Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Крещение Руси. Государство и православная церковь.






В языческой Руси нормы обычного права имели силу неписаного закона. Язычество отразилось прежде всего на обычном праве. Оно имело ряд свойств:
• во-первых, обладает двойной обязательностью — внутренней и внешней, т. е право измеряется не одной личной совестью и сознанием права.
• во-вторых, для сообщения ему внешней обязательной силы, ему придается религиозное значение, т. е. происхождение обязательных норм возводится к самому божеству.
• в-третьих, обычное право считалось прирожденным известному племени или национальности (Русская Правда);
• в-четвертых, как право, сохраняемое традицией, передачей, оно в высшей степени консервативно: ибо изменение его грозило разрушением самого права; отсюда — поступать по старине равносильно «поступать по праву».
• в-пятых, как право, не выраженное в твердой (письменной) форме.
В конце X в. (988 г.) сношения с Византией привели к принятию христианства, что произвело совершенный переворот во всех сферах правовой жизни: обычное русское право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковного права (многоженство, способы и условия совершения брака, отпущение жены, наложничество и пр.); с христианством явилась церковь, как учреждение внешнее, имевшее свои канонические законы, во многом несогласные с обычаями русских; наконец, с церковью явилось множество лиц из Византии (духовных и светских), образованных и влиятельных, привыкших к своему праву и не желавших подчиниться ни лично, ни по имуществу праву русскому.
Русью переняты ряд законодательных актов Византии:
Кодексы:
1) Эклога Льва Исаврянина и Константина Копронима (739-741 гг.), усвоенная в самостоятельной переделке;
2) Прохирон Василия Македонянина (870-878 гг.), называемый в наших кормчих «законами градскими» — памятник, богатый содержанием и близкий по духу к римскому праву; но в Книгах Законных из него реципировались только некоторые, наиболее необходимые и пригодные части.
3) Судебник царя Константина или Закона судного людям, который дошел до нас в двух редакциях (краткой и пространной) в кормчих и мерилах праведных. Он в рукописных кормчих иногда излагается вперемежку со статьями Русской Правды.
Влияние этих законов на право:
• членовредительные и болезненные наказания заменены денежными пенями и продажами;
• назначено определенное число послухов, смотря по важности дела;
• закон о подделке монеты (которой на Руси еще не чеканили) заменен другим;
• сфера действия реципированного права простирается в некоторых отношениях на все гражданское общество (право семейное и некоторые части уголовного), и во всех отношениях на некоторые классы общества («людей церковных»);
• для указания пределов непосредственного действия реципированного права возникли церковные уставы наших князей.

6) Законодательный акт — документ, исходящий от верховной власти и имеющий юридическую силу в пределах данного государства.

На раннем этапе законодательство носило чисто прецедентный характер, основываясь исключительно на обычном праве. В период феодализма повсеместно источником права был обычай. Постепенно складывалось представление о законе. У древних славян были попытки консолидации норм обычного права, самый ранний источник — «Закон русский». Он стал известен из русско-византийских договоров (907, 911). Этот закон и являлся источником «Русской правды» — самых ранних из сохранившихся уголовных кодексов + нормы византийского права. «Русская правда» сохранилась в трех редакциях (КРАТКАЯ, ПРОСТРАННАЯ, СОКРАЩЕННАЯ).

I. Краткая:
- Первые 17 статей — древнейшая часть («Правда Ярослава»)
- 18-26 статьи («Правда Ярославичей»)
- в последней четверти XI в. + 14+2 статьи
- 42 статья — Покон вирный
- 43 статья — Урок мосникам

ПРАВДА ЯРОСЛАВА
Появилась при Ярославе Мудром (1016 г. по повести временных лет, но возможно 20 годами позднее, повсеместно распространилась к 1036 г.) 1 ст. допускает кровную месть, но в исключительном случае, остальные 16 статей это право ограничивают (замена вирой — денежным штрафом), с указанием размера виры.

ПРАВДА ЯРОСЛАВИЧЕЙ
Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (1054-1074) издали 18-24 статьи. Время точно было установлено Тихомировым (судя по преамбуле, составу вельмож в повести временных лет в мая 1072 г. в Ижгороде). Постановления-уточнения связаны с выплатой виры лицам, относящимся к определенным социальным категориям. Чем? статус, тем? размер виры. Кровная месть допускалась лишь в исключительных случаях.
42 статья — Порядок сборов на содержание княжеской администрации (датировка?)
43 статья — Сбора на содержание должностных лиц (20-30-е гг. XI в.)
Собрание «Русской правды» относится либо к концу XI в., либо к началу XII в.

II. Пространная правда (по объему в 5-6 раз? краткой)
Новгородское происхождение (судя по терминологии), условно (!) состоит из 2-х частей:
- 1-52 статьи — Суд Ярослава Владимирича
- 53-121 статьи — Суд Владимира Всеводича
Рассматриваются различия судебного случая, оговаривается ответственность за различные правонарушения. Четко регулируются положения социальных групп: «Устав о закупах». Единственное произведение, где о закупах идет речь. Имеет 2 источника:
1) Краткая правда
2) Устав Владимира Мономаха (устав о резах — 0%, устав о закупах). Оба были приняты в 1113 г., Мономах счел возможным ограничить ростовщичество

III. Сокращенная правда (источник?)
Сокращенная правда сохранилась в поздних списках:
1) Юшков полагал, что сокращенная правда — сокращенный вариант Пространной правды (конец XII — начало XIII), а сокращенная версия относится к XV в. Пространную правду повергли редакции.
2) Тихомиров полагал, что название «Сокращенная правда» весьма условно. Текстологический анализ показал архаичный текст, более близкий к Краткой правде, нежели поздней по времени Пространной прады.
В дореволюционной истории не было единого мнения (1113 г.), в советский периода Тихомиров и Черепнин отнесли к началу XIII в. после восстаний 1207,1209 в Новгороде.
Значение 3-х правд:
1. Памятник юридической мысли
2. Источник по изучению социальной и экономической истории Руси
Появляется возможность реконструировать систему управления, статусы, функции вотчинного управления и государственного частично совмещались. Возможно проследить основные занятья населения, различные виды сельскохозяйственной деятельности. Упоминаются различные категории сельского и феодально-зависимого населения, говориться о торговле, страховании товаров. «Русская правда» — важнейший источник юридической, социальной и экономической истории Древней Руси.

7) государство и право в период феодальной раздробленности

Особенности феодальной раздробленности на Руси

Феодальная раздробленность – после второй четверти XII века, после Мстислава (сына Мономаха) в 1132 году не одному из правителей не удавалось, даже номинально, объединить Русь. В каждом княжестве все зависит от силы дружины, но каждый стремится посадить в Киеве своего человека, то есть это было престижно.

В это время были и совместные походы (против Половцев), но это был такой же эпизод как и борьба князей друг и с другом. Во всех городах появились свои династии (полоцкие князья, смоленские князья и т.д.) всего 12 княжеств. Но на этом дробление не закончилось и к началу татаро-монгольского нашествия было уже около 50 княжеств, а процесс этот продолжался и некоторые называют число 250. Некоторые из княжеств существовали годы, другие на протяжении всего периода раздробленности.

Специфика Руси в том, что здесь все происходило более мягко, законно, без особой узурпации. Князь делил всю свою землю, как оружие, одежду, между сыновьями, что и препятствовало централизации.

Вторая специфика связана с игом. С 1240 года единого пространства Руси – не было, вся земля была подчинена; западная часть – польско-литовскому государству, а восточная – от Золотой Орды, которая не считала русскую землю своей территорией, но считала зависимой. С XIII до XV века все князья получали свое назначение в Золотой Орде.

В результате сохраняя вроде бы автономию, Русь была вассальным государством.

