозависимость вещей. «Все соотнесенное с другим, — пишет он, — высказывается по отношению к вещам, находящимся во взаимной зависимости...»3. Аристотель впервые объявил понятие «отношение» категорией и тем самым придал ему необходимую общность.

Дальнейшую разработку категория «отношение» получила у Канта, который показал, что отношение включает в себя и связь, и раздельность. Рассматривая этот вопрос применительно к соотношению понятий в суждении, он отметил, что они здесь и связаны между собой и

' См.: «История философии», т. 1. Под ред. Г. Ф. Александрова, Б. Э. Быховского и др. Госполитиздат, 1940, стр. 52.

2 «Античные философы». Изд-во Киевского университета, 1955, стр. 24.

3 Аристотель. Категории. Соцэкгиз, 1939, стр. 20.

раздельны, что любое суждение фиксирует и наличие связи и ее отсутствие; Например, в суждении «Волк есть животное», замечает Кант, выражено и то, что волк связан с животными, и то, что он отделен от всех других животных, кроме себе подобных, т. е. волков. Развивая правильную мысль о том, что связь и раздельность являются двумя взаимополагающими сторонами любого отношения, и делая тем самым известный шаг вперед в решении этой проблемы, Кант в то же время делает и шаг назад. Он отрицает наличие взаимосвязи явлений во внешнем мире, в объективной действительности. Она у него привносится в мир явлений мыслящим субъектом. Против этого утверждения Канта выступил Гегель. По его мнению, взаимосвязь, отношения по природе присущи вещам. Именно через отношения вещи проявляют свою сущность. «Все, что существует, — замечает Гегель,—находится в отношении, и это отношение, есть истина всякого существования»'. Доказывая, что связь и отношение присущи вещам, Гегель, однако, был далек от того, чтобы встать на позиции материализма. Он считал, что отношения по своей природе идеальны, являются моментами или ступенями развития абсолютной идеи, существовавшей вне и до материального мира, чувственных вещей.

Кроме диалектической концепции отношений, развиваемой указанными философами, в истории философии возникла метафизическая концепция, сторонники которой абсолютизировали изолированность, раздельность и так или иначе отрицали взаимосвязь явлений действительности. Появление данной концепции обусловлено тем, что на определенной стадии развития общественного познания (XV—XVI вв.) ученые перешли от исследования мира в целом, как это было раньше, к изучению отдельных предметов, составляющих этот мир, и их свойств. В ходе этого исследования люди отделяли одни предметы от других, разлагали их на части и исследовали каждую часть в отдельности, вне какой-либо связи с другими частями и предметами. Этот способ исследования выработал привычку рассматривать мир, действительность как совокупность изолированных, не связанных между собой тел, элементов, свойств.

Рассматриваемая концепция отношения явлений дей-

' Гегель. Соч., т. I. М.—Л., 1929, стр. 226.

ствительности в философии в той или иной форме разрабатывалась Бэконом и Локком. Из современных буржуазных философов ею руководствуются сторонники плюралистической теории. Согласно этой теории, каждый предмет представляет собой нечто замкнутое в себе самом, вследствие чего между ними нет никакой связи.

В противоположность метафизикам, отрицающим взаимосвязь явлений действительности, и идеалистам, выводящим эту связь из сознания, диалектический материализм считает, что взаимосвязь является всеобщей формой бытия, присуща всем явлениям действительности. Все существующие в мире явления представляют собой звенья единой материи, «некую совокупную связь тел»1.

Например, согласно данным науки, Земля находится в определенной связи с Солнцем и с другими планетами солнечной системы. Солнце представляет собой звено Галактики, включающей в себя множество других связанных между собой звезд. Сама Галактика входит составной частью в еще более грандиозную систему и в рамках этой системы связана с целым рядом других звездных образований и т. д. без конца. Аналогичное явление наблюдается и при движении в глубь материи. В самом деле, всякое небесное тело представляет собой совокупность различных, так или иначе связанных между собой веществ, каждое вещество — совокупность определенным образом связанных молекул, молекула — совокупность взаимосвязанных атомов, атом — совокупность взаимосвязанных «элементарных» частиц. Связь небесных тел осуществляется через гравитационные поля. Связь веществ, образующих то или иное тело, а также атомов в молекуле и электронной оболочки с атомным ядром проявляется через гравитационные и электромагнитные поля. Определенным образом связаны между собой живая и неживая природа, животный и растительный мир, природа и общество, различные стороны общественной жизни, явления сознания и познания.

Одним словом, в действительности все взаимосвязано, «каждая вещь (явление, процесс etc.) связаны с каждой»2.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 392.

2 В. И. Ленин. Полн собр. соч., т. 29, стр. 203.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия