Студопедия — Устное народное творчество. ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ УКРАИНСКОГО НАРОДА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Устное народное творчество. ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ УКРАИНСКОГО НАРОДА






Национальная особенность духовной культуры украинской го народа полно проявилась в фольклоре. С летопись них и других письменных памятников второй пол. XIII-первой пол. XVII в. видно, что в этот период прозаические фольклорные жанры были представлены легендами,, преданию, сказками, новеллами, притчами. Живая народная речь оперировала также значительными фондами пословиц, поговорок и крылатых выс охоты.

В жизни украинского народа важную роль играла календарно-обрядовая и семейно-обрядовая напевность: полуязыческой колядки, новогодние щедривки, веснянки, выразительные и купальные, обжиночные и свадебные песни, родильные мелодии и похоронные причитания. Народно-поэтические произведения воспевали труд и быт народа, его трудолюбие, воле любнисть, справедливость и честность. В них звучали мотивы уважения к старшим, любви к родному краю, ненависти к угнетателям. В этих произведениях проявлялись черты характера украинского народа, которые стали определяющими для его духовного склада.

Одной из ведущих тем поэтического творчества было оспи-тельное героического подвига украинского народа в борьбе протии внешних врагов - татаро-монгольских и турец ких завоевателей. Центральным персонажем многих тво ров был киевский рыцарь, борец против турок Михайлик, который взял на древко Золотые Ворота и привез их в Царьград за то, что киевляне выдали его врагу. Исследователи считают легенду о Миши пересказом сюжета какой-то эпической песни или былины периода Киевской Руси.

В XV в. на Украине зарождается историческая поэзия. Появление исторических песен и дум связана с борьбой ук раинском народа против турецко-татарской агрессии и польского господства, а также с возникновением казачества и Запорожской Сечи.

Древнейший пласт народных дум и песен посвящен темам борьбы против нашествия крымских орд и султанивськнх войск. Главный сборный герой этих произведений - казак-воин, патриот-защитник родной земли, мужественный и несгибаемый рыцарь. Таким он в бою и дальних походах, в турецкой неволе и на галерах.

Исторические песни и думы несли в себе важное идейное на-погрузки, формируя кодекс казацкой, рыцарской морали, воспитывая чувство патриотизма. В частности, такие идеи присущи думам о Алеши Поповича и бурю на Черном море, о плаче невольников, о побеге трех братьев из Азова, о Самийла Кошку, о Ваню Коновченко, о Марусе Богуславку, о казаке Байду.

Какой же смысл вложен в вышеназванные народно-поэтической ни произведения? Лейтмотивом думы о Самийла Кошку есть суровая кара за измену. Дума об Алексее Поповича отстаивает вы сока гражданскую и семейную мораль казака, осуждает все ее нарушения. В Думе про казака Байду отображены на родня представление об отчаянном украинского героя-ко Зака, которому в битве с врагами смерть за дело родителей щины не страшна.

Образы мужественных вожаков и героев освободительной борьбы украинского народа против шляхетской Польши (1648 - 1654 гг) и Султанивськои Турции воспроизведены в народ ней поэзии «Хмельницкий и Барабаш», «Корсуньская пере Мога», «Богдан Хмельницкий и Василий Молдавский», «Не тот хмель»,«Ой, Мороз, Морозенко, ты славный казак»,«Да ой как крикнул же казак»и других песнях и думах, которые сыграли важную роль в воспитании патриотич них чувств.

Несмотря на то думы были навеяны печальными событиями - неволей, каторгой, героической смертью отвешу них казаков, потерей родных, они одновременно проникнуты глу Боким оптимизмом, лирическим мировосприятием. Все это ста составляла характерную черту национальной психологии украин ского народа.

В духовной культуре украинского народа издавна весь ливе место занимали обычаи и обряды, регулируя поведение людей в семейной и общественной жизни. Своими корни ми они достигают суток родоплеменных отношений, связанных с бытом скотоводческих и земледельческих племен, а также с системой языческих верований. Наиболее важные среди них - обряды, связанные с бракосочетанием, рождением ди тины, похоронами.

Свадьбой издавна отмечали появление новой семьи. Его производили в свободное от полевых работ время. Одним.з эле ментов свадебного обряда было похищение невесты, о чем упоминает еще автор «Повести временннх лет». Свадебный обряд сопровождался обычаем выкупа невесты. Моло дый давал «вино» - делал подарки семье невесты. Брачный обряд состоял из сватовства, помолвки и свадьбы. Содержание сватовство состояло в заключении предварительного соглашения между представителями молодого - старостами и родителями невесты. После сватовства, которому предшествовали осмотр, происходит лось обручения с участием родственников новобрачных, которое проходило в торжественной обстановке.

Центральным событием обряда была свадьба, которое сопровождалось выкупом невесты и отрезанием ее косы. Впоследствии на смену ему пришло распускание косы, покр ния головы платком, распределение каравая подобное. Одной из особенностей брака по украинскому обычаю было свободное развода, с которым долго боролись церковь и светская власть.

Торжественно отмечались также семьи, крестины, ново солью. Если на семьи никого специально не приглашали, то в крестинах участвовало более широкий круг родственников и соседей. Для крестин выбирали кумовьев, особую роль ис нувалы бабы-повитухи. В обрядах, которые осуществлялись над новорожденным, сохранялся отголосок жертвоприношения древним языческим божествам.

Празднование обряда рождения сопровождалось ря дом магических действий, которые должны принести ребенку здоровье, щас тя, благополучия. Ребенка заворачивали в вывернутый шерстью вверх кожух, клали возле нее металлические изделия, что было связано с давним их обожествлением. Обязательным был обряд «очищения» сначала бабы-повитухи, а впоследствии и роженицы. Он заключался в ритуальном омовении рук водой и был связан с древними языческими верованиями в свя ния силу воды.

С утверждением христианства вводится церквей ный обряд крещения ребенка, поскольку считалось, что после церковного таинства крещения он приобщается к человеческому обществу. Крестными, как правило, выбирали близких родственников - братьев матери и сестер отца. Позже к обряду крещения стали приглашать друзей, соседей.

Похороны также сопровождались определенными обрядами, магическими действиями, которые являются отголоском древнего культа предков. В плачи-причитания, которыми сопровождался данный обряд, рассказывалось о тяжелой утрате родителей, детей, прославят лись их добрые сердца, трудолюбивые руки. Память покойного почиталась на поминках, где близкие делились своими воспоминаниями.

Обряд погребения был наиболее христианизированным. Церк ва вводила обязательные поминовения душ усопших через 9, 40 дней, а также через год, соблюдение которых стало морально-этической нормой. • В духовной культуре украинского народа значительное место занимали аграрно-календарные обряды. В них переплетались знания о природе с магическими действиями, которые должны обес чить плодовитость земли и животных, принести человеку достаток и благополучие. Они совпадали с циклами основных-соль скохозяйственных работ. Самые праздники приходились на дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего равно дения.

Среди череды зимних праздников украинский особо выделял ся период двенадцатидневные (Святки) с кульминационными дате 25 декабря (Рождество), 1 января (Новый год) и 6 января (Крещение).

Вокруг этих дат церковного и гражданского ка даря протяжении веков сложился чрезвычайно богатый комп лекс обычаев.

Одним из центральных праздников оставалось честь языческого бога Коляды. Сила традиции сыграла здесь большую роль. Накануне Рождества готовили различные блюда, среди которых было обязательным кутья, празднично убирали дом, накрывали стол. Кутью ставили рядом-со снопом ржи или пшеницы, символизирующий урожай в следующем году. Весь ным элементом данного праздника было колядование - позд ровление и добрые пожелания, которые высказывались в форме песен-колядок.

Празднование Нового года сопровождалось различными обрядами, среди которых обязательным было приготовления кутьи, совместная трапеза с родственниками и соседями, щедрування в вечер под Новый год и посыпки зерном в день Нового года. Об ряд посыпки зерном означавший пожелание здоровья и доб робуту, которые может принести только урожайный год.

Приход весны праздновался украинский как одно из самых более ожидаемых праздников сопровождался различными обря дамы, среди которых наиболее распространенными были проводы зимы. Они получили название масляной. Большой популярностью пользовались обряды, посвященные встрече весны - праздник веснушки, которое отмечалось в апреле-мае каждого года. Составной частью такого обряда было выпечки ри туального хлеба, который символизировал надежду земледельца на богатый урожай.