Феодальный иммунитет – право феодала иметь свою дружину, свое право, назначать свои налоги и т.п., а подчинение Великому князю сводилось к вассальному признанию, плате дани и необходимости участия в совместных боевых действиях.

Именно тогда появились вольные, которые могли свободно метаться между князьями, причем с полным сохранением земли и другого имущества.

С укреплением Московского княжества феодальный иммунитет был слегка придушен (в XVIII веке)

Особенность феодального периода на Руси – подвижность людей, так как никакого прикрепления к земле не было.

Московское княжество выросло из Ростово-Суздальского княжества.

Новгородское княжество.

Высший орган – вече. Предпосылки к появлению республики в Новгороде сложились еще до периода раздробленности. Еще во времена Владимира-Ярослава Ярослав отказался платить дань своему отцу – Киевскому князю Владимиру, на сто последний хотел ответить походом, но умер. В Новгороде всегда верховодили очень близкие Киевскому князю люди, поэтому в нем не образовалось династии князей.

Киев окончательно утратил роль главенства в государстве и в 1132 году Русь распадается. Новгородцы решили, что князь над ними – не князь и в 1136 году собрали вече и выгнали князя Всеволода. После чего в Новгороде устанавливается правление вече, а князь становится приглашенным (но из княжеского рода, например, Александр Невский). Князь находился под вече, то есть вече могло выгнать его в любой момент.

На вече сходилось все взрослое мужское население и вместе решали все дела на вечевой площади (если судить по размерам площади, то можно предположить, что вече было избираемым). Решение принималось на вече единогласно (возможно голосование проходило криками).

Иногда в вече мнения разделялись и тогда могло дойти до кровопролития.

Кроме вече существовал боярский совет: “господа”, там был наследственный принцип и представляли интересы некоторой группы населения – одного из “концов” (вся земля делилась на 5 “концов” и 5 десятин). Он состоял из князя, архиепископа (который возглавлял “господу”), посадский, писальщик, старые посадские (посадники). Совет – высший исполнительный орган, который готовил решения для вече и надзирал за их выполнением.

В Новгороде существовало 2 администрации: посадская и княжеская, которые разделяли власть.

Князь должен был заключать договоры с Новгородом о том, что он может и чего не может.

Псков – был окраиной Новгорода, и стал самостоятельным только в 1348 году. В нем была та же структура управления, что и в Новгороде, только возглавлял “господу” - князь, не было писицкого, но были соцкие...

Характеристика Новгородской и Псковской судебных грамот.

Новгородская грамота дошла до нас не полностью, в отличие от Псковской. Деление на статьи в нем отсутствует (приблизительно можно разделить на 120 статей), но оно было дополнением к существующей “Русской правде”. Это документ не одного года, в ней присутствует преамбула в которой фигурирует дата принятия (1397 год), кем принят, кем одобрен, но дата противоречит некоторым фактам текста. В ней мало норм уголовного права (так как их много в “Русской правде”), но появилась ответственность за убийство родственников (раньше это дело рассматривалось церковью); проступают зачатки понятия государственного преступления (за побег в стан врага); появляется особая ответственность за храмские кражи (кражу из Псковского кремля); наказание за третью кражу – смертная казнь (рецидив).

В гражданском праве появляется понятие изборника (пахари, рыболовы), которые близки к институту закупов но в более цивилизованной форме. Немало статей посвящено наследственному праву, теперь все жители имеют право получать наследство. Регламентируется порядок заключения договора (когда просто в письменной форме, а когда в особом порядке и т.п.), появилось понятие залога.

Процессуальное право – тот же состязательный процесс (так же как в “Русской правде”), но больше внимания уделяется вызову в суд. Появляется институт боя – поединок между истцами (теперь нет ответчика, оба - истцы), в некоторых случаях (оговаривалось каких) можно выставлять вместо себя наймитов на поединок. Существует “суд братнины” – объединения вместе пирующих лиц (нечто вроде клуба), он рассматривает драки при употреблении и сделки под этим делом.

Вопросы мер и весов – под юрисдикцией церкви.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 428. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия