Древо Жизни 17 страница
В целом книга разделена на три основные части, каждая из которых содержит короткие приложения с изложением сложных и неоднозначных формул для изготовления амулетов, рисунки талисманов, порой довольно забавных, тексты колдовских заклинаний с подробными инструкциями по их правильному использованию Очень много места уделено в книге науке изучения ангелов, ангелологии, откуда черпали свои знания более поздние авторы, а предваряет книгу совет, касающийся видимого вызывания ангелов, а также правила относительно времени вызывания — месяца, дня и часа. Ближе к концу книги дается длинный текст молитвы или заклинания, содержащего выполненное в образцовой иудейской манере обращение к Богу как к царю, неоднократное перечисление в алфавитном порядке отличительных достоинств Бога, каждое из которых суть фазы особой силы и функция вселенной. Что же касается технических приемов раскрываемой в книге магической системы, то они сильно проигрывают по сравнению с вышеописанными двумя работами как в философском смысле, так и в принципе проведения работы, не говоря уже о стиле Первая часть книги — она одна будет здесь рассмотрена, поскольку последующие ее части вполне сопоставимы с «Гоэтией» и «Ключом», о которых автор рассказывал выше, — уникальна, так как в ней содержится попытка описать всю целостность небесной организации, иначе говоря, несколько слоев или планов астрального света. Сущность видения составляет описание небес, куда Ной был вознесен двумя ангелами огненной природы, хотя мало что из этого способно сильно впечатлить, поскольку не добавляет ничего нового к ныне уже известному, не предоставляет какой-либо новой информации, раскрывающей то, что мы с вами хорошо знаем Одно из небес, третье по счету, провидец характеризует как дом душ внутренних богов солнца и звезд, первому из которых служат бесчисленные фениксы, символизирующие возрождение и бессмертие Ною служили четыреста ангелов, каждый вечер они снимали с головы его венец и уносили к богу небес, а каждое утро приносили обратно и возлагали на голову На четвертых небесах провидец увидел сонмы ангелов со сверкающими мечами в руках для суда над людьми и посланников, приносящих решения Наивысшего, одновременно эти вооруженные духи пели и танцевали перед богом под аккомпанемент цимбал Устремив свой взгляд на пятые небеса, провидец увидел там и рассказал Ною о четырех различных орденах Стражей, которые, печалясь о своих падших собратьях-ангелах, тем не менее непрерывно пели и дудели в четыре вида труб, воздавая хвалу богу На шестых небесах находились изумительные по красоте легионы ангелов, еще более сверкающие и великолепные, чем яркое полуденное солнце Были там также и архангелы. Посреди этого величественного он увидел семь архангельских существ, каждое из которых было с шестью крылами, поющих точно в унисон. Самые высокие небеса виделись им в образе огненного света, окруженного архангелами и бестелесными существами и силами, в пламени небесного света, из которого сыпались яркие и чистые искры, виделось и самое лицо Бога. Громадная путаница, характеризующая любительские видения и попытки занятия магией, объясняется, по моему мнению, тем, что в самом начале ими не проводился ритуал изгнания пентаграммой, вследствие чего, несмотря на искренность и благородство стремлений провидца, в сферу его восприятия попадают какие угодно существа, оказывающиеся в астральной близости от него. Не всегда одержимость или элементарные познания заканчиваются провалом в результате отказа от проведения должным образом ритуала изгнания, но ввиду того, что всякие нежелательные существа беспрепятственно проникают и закрывают видение, оно начинает грешить непоследовательностью и прерывистостью. Отсюда и получается, что провидец, боясь ошибиться в делах столь высоких, не желая пропустить что-либо значительное в своем видении, но не утруждаясь, по недоверию к себе, проведением грани между высшим и низшим, записывает его целиком, мешая существенное с несущественным. Во многих случаях дело обстоит именно так, поэтому только когда астральная сущность абсолютно сильна, когда она сияет духовным светом, через который никакая другая астральная сущность даже и не смеет проникнуть без соответствующего на то разрешения провидца, видение можно проводить без предварительного защитного ритуала изгнания. Есть еще один важный момент, касающийся осторожности, о котором имеет смысл упомянуть, если мой читатель вознамерится практически проверить высказанную выше мысль. Использование печатей и сигилов из таких книг, как «Книга ангела Рациила» и «Маг» повышает опасность проведения магической работы, поскольку в древнееврейских словах содержится много существенных ошибок и опечаток. Совершенно неясно, преднамеренно ли они сделаны или нет, являются ли они следствием невежества переписчиков или случайности. Нетрудно понять, что если задача печати — установить напряжение в астральном свете, на которое должна отреагировать и поспешить явиться соответствующая сущность, то ошибка в тексте надписи приведет к аналогичной ошибке и в типе астрального напряжения, результатом может стать эффект противоположный ожидаемому, нередко вредный и иногда крайне опасный. Следовательно, прежде всего нужно обладать знаниями и способностью определить, где могут быть ошибки, и устранить их. Я неустанно повторяю всем — если человек, решивший заняться практической магией, не знаком с каббалой, все, что он делает, — делает на свой страх и риск. Занятия практической могией недопустимы без знания каббалы. Прежде чем задумываться о проведении практических экспериментов, читателю следует в обязательном порядке познакомиться с тремя основными методиками гематрией, нотариконом и темурой, а также знать тот аспект философии, в котором говорится о символизме древнееврейских букв, магическом алфавите символов, именах, числах и понятиях, относящихся к Тридцати Двум Путям Мудрости. Но хотя в сигилах и древнееврейских текстах имеются значительные ошибки, которые со всей очевидностью демонстрирует Барретт, тем не менее данный текст довольно точен и полезен, и я бы рекомендовал обращаться к нему всем серьезным читателям, поскольку польза от этого несомненна. Самыми лучшими из всех работ, которые легко достать и которые со всей полнотой освящают доктринальное содержание каббалы, являются книги Уайта «Тайная доктрина в Израиле» или «Священная каббала». Также читателям будут несомненно полезно почерпнуть основные каббалистические знания, а также получить полное представление об алфавите, печатях и символах из книг Корнелия Агриппы о магии, из книги Кроули «777» и работы автора «Гранатовый сад». А теперь мне хотелось бы остановиться на сравнении процессов,магии и йоги, тем более что есть полный смысл рассмотреть такое сравнение особо, поскольку, как уже говорилось ранее, йога не должна противопоставляться магии как система более совершенная. Йога и магия дополняют друг друга, обе эти системы составляют то, что сегодня мы привыкли называть мистицизмом. Если предположить, что магические иерархии соответствуют природным фактам и явлениям — а на этот счет ни у одного из нас не должно возникать и тени сомнения, — то с точки зрения философии, дающей нам рациональное объяснение магии, она не слишком сильно отличается от йоги, Пути Царственного Единения, как о том пишут многие авторы, к примеру Свами Вивекананда. Много раньше в данной книге уже говорилось, что сефирот Древа Жизни соответствуют различным богам, высшим существам, которые суть разумные управители эволюционных процессов, направляющие их в нужное русло; каждому богу подчинена соответствующая иерархия, состоящая из посланников — ангелов, архангелов, духов и разумов. Данная система классификации применима не только к макрокосму, но и к микрокосму. Основание Древа Жизни столь тщательно разработано и систематизировано, что его можно применить не только к процессам космического масштаба, но и к другим сферам, например к психическому, умственному и духовному развитию человека, фокусируя и сосредоточивая, таким образом, все поле универсальной деятельности в пределах человеческого организма. С Древом в целом соотносятся и двенадцать знаков Зодиака, и семь планет Если рассматривать человека в виде микрокосма в великой звездной и космической вселенной, то тогда, вполне естественно, что все планеты, элементы и силы имеют в нем свое отражение, то есть и сами знаки Зодиака в его природе представлены также отчетливо. Голове человека соответствует энергия Овна, Телец дарует человеку, плечам его силу и выносливость; Лев наполняет его сердце мужеством, а натуру — огнем; ноги человека, предназначенные для бега и прыжков, находятся под знаком Козерога. Это пример нахождения теоретических субъективных основ для теории онтологии и эпистемологии; вселенная существует только в пределах сознания человека, соответствует ему в его границах, и ее законы являются законами человеческого разума. В моей работе «Гранатовый сад» я вывел и показал в виде схемы соответствие между космическим сефирот, различными частями человека и чакрами, или, иначе, астральными нервными центрами, существующими в психодуховной части конституции человека. Дальнейшее проведение соотношений в свете ранее изложенных размышлений напрашивается само собой. В качестве примера, раскрывающего направленность моих предположений, можно привести следующий. Анахата-чакра, центр, расположенный в сердце или возле него, соответствует шестой сефире Гармонии и Равновесия, напрямую соотносится с такими священными сущностями, как Осирис, Гелиос, Митра и самосверкающий авгоэйд. Тот и все его божественные признаки — Воля и Мудрость — прекрасно соотносятся с аджна-чакрой, расположенной в центре лба, над глазами, тогда как чакра, высшая из всех, сверхчакра, великолепный лотос с тысячью лепестков, сахасрара, расположена на макушке, там, где резвится Адонай, и соответствует Птаху и Амону, это — скрытая космическая сущность, тайный творческий центр как макрокосма, так и микрокосма. Принятие субъективной теории несет с собой далеко идущие заключения, и истинное понимание этой точки зрения привнесет в сознание понимание бесчисленное количество раз и многословно повторяющегося определения о том, что вся вселенная и все пути универсальных сил нашли свое существование в человеке. Теперь я выдвигаю еще одну теорию — для того чтобы, к примеру, вызвать Артемиду и Хоншим и добиться единения с сущностью, определяемой этими именами, необходимо выполнить задачу высшей важности, идентичной — вследствие выведенных нами соответствий — пробуждению сил муладхара-чакры, и таким образом заставить змею кундалини двигаться, подниматься по Древу Жизни вверх, к венцу. Как видим, если одна система добивается результатов путем проведения ритуалов и вызываний, другая ведет к успеху через концентрацию и медитацию. Достижение магическими заклинаниями и неразрывным тождеством небесной мудрости Тахути есть то же самое, что и обретение способности проникнуть взглядом во внутреннее око истинной мудрости, поскольку это адекватно стимуляции аджна-чакры, органа духовного видения Творческой Воли посредством медитации. Точно так же единение личностного сознания путем выполнения теургических ритуалов с Ашер-Ун-Нефер и вхождение в его славу и неизъяснимое великолепие сопоставимы с направлением кундалини вверх по сушумне к разуму и пробуждению сил, находящихся в сахасрара-чакре. Для любого человека, знакомого с работой Вивекананды «Раджа-йога» или с ее адаптацией для европейского мышления, раскрывающей фундаментальные принципы учения, с книгой «Путь инициации», написанной Рудольфом Штайнером, результаты использования данной системы — в плане объяснения и эффективного воздействия на чакры — являются исключительно следствием работы Воли и Воображения. В книгах многих авторов читатель постоянно натыкается на совет: «Вообразите пламя или белый треугольник в сердце» или «лотос над головой» и т. д. Пробуждение свитого в кольца великолепия кундалини в спинном хребте, в муладхаре-чакре, расположенной на уровне копчика, сопряжено с усиленной концентрацией и с воображением нового вида духовной деятельности в этой области, вследствие чего спящая змея-богин просыпается, расправляет кольца и устремляется по сушумне к трону внутреннего бога. Магия же, предполагающая использовать тактические приемы, которые хоть и отличаются от методов йоги, но основываются, как я уже некоторое время пытаюсь объяснить, на том же — на Воле и Воображении, воздействуя на эти качества различными объектами в процессе проведения упорядоченных церемоний, дает удивительные духовные результаты. И предупреждения относительно йоги не менее строги и истинны, чем те, что применяются к магии. Возбуждение чакр, как и заклинание богов после вызывания управляющих духов, ведет к проявлению самых разных, гигантских по мощности сил, которые могут быть направлены на оператора. Те, кого «Гоэтия» относит к числу духов имеют тенденцию к немедленному росту и увеличению присущих им и дремавших в них до этого момента знаний в науке, философии и искусстве в самом широком смысле, к быстрому развитию тончайших эмоциональных качеств, способных любого человека ввергнуть в его внутренний огонь. Силы, которые, как говорил в «Йога-сутре» Патанджали, самъяна дарует какой-либо из чакр или идее, почти идентичны тем, коими маг наделяется вследствие проведения указанных в «Гоэтии» вызываний. Горе тому, однако, кто работает из жажды власти! Потому что именно в этом случае боги умолкают и не дают ответов! Духи со злобой набрасываются на него и разрывают его в клочья. Любую силу, нисходящую на мага, следует считать рукой святого ангела-хранителя. Следует запомнить, что змея должна уничтожить Руаха без всякой возможности для его возрождения, его нужно убить, чтобы присутствие ангела не стало ограниченным. Только тогда можно принимать даруемые силы и использовать их так, как того хочет ангел. И в йоге, и в магии это сознательный аспект медитации и вызывания богов, важнейшая составляющая работы. Если на человека снисходят силы — это прекрасно. Однако главной и священной целью обоих систем является именно расширение личностного сознания до бесконечности, нахождение истинного центра жизни. Честное стремление к цели и соответствующие, должным образом проведенные действия, искреннее духовное искание будут способствовать получению магом достойных результатов, поднимут душу его до невероятных высот Древа, где она обретет, согласно Ямвлиху, «свободу от страстей, трансцендентное совершенство и энергию гораздо более величественную, станет участницей божественной любви и несказанной радости». Но, помимо того, расширение сознания несет человеку «истину и силу, незамутненную чистоту и прямоту действий, и высочайшее проявление талантов».
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
ИНИЦИАЦИЯ И ГРУППОВЫЕ РИТУАЛЫ
В тех случаях, когда в сложной магической церемонии жаждут участвовать множество лиц, при условии, что каждый из них может играть активную роль в ней, используется форма групповых ритуалов, отвечающих поставленным целям, — так называемые драматические ритуалы. Таким образом каждый участвующий в них человек вносит в создание духовного проявления свою силу воли и энергию. Почти все мистерии древности имели в себе эту форму, и обряды инициации, посвящения в тайные братства, во все века проводились согласно этому принципу. Всем очень хорошо известно, что ритуалы особенно полезны в вопросах инициации. Имеется множество подтверждений, что массовые ритуалы были важнейшей составной частью мистерий на Тибете, где принятие в школу каждого лану сопровождалось соответствующим празднеством, ритуалом посвящения новичка к выполнению Великой Работы. Буддист-йог Миларепа пишет в истории своей жизни, что именно его гуру Марпа проводил над ним несколько ритуалов посвящения, в процессе которых в круг, или мандалу, где он стоял, вызывались различные божества и духовные силы. Кроме того, общеизвестно, что в брахманизме кандидат на инициацию проходит через ритуал посвящения и очищения. Из многочисленных письменных источников мы знаем также, что и в Древнем Египте существовали ритуалы инициации, считавшиеся весьма важными; дошедшие до нас сведения о магических обрядах обросли за многие века многозначительными деталями и важной, хотя порой и обрывочной информацией. Фактически, если основной принцип группового драматического ритуала, независимо от того, с целью инициации ли он проводится или преследует достижение определенного магического результата, служит посвящением в Великую Работу и возвеличивает, приводит в восторг сознание, то это неопровержимо свидетельствует что аналогично воспринимаемые церемонии проводились уже в глубокой древности. Основной принцип драматического ритуала идентичен таковому в любой другой магической церемонии, здесь также происходит своего рода вызывание Бога. Правда, в первом случае акцент делается скорее на эстетическую сторону, на привлекательность обря да для воображения, поскольку здесь в драматической форме показывается история жизни бога, течение событий, приемущественно основных, а иногда течение земной жизни идеального человека, или богочеловека, например Дионисия, Кришны, Вакха, Осириса, тех, кто самостоятельно достиг мудрости и духовной полноты, то есть тех самых качеств, которые ищет и теург. Жизнь в заново созданной атмосфере, повторение дел, некогда выполняемых Богом, — наиболее эффективный, великолепный метод для возвеличивания души, для приведения ее в состояние восторга. Сам этот принцип называется поминовением и является неотъемлемой составляющей всякой магической церемонии. Любому, знакомому с книгой «Оккультная философия», становится совершенно очевидно, что Генрих Корнелий Агриппа и те, от кого он получил свои знания, в полном объеме понимали этот теоретический принцип, лежащий в основе данной формы магии. Он требует неоднократного повторения роли вызываемого бога, прохождения через события, происшедшие в период его земной жизни. Но мало того, что этот принцип должен составлять принятый драматический ритуал, каждый аспект этой вечной магической церемонии, неважно, выполняемой отдельным человеком или группой лиц, должен быть отмечен восторженным повторением ряда высших, значимых событий жизненного пути Бога, репетиция которых служит для того, чтобы придать большую значимость, акцентировать внимание на двойственности процесса, в котором есть обряд и вызывания, и посвящения. Даже в таком сравнительно тривиальном аспекте, как подготовка оружия и магических инструментов к работе, Агриппа вполне справедливо рекомендует видеть и повторять святые дела; в качестве примера поминовения, которое проповедует Агриппа, можно взять описанную в его «Четвертой книге оккультной философии» следующую процедуру освящения воды, которую он описывает так: «И тогда, когда мы освящаем воду, нам должно поминать, как Бог поместил небесный свод посреди вод, а также как Он сотворил потоки воды в земном Раю... так же, как и Христос принял крещение в Иордани, и как таким образом освятил и очистил воду. Более того, необходимо нам вызывать определенные божественные имена, соответствующие нашему занятию, как то, что Бог есть живительный источник, живая вода, источник милосердия и подобные имена». Читатель мог также заметить, что ритуал из «Гоэтии», о котором мы говорили в предыдущей главе, имеет также ярко выраженный поминальный оттенок. В тексте вызывания явно прослеживается попытка употребить властные слова из Священного Писания, где они используются для свершения определенных деяний. Правда, пример этот применительно к драматическому ритуалу далеко не из самых удачных. Для данного случая наилучшим примером послужит драма «Вакханки» Еврипида. Ритуал следует построить таким образом, чтобы каждый участник его не оставался безучастным, а играл отведенную ему роль, и в то же время действие должно быть непрерывным и последовательным. Иными словами, разработка драматических ритуалов требует несомненных знаний законов театрального искусства. Имеющиеся в нашем распоряжении исторические свидетельства со всей очевидностью показывают, что ежегодно разыгрываемая мистерия, посвященная жизни великого бога Осириса, царя Туат, на самом деле представляла собой сложный драматический ритуал его вызывания, церемонию поминовения, включающую в себя повторение почти всех действий, совершенных им в период его легендарного пребывания на земле, среди людей. В основе и этого празднования, и всех других, подобных ему, лежит вызывание того или иного бога, или аватары. Человеческих из них четыре — Парашурама, Рама, Кришна и Будда. Согласно этому, индийские астрологи отмечают на зодиакальном круге точки, называемые вратами аватар, считая их каналами поступления на Землю космической энергии. Это середины (15°) знаков Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея. В европейской астрологии они носят имена четырех евангелистов — Луки, Марка, Иоанна и Матфея соответственно. Считается, что человек, у которого хотя бы одна планета (лучше всего — Солнце) попадает в такую точку, находится под особым покровительством высших сил, и с помощью театрализованных повторений теург стремится привести свое воображение и сознание в состояние восторга, для того чтобы в высшей точке экстаза найти единение с божественным. Данный вид церемонии наиболее эффективен для людей с очень развитым поэтическим и эстетическим чувством. Совершенно очевидно, что символическое представление того, что раньше было фактическим духовным процессом для почитаемой Личности, не может не породить в теурге, за счет игры его воображения, высшего сочувствия и ощущения гармонии с этой Личностью, что и является высшей целью драматического представления. Короче говоря, в драме маг воображает себя богом, переживает за него все с ним происходящее, испытывает тождественные ощущения, а слова, которые во время действия им произносятся, служат дополнительным средством создания чувства еще большей идентичности. Именно это свойство драматических ритуалов заставляло несколько поколений магов не очень высокой степени посвящения использовать во время церемоний, помимо определенно театрального реквизита — масок и одежды, театральные же приемы, например гротеск. С центральной темой драматического ритуала мы сталкиваемся часто, наблюдая либо за проведением мессы в католической церкви, за ритуалом посвящения в младшие адепты ордена Золотого Рассвета или получения третьей степени (градуса) масонства, либо за дионисийскими празднествами в «Вакханках». В каждом из этих случаев в драматической форме повторяется жизнь просвещенного адепта, иначе говоря, в магической форме разыгрывается спектакль, центральная тема которого — жизнеописание существа, чье сознание стало божественным. Театральными средствами рисуется образ человека, который умирает фактически или в мистическом смысле, а затем воскресает, но уже как бог, излучающий божественную мудрость и силу. Именно потому, что для древних египтян Осирис был лучшим из примеров того, как личность может преодолеть свою связь с человеческим, обрести единение с Божественным и остаться для будущих поколений людей символом возрождения, в различных главах «Книги мертвых» умерший, обращаясь к судьям в Зале Судилища идентифицируется с ним. Драматический ритуал, который древние египтяне выполнили с целью вызывания Осириса в Абидосе, представлял собой театрализованное представление, состоящее из восьми действий. В первом показывалась процессия, где древний бог смерти, Упвавет, прокладывал путь Осирису. Во втором действии сам великий бог являлся в священной ладье, куда также позволялось зайти немногим, наиболее ярким паломникам. Путь ладье преграждала толпа актеров, представляющих прислужников и стороников Сета, врага Осириса... Затем следовало сражение, в котором, однако, противники наносили друг другу раны настоящим, а не бутафорским оружием... Скорее всего, сражение имело место в третьем действии и служило аллегорическим подтверждением триумфа Осириса. В четвертом на сцену выходил Тот и искал тело поверженного божества. После этого шли церемонии подготовки к погребению Осириса, затем похоронная процессия направлялась в пустынный храм, находящийся неподалеку от Абидоса, где Осириса клали в гробницу. Следующим действием была великая битва между Гором (сыном Осириса и Исиды), мстящим за смерть отца, и Сетом. В последнем акте появлялся сам воскрешенный Осирис и во главе триумфального шествия входил в храм в Абидосе. Но мистерии, театральные представления, в которых имитировались земные дела бога, разыгрывались не только в честь Осириса, но и в честь Исиды, Хатора, Амона, Пашта и других богов и богинь, не имевших своего земного воплощения. Целью групповых драматических ритуалов в их честь был вызов их. В католической мессе поминается божественная жизнь и служение Сына христианского Бога, смерть Спасителя на кресте, Его последующее воскрешение в славе и вознесение на небеса. В прошлом празднование мессы сопровождалось роскошными процессиями и пышными, помпезными мистериями или театрализованными представлениями; и здесь же следует признать, что в отсутствие магических приемов весь внешний эффект немногого стоит. В ритуале посвящения в третью степень (градус) масонства разыгрывается драматическое действо гибели великого мастера, Хирама Абиффа, и его последующее воскресение при помощи магического приема, после чего звучит то самое утерянное магическое слово, воскресившее X. А. Прекрасной постановкой и оформлением отличается принятый в ордене Золотого Рассвета ритуал посвящения в младшие адепты; здесь показывается очень насыщенная, богатая разнообразными событиями, в том числе и путешествиями, жизнь основателя ордена розенкрейцеров Христиана Розенкрейца3 как символа Иисуса Сына Божьего. Цель его также состоит в том, чтобы через сострадание, воздействующее на чистое воображение, теург смог идентифицировать себя с образцом сознания, символом которого был Розенкрейц, и чья жизнь перед ним разыгрывается. В одной из сцен ритуала, наиболее значительной и яркой, слуга иерофанта (верховного жреца) предстает перед другими участниками действа как бы мертвым, лежащим в пастосе, в мистической гробнице. С помощью молитв и заклинаний адепт символически воскрешается, каковым действием подтверждается пророчество, высказанное когда-то великим основателем. В торжественный час воскрешения, когда адепт выходит из пастоса, где он был погребен, уже в образе Христиана Розенкрейца, старший адепт произносит триумфальную фразу: «А я знаю, что Искупитель мой жив и что восстанет он в последний день на земле. Я есть путь, истина и жизнь, никто не придет к Отцу моему, кроме меня. Я — очистившийся; я прошел через врата тьмы к свету, я боролся на земле за добро; я завершил работу свою; я вошел в Невидимого. Я — солнце в его восходе. Я прошел через час облака и ночи. Я — Амон, Сокрытый, тот, кто открывает день. Я — Осирис Оннофрис, Оправданный. Я — Бог Жизни, торжествующей над Смертью; нет во мне ничего, что бы не принадлежало богам. Я — приготовитель пути; спаситель, ведущий к свету. Да будет свет во тьме. Прежде был я слеп, но теперь я прозрел. Я — тот, кто примиряет с Неизъяснимым. Я — обитатель Невидимого. Пусть снизойдет яркий блеск Божественного Духа». Эту поэму экстаза не следует рассматривать как просто набор звучных словосочетаний. Если адепт выполняет магическую работу должным образом, правильно, если он совершенно вошел в соответствующую магическую форму, полностью идентифицировался с сознанием Бога, то тогда другие участники церемонии почувствуют восторг, степень которого будет равна силе финального торжественного обращения. Наиболее общепринятые формы драматического ритуала применительно к инициациям происходят, с небольшими отличиями, почти так же. Сначала неофит, одетый в черную мантию, входит во внутренние комнаты Храма Инициации, где ему немедленно завязывают глаза, а талию обвязывают шнурком, затем он в сопровождении Стража подходит к возвышениям, находящимся в четырех главных точках, где сидят представители высших званий. Повязка на глазах неофита символизирует слепоту всего иллюзорного мира и невежество, в котором плавает человек нераскаявшийся, безвольная жертва трагедии — болезненного рождения, упадка и смерти. Тройная обвязка шнуром символизирует три основных элемента: Огонь, Воздух и Воду; черная мантия — символ тьмы жизни, а также Сатурна, который есть смерть, жнец всех людей. Неофит несколько раз обходит Храм, и в это время представители высших званий, а также высоких благодетельных богов, в недалеком теперь будущем — его наставники в магии, требуют от него рассказать о своих целях и устремлениях. Как видим, вся процедура немедленно вызывает в нашей памяти «Книгу мертвых», где в главе CXLVI1 и в следующих за ней, ангелы и боги, хранители священного Пилона, врат, через которые усопший проходит на пути в Аментет, требуют от него рассказа о своем деле. В ответ на вопрос о том, известно ли ему имя стража, — следует понимать, что это не имя, а символ, — и после заявления усопшего о том, что он пришел отвечать перед Тотом и тем снискать высшую мудрость, ангелы и боги по очереди дают усопшему разрешение войти. «Проходи, — говорит страж Пилона, — ты чист». Каждый желающий может увидеть в Британском музее превосходный ритуал инициации, называемый «Мистерия Судилища Души», восстановленный М. У. Блэкденом по тем главам «Книги мертвых», в которых рассказывается о восхождении усопших к Залу Судилища и о их последующем блаженстве на Острове Истины. Он совершенно ясно, в красочном, ярком стиле, показывает, что, вполне возможно, тексты, дошедшие до нас под названием «Книга мертвых», некогда составляли части, ритуала, использовавшегося в те дни, когда Египет, управляемый верховными жрецами, фараонами и адептами, достиг своего наивысшего расцвета.
|