Образование русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI в.). Предпосылки, ход, характеристика политического и общественного строя.
10) Развитие права на этапе формирования централизованного государства В качестве основного источника права продолжаетдействовать ≪Русская Правда≫. В условиях централизации всеобщее правовое значение приобретает законодательство великого князя (грамоты и указы), акты Боярскойдумы (≪приговоры≫), постановления Земских соборов.Постепенно происходит переход от издания отдельныхактов к составлению сборников законов. Первым кодифицированным актом является Судебник Ивана III 1497 г.Его принятие было обусловлено процессом централизации, который затрагивал развитие не только государства,но и права. Вместе с политическим происходит юридическое объединение путем составления общего сборникаправовых норм для всего государства. Судебник состав-лен дьяком Владимиром Гусевым, одобрен царем и Боярской думой. В него вошли нормы ≪Русской Правды≫,обычного права, судебной практики и литовского законодательства. В отличие от ≪Русской Правды≫, которая со-держала обычные нормы и судебные прецеденты и быласвоеобразным ≪справочником≫ для поиска ≪правды≫, Судебник уделяет основное внимание организации судебного процесса - ≪суда≫. Поэтому главное содержание Судебника - процессуальные постановления, перенятые изуставных грамот и объединенные в один акт. Уголовноеправо получило в Судебнике более широкое регулирование. Первая часть Судебника включает уголовные постановления, предположительно, Ивана III - ≪о лихоимстве≫,≪об отказе в правосудии≫, ≪о лжесвидетельствах≫ и др.Вторая, меньшая часть Судебника состоит из норм гражданского права - ≪о давности≫, ≪о наследстве≫, ≪о купле-продаже≫, ≪о займе≫, ≪о холопстве≫ и др.Судебник регулирует земельные отношения, которые характеризуются полным исчезновением самостоятельной собственности общины на землю и оформлением вотчинного и поместного землевладения. В Судебникевпервые используется термин ≪поместье≫, для обозначения особого вида условного землевладения, есть нормыо поземельных спорах и способах их решения.Обязательственному праву Судебник уделяетменьше внимания, чем ≪Русская Правда≫. Выделяютсяобязательства из причинения вреда (за ≪потраву≫), правонарушения, связанные с судебной деятельностью.Нормы о наследовании предусматривали, что при на-следовании по закону наследство получал сын, при отсутствии сыновей -дочери. Дочь получала не только движимое имущество, но и земли. За неимением дочерей наследство переходило ближайшему из родственников.
11) Сословно-представительная монархия (середина XVI – середина XVII в.). Центральные и местные органы власти и управления. Во время перехода к сословно-представительной монархии прежняя система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были учреждены губные органы, которые выбирались определенными слоями населения. Дворяне и дети боярские выбирали губного старосту, которого затем в должности утверждал Разбойный приказ. Аппарат губного старосты состоял из целовальников, избиравшихся посадскими и верхушкой чернотяглого крестьянства. Целовальники - выборные должностные лица, которые назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности. Губные органы как местные сословно-представительные учреждения могли успешно функционировать при условии коренной реорганизации системы феодальных иммунитетов. Стоглавый собор 1551 г. принял решение прекратить выдачу тарханов - грамот, которые давали феодалам особые права и привилегии, такие, как право суда, освобождение от некоторых повинностей и др. Феодальные иммунитеты приводили к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на своей территории порядки по своему усмотрению, освобождался от выполнения некоторых общегосударственных норм. Теперь это было исключено. Наряду с губной реформой Стоглавый собор рассмотрел вопрос о создании земских органов самоуправления, одобрив предложение царя о повсеместном введении в стране должностей выборных старост, целовальников, сотских и пятидесятских. Реализация земской реформы началась на черносошном Севере. Первом шагом в этом направлении было издание Иваном IV Мало-Пинежской земской уставной грамоты, которая предусматривала замену суда кормленщиков судом выборных старост. По просьбе черносошных крестьян и посадских людей ряд северных районов переводился на откуп, который выражался в определенных денежных суммах, выплачиваемых земскими органами центральному правительству. Местное население как бы покупало у государства право избавиться от кормленщиков, решать свои местные вопросы самостоятельно. Часть этих денег пошла тем кормленщикам, которые дожидались своей очереди на наместничество. Аналогичные грамоты были выданы многим местам Северного Поморья. Позднее царь издал указ об отмене кормлений по всей земле и введении земского самоуправления. Были определены конкретные сроки передачи кормлений на откуп. К ведению земских органов относился прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривали губные органы. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения. Тем самым отменялся прежний порядок, при котором наместники-кормленщики взимали многочисленные и обременительные для населения пошлины в свою пользу. Крестьянская война под предводительством Болотникова и годы иностранной интервенции убедили царя в том, что на губные и земские органы нельзя полностью полагаться. Поэтому дополнительно к ним были учреждены должности воевод, которых подбирал Разрядный приказ из числа бояр, дворян с последующим их утверждением царем и Боярской думой. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население. Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков во всех хозяйствах. Собирали государственные налоги выборные старосты и целовальники под надзором воевод. Важной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял соответствующие списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованию Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на место службы. Он командовал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей. При воеводе была специальная приказная изба во главе с дьяком. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. Общая численность аппарата местных учреждений страны во второй половине XVII в. стала приближаться к двум тысячам человек. По мере того как воеводы укрепляли свое положение, им все больше подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам. Права и обязанности воевод были столь неопределенны, что они сами уточняли их в процессе деятельности, что создавало большие возможности для произвола. Не довольствуясь жалованьем, они с помощью вымогательства изыскивали дополнительные источники доходов. Особенно велик был произвол воевод в Сибири. Контроль центра за деятельностью воевод был крайне слабым. В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды - военно-административные округа, возникавшие в пограничных районах. Первый из них — Тульский — был создан еще в XVI в. В XVII в. в связи с расширением границ на юг, запад и восток возникли Белгородский, Смоленский, Тобольский и др. разряды. Создавались они и в районах, находившихся в центре страны (Московский, Владимирский и др.), но они оказались недолговечными. Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды являлись отдаленными предшественниками губерний петровского времени. Права и обязанности воевод разрядов не были определены. Их главная задача состояла в мобилизации сил для отпора неприятелю.
12) Соборное уложение 1649 г. Правовое положение населения. Изменения в праве. История создания СУ. В 1648 году вспыхнуло массовое восстание в Москве. В этой сложной ситуации был созван Земский собор, который продолжал свои заседания довольно долго. В 1649 году на нем было принято знаменитое Соборное уложение. Составлением проекта занималась специальная комиссия (Одоевский, Прозоровский, Волконский, дьяки Гаврила Леонтьев и Федор Грибоедов), его целиком и по частям обсуждали члены Земского собора посословно (по палатам). Уложение есть первый русский закон, напечатанный тотчас после утверждения его. С тех пор печатание законов входит необходимым условием в состав публикации законов. Подлинный свиток уложения был найден Миллером по приказу императрицы Екатерины II. Источники:
13) Закрепощение крестьян. Характеристика основных этапов оформления системы крепостного права. Крепостное право зародилось на заре феодальной эпохи, как альтернатива, причем более прогрессивная, рабовладельческому строю. Истоки его возникновения кроются, как мне кажется, в резком разделении населения на воинов и земледельцев, причем никто не оставался без работы: воины воевали, что по тем временам было очень почетно (конечно, если жив останешься), а земледельцы в свою очередь кормили себя и воинов, что было намного менее почетно, но как-то спокойнее. Пропасть между воинами и земледельцами росла, но воины очень сильно нуждались в последних, ведь даже набеги на соседей производились в соответствии с земледельческим календарем. В то время самой большой ценностью у народов была земля: и поныне фольклор доносит до нас отголоски культа поклонения земле. Корни такого выражения, как "мать сыра-земля" и многих ему подобных кроятся в начале феодальной эпохи. Естественно, все войны и набеги так или иначе были связаны с захватом или переделом земли, которая уже тогда рассматривалась как собственность. Шло время, развивались средства производства, увеличивалось население и вместе с этими процессами росла и ценность земли. Н. Гумилев в своих исследованиях, посвященных данному периоду, утверждает, что воины-то те самые пассионарии, которым тесно в этой, в общем-то, ограниченной социальной нише землепашца, и они всеми силами стараются вырваться. (В более ярко выраженном виде этот процесс можно проследить на Скандинавском полуострове, где формировались дружины профессиональных воинов-викингов. В традиции тех стран был обычай, согласно которому юношу, ушедшего в лагерь викингов, оплакивали как умершего.) Дружина князя растет, а количество людей, ее кормящих, не увеличивается. И это естественно, ведь согласно тому же Л.Н. Гумилеву, любой набег на мирное поселение, завершался разграблением и массовой порчей девок. По прошествии некоторого времени после этого набега в селении рождались потомки этих пассионариев, тоже пассионарии и тоже воины. К тому же не надо забывать, что оторванный от земли ратник уже во втором поколении по определению не умеет обрабатывать землю, а территория, поддающаяся набегам ограничена развитием транспорта то есть набег на селение, отстоящее от отправного пункта более чем на трехдневный переход, назывался походом и без очень серьезных причин и малыми силами не предпринимался). Тем более что землепашцы, пользуясь хорошим знанием окрестностей, всегда могли скрыться в другом, более спокойном месте. Значит, вокруг каждого центра власти (удельной столицы) была постоянно поражаемая набегами область (радиусом примерно 30 X 12 X 3 30-примерная скорость лошади в километрах, 12 - количество часов в походе в день, 3 - количество дней (подсчет наш - В.П.)). В конце концов, логически рассуждая, можно придти к выводу, что рано или поздно, сторонам это должно было надоесть. Назревала необходимость заключения общественного договора в рамках формировавшегося феодального государства. Тем более, что интересы сторон уже были сформулированы предельно четко: воины хотят воевать, землепашцы же хотят спокойной жизни, и готовы не только кормить воинов, но и покупать спокойную жизнь у тех, кто готов им ее обеспечить - все равно на какой ступени общества. На том и порешили. Несмотря на то, что земля есть самая большая ценность, проку от нее воину никакого, разве что зайцев погонять. Ценностью земля становится лишь в соединении с работником на земле. Введение крепостного права явилось лишь законодательным оформлением соединения и закрепления работника за землей. С тех пор и начал выкристаллизовываться своеобразного вида общественный договор, дошедший до нас под названием Крепостного Права. Для того времени это был очень большой шаг вперед в области производственных отношений. К тому же мне кажется, что эта структура общества была порождением Права сильного (Более сильный имеет право на самое ценное и лучшее постольку, поскольку он всегда готов доказать это свое право силой.). Право сильного является древнейшим правом, так как, несмотря на полную неразвитость юриспруденции у представителей животного мира, это право наиболее развито. К нам же оно пришло, как логически укоренившаяся в социуме форма борьбы за существование. Даже сейчас с ним приходится считаться. Обществоведческая наука объясняет возникновение феодальных отношений развитием средств производства и с развитием в этой связи общественных взаимоотношений, от рабовладельческих до феодальных, которые предполагают освобождение, безусловно, относительное, зависимых классов, основных производителей товарной массы. В Западной Европе это сразу вызвало к жизни средневековые города, как свободную от власти феодалов территорию, созданную многочисленными цеховыми и ремесленными объединениями, ставшими мощным стимулом к складыванию “третьего сословия”. Законодательное оформление крепостного права продолжалось долгое время. несколько веков. И, не рассматривая подробно условий крепостного права можно определенно утверждать, что от судебника к судебнику, прослеживается тенденция ко все большему закрепощению землепашца, благо в этом случае в союзниках у власти была сама община землепашцев. Давно канули в Лету те времена, когда община приглашала князя лишь в качестве военачальника: старейшины давно перестали зависеть от своей общины, а слились с правящим классом, что закономерно, но, несмотря на это они сохранили свое влияние на общинников. Община же все более и более закрепощалась законодательно светской властью и духовно - властью религиозной. Безусловно, у общины оставались некоторые права, которые создавали видимость свободы: например, община всегда имела право выбирать целовальников. В остальном же общинник становился все более и более бесправным. Над ним, основным производителем сельскохозяйственной продукции (а строго говоря, подавляющей массы национального продукта вообще) властвовали все: старейшины (старосты), светская власть и церковь. Тем более, что процесс формирования нового правящего класса, дворянства, шел полным ходом, и из общины были вытянуты все пассионарии, а другим борьба с этим окружением была просто не под силу. Отдельные пассионарии, которые, несмотря ни на что, рождались в деревнях, быстро уходили либо на военную службу, либо на поиски лучшей доли. Эти явления усугублялись еще и феодальными войнами. Проходящие войска не "смотрели под ноги", а шли напролом, причем выбирая равнины, которые зачастую были распаханы общинниками. В те времена земля номинально принадлежала общине, но отдавалась боярам или церкви на кормление. Бояре вели свои дела на землях через старост которые через это тоже примыкали к правящему классу. Дальнейшее закрепощение было вызвано естественными причинами. Крестьяне все же находили возможность вырваться из общины, преодолев влиянии патриархальной семьи и соседей или ослушавшись старосту. Кто-то уходил на новые, еще незанятые земли, благо таковые еще попадались, кто-то посвящал себя карьере татя-разбойника. От этого в русских землях росла преступность и общая неразбериха, а производство в общине, наоборот, падало. Поэтому крестьянин был окончательно лишен всех прав. Общинник уже не мог выйти из общины, иначе как на кладбище. Были ужесточены меры наказания за побег с земли и усилена общая эксплуатация, что с позиции обществоведческих наук рассматривается как движение в тупик. Но суть дела в том, что утверждение о пагубности экстенсивных методов развития верно повсюду кроме России. На просторах России любой взрыв легко локализуется и подавляется сверху. Противоречия между церковью, стремившейся создать на Руси религиозную деспотию, и светской властью, правление которой было причудливым сочетанием типичного европейско-феодального и, доставшегося от татаро-монгольского ига военно-кочевого, с присущей военному времени жестокостью стиля правления (Для кочевников война была стилем жизни: степь никому конкретно не принадлежала, и поэтому столкновения между племенами были обычным явлением, в связи с чем дисциплина у кочевников была очень жесткой и за все виды преступлений полагалась смертная казнь) уже подготовили почву для прямых столкновений между властями. Несмотря на это, давление на крепостного крестьянина все усиливалось, и крестьянин уже выбирал между дворянством, и церковью, которая к тому времени тоже стала крупным феодалом. Деспотия все ужесточалась, законы становились все жестче, и теперь никто не мог чувствовать себя в безопасности: на Руси воцарился Восток, и так продолжалось до 1861 года.
14) Государственный аппарат на этапе перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму (вторая половина XVII в.). Изменения в органах власти и управления. Правовое определение самодержавия содержится в артикуле 20: «Его Величество – самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах отчет дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомыслию управлять». В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Правительствующий Сенат и Священный Синод присваивают Петру I титул «Отца Отечества Императора Всероссийского». Учение о том, что власть существует в интересах государства и для государства, проводил в Москве Юрий Крыжанич, затем Феофан Прокопович в «Правде воли монаршей». Император имел право издавать любые законы. Воля монарха признавалась единым юридическим источником закона. Монарх – источник исполнительной власти и глава всех государственных учреждений. Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации, и власть переходила автоматически к монарху. Все учреждения империи должны были исполнять указы и постановления монарха, который являлся верховным судьей и источником всей судебной власти. Он мог решать любые дела независимо от решения любых судебных органов. Император – фактически глава русской православной церкви. В 1721 г. был образован Синод, который подчинялся Сенату. Церковь превратилась в государственное учреждение наравне с любой другой коллегией (с некоторыми оговорками). Таким образом, монарх превратился в юридического главу церкви. Решения монарха не подвергались обсуждению. Соответственно, идеологическая роль церкви была потеряна. К концу XVII—началу XVIII вв. в России проявились все типичные признаки абсолютной монархии: 1) централизация государственного управления, усиление государственного контроля (в 1722 г. была учреждена прокуратура). К концу XVII в. число воевод возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь центру, а в конце XVII в. были образованы более крупные административные единицы – разряды; 2) в упадок пришли сословно-представительные органы (в частности, перестали созываться земские соборы); 3) был создан сильный профессиональный бюрократический аппарат (этому способствовала замена приказов коллегиями); 4) Россия в 1721 г. стала империей, усилились ее экспансионистские устремления; 5) законодательно был регламентирован правовой статус различных сословий; 6) основной опорой самодержавия стал консолидированный слой помещиков-землевладельцев («шляхетства»); 7) в обществе стала господствовать патриархальная идеология (недаром с 1721 г. Петра I стали официально именовать «отцом Отечества»). Движущие силы и условия образования абсолютной монархии в России заметно отличаются от предпосылок возникновения абсолютизма в Западной Европе. Например, абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества. Следовательно, многие авторы традиционно относят возникновение абсолютизма в России к периоду Петровских реформ, считая, что самодержавие XV–XVII вв. нельзя рассматривать в качестве абсолютной монархии.
15) государственный строй России в период становления абсолютной монархии. Реформы государственного управления Петра I. До царствования Петра I в России не проводилось четких правовых разграничений между различными сословиями. Более всего реформированию Петра I подверглись высшие сословия. В 1714 г. Петровским указом «О единонаследии» был введен майорат. Согласно этому указу вся помещичья (и вотчинная) земля по наследству могла отходить только старшему сыну, а при его отсутствии – одной из дочерей. Изданием этого указа правительство получало необходимые кадры, поскольку младшие сыновья умершего дворянина, лишаясь наследства, должны были добывать средства к существованию на государственной службе. Причем только один из трех братьев мог идти служить по гражданской части. В данный период наблюдается усиление личной зависимости крестьян от дворянства, что особенно связано с изданием Петром I указа «О запрете продажи крестьян без земли». С этого времени исчезает деление на крестьян и холопов, чему нимало способствовала реформа Петра I о подушной подати, которая также не разграничивала их. В крестьянстве выделились следующие группы: посессионные крестьяне (крестьяне, принадлежащие фабрикам и заводам); государственные (бывшие черносошные) крестьяне; дворцовые (несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями дворцовой власти); церковные (находились в ведении специально учрежденной Коллегии экономии); частновладельческие. Изменяется статус духовенства (как и русской православной церкви в целом), православные священники фактически стали государственными чиновниками, а Русская православная церковь – одним из государственных учреждений. Городское население было разделено на 3 гильдии: 1) первая гильдия – богатые привилегированные городские жители (банкиры, ювелиры, судовладельцы, богатые купцы с капиталом от 10 тыс. до 50 тыс. руб.); 2) вторая гильдия – более мелкие купцы и ремесленники (с капиталом от 5 тыс. до 10 тыс. руб.); 3) третья гильдия – все остальное городское население. При Петре I перестала собираться Боярска
|