Среди весенних праздников украинский наибольшим богатством обрядовых действий и обычаев выделялся пасхальный цикл. Уста-новлено христианской церковью в честь чудесного воскр-тушению Иисуса Христа праздник Пасхи (Пасхи) в народном быту четко удерживало элементы языческой весенней ритуалистики. К ним следует отнести выпечки обрядового печенья, окраски яиц, весенние игры и танцы молодежи, культ предков, аграрно-магические, апотропеични, очистительные обряды и тому подобное.

До весеннего цикла обрядности входили так называемые «Ру сале». о как "есть упоминания в древнерусских летописях. Они совпадали с приходом лета, а позже были приурочены к христианскому празднику «Троицы», которое в народе называли «Зе Леной воскресеньем». Сохранилось обряд украшать дома, жил ловле помещения и двор ветвями зеленого дерева, по сыпать пола зеленой травой. Данным ритуалам предписания вался характер магических действий, поскольку ветви деревьев, зеленая трава были симзолом плодородия.

 

Языческое старославянское праздник Купала с давних да вен отмечалось 24 июня и совпадало с летним солнце стоянием. Православная церковь приспособила к праздникам ковки Иоанна Предтечи. Среди обрядов, которыми сопровождения джувалося этот праздник, наибольшее распространение получило пле тенью венков из различных цветов и трав, разжигание костров и перепрыгивания через них, купание или обливание водой, что означало очищение.

В обрядности, верованиях и поверьях украинский весь ливу роль играл хлеб, который сопровождал человека от рождения до смерти. С хлебом отец приглашал на крестины, с хлебом шли свататься, приглашали на свадьбу ля. Каравай в свадебном обряде играл одну из главных ролей. Хлебом и солью иметь благословляла молодых к он сия и им встречала, хлебом и солью приветствовали гостей. В пер вый день сева хозяин клал хлеб с солью на границе, чтобы был хороший урожай.

3. РОЗВРИТОК ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ. Начало книгопечатания. КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П. МОГИЛЫ

В процессе формирования украинского этноса мировоззренческие функции в обществе выполняла прежде религия. Рэли лургической представления накладывали свой отпечаток на эстетические вкусы и морально-этические предпочтения, влияние на жанровую струк тура художественной культуры.

Главными очагами культуры, как в прежние времена, оставались княжеские дворы, монастыри и церкви. У них сосредоточены образованные люди, велось летописание, пере-писувалы и переводили книги.

В период феодальной раздробленности важную роль в культурном развитии украинского этноса наряду с Киевом и Черниговом стали играть города Галицкой земли - Галич, Холм, Перемышль, Львов, а также Волынской - Владимир и Луцк. Однако Киев продолжал хранить свои давние традиции в духовной жизни славянских наро дов.

Наиболее образованным на Украине в то время было духовен ство, в руках которого сосредоточены школы. Значительная час тина грамотных людей было среди шляхты и-ремесленников. Грамотные люди, знатоки иностранных языков работали в кня зивських и епископских канцеляриях, готовили тексты игра мо, вели дипломатическую переписку.

Захват украинских земель польскими и литов скими феодалами во второй половине XIV в. нанесло от слышимых потерь украинской культуре. Вместе с тем в этот период шел непрерывный процесс многостороннего спил ковки украинского, белорусского и литовского народов, расширение взаимовлияний в сфере культуры. Например, реформация, которая началась в Европе в первой половине XVI в., Способствовала распространению в Польше гуманистических и протестантских течений. В свою очередь, прогрессивные идеи, что распространялись в Польше, имели большое значение для украинской инской культуры. Развитию прогрессивных традиций в куль турах обоих народов способствовала борьба с феодальной реакции этой в форме контрреформации.

Вместе с тем следует заметить, что в условиях национально-религиозного гнета развитие духовной культуры украинского народа осуществлялся медленно. Школы, как правило, существует вали при монастырях, церквях или поместьях крупных фео далее в. Учащиеся получали в них элементарные знания пись ма и арифметике. Более полное образование можно сдобу ты при крупных монастырях, однако монастырская образование было ограниченным, обучение велось на латинском языке. Кроме православных школ в некоторых городах Галиции и За карпаття действовали школы при католических костелах. Найста Ришо среди них была школа Львовского латинского ка ры, в которой в середине XVI в. обучение имело схоластической? и характер.

В XV-первой половине XVI в. много выходцев из Ук раины получали образование в Краковском, Пражском и Бо Лонского университетах. В списках студентов Краковского университета найдено более ЗО имен уроженцев Дрогобы ча и 70 - из Самбора. В этом университете учились студенты из Киева, Львова, Глинян, Мостиска и других городов. При Карловом университете в Праге был создан специальный «литовский коллегиум», где учились литовцы, украинская, белорусы.

Во второй половине XVI-первой половине XVII в. в Украине продолжали действовать элементарные школы при церк вах и монастырях, но это уже не отвечало требованиям времени. Потребности общества требовали образованных людей как для хозяйственной, так и культурно-просветительской дея тельности. За решение этой задачи взялся НЕ духовен ство, а светские круги - отдельные магнаты, шляхта и особенно горожане, которые стали объединяться в братства.

В настоящее время возникает новый тип школы - греко-славяно-латинская, в которой древнерусские культурно-образовательные традиции сочетались с позитивными достижениями захидноевропей-ской школы и науки того времени. Данный тип школы стал вы-значальним в развитии образования на восточно-славянских зем лях течение длительного времени.

Первым учебным учреждением такого типа в Украине стала Острожская высшая школа, основана около 1576 известным деятелем и меценатом украинской культуры князем Константином Острожским (1526-1608 гг.) Современники на Зивал ее «трехъязычный лицеем», потому учили в ней трех языков:

греческой, церковно-славянской и латинской, а еще - «Греко-славянском Академией».

Острожская школа сплотила вокруг себя известных в то время деятелей культуры. Писатель Герасим Смотрицкий (первая пол. XVI ст.-1594 гг) стал ее ректором. На ни ве образования и культуры плодотворно работали печатник Иван Федоров (г. н. Невид.-1583 г.), священник Демьян Наливайко (г. н. Невид.-1627 г., родной брат Северина Наливайко), монах Василий Суражский, публицист Клирик Острожский и др..

В Острожской школе преподавался курс «семи свободных искусств», который состоял из предметов тривиум (г тика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). По свидетельству известного церковного и культурного деятеля Украины Захария Копыстенский (г. н. Невид.-1627 г.) в Острожской школе пра цювалы талантливые педагоги-ораторы, равные Демосфену и Софоклу, известные в то время ученые в области греческой, сло в 'славянской и латинского языков, математики и астрономии. Се ред иностранных ученых, которые сотрудничали с академией, были Кшиштоф Казимирский, профессор астрономии из Кракова Ян Лятос и высокообразованный Кирилл Лукарис, который впоследствии стал патриархом Константинопольским.

В конце XVI в. Острожская школа стала постепенно зане-падать. Причиной тому было усиление национально-религиозным лургической гнета после провозглашения Брестской церковной унии и смерть ее мецената Константина Острожского (1608 г.). Его последователи, приняв католицизм, не были заинтере кавлени в продолжении деятельности школы, которая вела активную борьбу против католической экспансии. В 1624 г. в Остроге осели иезуиты, которые открыли там свой коллегиум. Практически с того времени школа прекратила свою деятельность.

В развитии образования в Украине в конце XVI-начале XVII вв. важную роль сыграли братские школы. Провода ной из них была школа Львовского Успенского Брат ства, организованная в 1586 г. Стефаном Зизания, Юрием Рогатинцев, Иваном Красовским и другими деятелями украинского инской культуры. В дальнейшей деятельности школы важную роль сыграли такие известные ученые и писатели, как Лаврена-той Зизаний, Кирилл Транквилион-Ставровецкий и Иван Борецкий (будущий митрополит Иов), Сильвестр Косов и др.. Профессора философии этой школы Исаию Козловского пригласил в 1631 г. митрополит Петр Могила преподавать в Киевской Академии. Примерно поставленной делом нав жения и воспитания школа стремилась подготовить учителей и священников к практической работе на ниве образования, чтобы противодействовать влиянию антиукраинских иезуитских школ. Сту дент школы выступали публично с речами, а митро полит Михаил Рогоза позволил лучшим ученикам про повидуваты в церквях.

Обучение в братских школах начиналось с овладения славянской грамматикой, привитие навыков чтения и письма, изучение греческого языка. Во Львовской братской школе изучалась также латинский язык, знание которого дава ло возможность ученикам знакомиться с достижениями западноевропейской Европейского науки и литературы. К программам братских школ были включены поэтика, риторика, музыка, имевших важных ное культурно-просветительное значение.

В конце XVI-начале XVII вв. братские школы действовали во многих городах Украины. Кроме Львова и Луцка они были организованы в Галиче, Рогатине, Стрые, Перемышле. Городок, Комарно, Кременце и других городах. Все они строились по принципам Львовской братской шко лы, которая посылала им свой устав, помогала учебными пособиями, а иногда и учительскими кадрами.

При активной поддержке Львовской братской школы были изданы три учебника: «Букварь» Ивана Федорова (Львов, 1574 г.); грамматику «Адельфотес» (1591 г.), «Грамматику словенскую» (Вильно, 1619 г.). Грамматика «Адельфотес» была написана под руководством приглашенного во Львов выдающегося греческого филолога архиепископа двух языках: греческом и староукраинском и была призна чена не только для изучения языка. Данный учебник служил вступлением к изучению других наук диалектики, риторики, музыки, арифметики, геометрии, астрономии, медицины и богословия.

В 1615 г. была основана Киевская братская школа. Организаторами братства и основателями школы были ки ивськи мещане, ученые Захария Копыстенский, Тарасий Земка и Памво Беринда. Обучение здесь проходило по такому же принципу, как и во Львовской братской школе.

В начале XVII в. в Украине начали возникать иезуит ские школы. Первая из них была создана в Ярославе (1575 г.), затем во Львове и Луцке (1608 г.), Киеве (1615 г.), Каменце-Подольском и Остроге (1624 г.), Уж огороде (1646 г.) и в других городах.

Цель иезуитов заключалась в том, чтобы укрепить позиции католицизма, которые были взорваны-размахом реформационного движения, активизировать его экспансию на Восток путем идео-вания воздействия на массы с помощью школьного образования. Иезуитские школы, как правило, действовали в крупных городах и бу ли рассчитаны на молодежь. Обучение в них проводилось в течение пяти лет. В I-III классах изучали грамматику латинского, греческого, польского, а иногда и церковносло вьянськои языков. Доминирующее место отводилось латинскому языку, на котором и велось обучение. В IV-V классах изучали риторику и диалектику. Выпускники иезуитских школ умели вести дискуссии с протестантами и православными.

Важным центром просвещения и научных знаний в Украине была Киевская коллегия, которая образовалась в 1632 г. в результате объединения Киевской и Лаврской братских школ П. Мо Гило. По своей структуре она имела семь классов: подго толки (элементарный), три младших и три старших. В подготовительном и младших классах изучались церковносло вьянська, книжный украинский, польский, латинский и удар ка языка. Позднее в программу были включены изучение западноевропейских языков. В старших классах изучались пое тика, риторика, философия и частично богословия. Ученики ко Легии получали знания и по другим предметам.

По уровню преподавания и глубиной научных знаний, которые получали учащиеся, Киевская коллегия была близка к за-хидноевропейських университетов. В ней преподавали известные ученые и общественные деятели, педагоги по философии - Исаия Козловский, поэтики - Антоний Пациевський, риторики - Сильвестр Косов.

В первой половине XVII в. Киевская коллегия стала своеобразным центром развития научных знаний в Украине, вокруг нее сплотились лучшие научные и литературные силы. Преподаватели коллегии внесли заметный вклад в раз виток отечественной философской и исторической науки. В ЗО-40-х годах XVII в. философию в коллегии преподавал Иосиф Кононович-Горбацкий, философские взгляды которого базу в лись на стихийно материалистическом восприятии мира. Его идеи сдержали дальнейшее развитие в философских курсах других преподавателей, в частности Иннокентия Гизеля. Прочитанный им курс психологии свидетельствовал о частичном уходе автора от средневековой схоластики, желание объяснить возмож ность познания человеческого разума с позиций сенсуализма.

Одновременно с философской мыслью развивалась исторического на. Повышенный интерес к историческому прошлому свидетельствовал о росте национального самосознания украинского народа, что сказалось на подъеме национально-освободительной бо борьбой против господства шляхетской Польши.

Много места в исторической литературе того времени отводы лось казачеству, которое в конце XVI-начале XVII вв. пере-творювалось в важную общественно-политическую силу, которая бо-ролась за социальное и национальное освобождение украинских го народа.

На фоне духовной культуры украинского народа виде ляется фигура выдающегося церковного и культурного деятеля, теолога и реформатора, ученого и организатора украинской высшей школы Петра Могилы (1597-1647 гг.) Он был на щадки молдавской княжеской династии, родственного украин скими и польскими аристократическими родами.

П. Могила воспитывался в Украине под руководством учи телив Львовской братской школы. Высшее образование получил в Западной Европе, где изучал теологию. Как архимандрит Киево-Печерской лавры, он 1627 был рукоположен в епы скопа во Львове, затем в течение четырнадцати лет пере бывал на должности киевского митрополита. Его деятельность охватывает широкие сферы церковной и культурной жизни того периода истории Украины, который по праву можно назвать Могилянской сутками. Он является автором ряда книг («Еванге лие учительной», 1616 г., «Анфологион», 1636 г.), многочисленных полемических проповедей.

П. Могила, будучии архимандритом Киево-Печерского монастыря, в 1629 г. составил «Литургарион или Служебник», в котором представлен текст литургии и других молитв и обрядовых обычаев, присущих только украинской церкви. Вместе с игу меном этого же монастыря И. Трофимовичем П. Могила был соавтором эпохального произведения этой эпохи «Православное исповедание веры». Данный катехизис представляет основы веры пра вославнои церкви, очищенной от чужих влияний. По прове Дэну работу ГИ. Могила был награжден степенью докт ра богословских наук. Это произведение было распространено также и среди неправославных христианских народов, а в Украине залиишився единственным учебником в обучении вере вплоть до XIX в. Кроме того. П. Могила был автором «Требника», в котором описан порядок богослужений, связанных с разными ми обстоятельствами кг случай болезни, неурожая, посвящение нового дома и тому подобное.

П. Могила приложил много усилий для подъема Киев ского Богоявленского братства. Он провел реформу Ки ивськои братской школы вроде западноевропейских коллегий и с тех пор она стала именоваться Киево-Моги-лянською академией. Вокруг академии он сплотил вы значительных ученых-теологов. Столицу Украины Киев называли тогда Могилянским Афинами. За счет прибыли мона Стыри П. Могила организовал перестройку церкви Киевской Софии и Спаса и провел раскопки руин Десятинной церкви. Он также осуществил мероприятия для канонизации всех печорских угодников.

Образование и школы в Украине тесно связаны с разви ком печатного дела. Эпохальный изобретение печати Ев рассоле начал немецкий изобретатель И. Гутенберг, который в 40-х годах XV в. разработал технологию печатного про процесса. Он изобрел способ изготовления печатных форм с применением подвижных литер и сконструировал печатник ский пресс. Это изобретение быстро распространилось на все страны Западной Европы. В XV ст. первые типографии возникают в ве ших славянских городах - Праге и Кракове, а с нача ком XVI ст. - На украиньских-белорусских и литовских землях.

Точная дата начала книгопечатания на украинских землях неизвестна. Исследователи долгое время придерживается вались мнения, что первой печатной книгой был «Апо стол», изданный во Львове Иваном Федоровым в 1574 г.

Вместе с Петром Мстиславцем они основали в 1564 г. типографию в Москве, где выдали «Апостол», а в 1565 г. «Часовник» для церковных нужд. Однако деятельность перво-печатников в Москве длилась недолго. Преследований властей ми светскими и духовными, они вынуждены были уехать в Великое княжество Литовское. Здесь в имении литовского гетмана Г. Ходкевича, потомка древнего украинского ро да, в г. Заблудове печатники издали в 1568-1569 гг "Евангелие гели учительной» и «Псалтырь». После этого их пути углу йшлися: Петр Мстиславец переехал в Вильно и с помо щью мещан Кузьмы и Луки Мамоничей открыл печатник ню, где было издано «Евангелие» (1575 г.) и «Псалтырь» (1576 г.). В свою очередь, Иван Федоров в Заблудове опубликованы ковал «Псалтырь с Часословцем» (1570 г.). На этом заблудивский типография прекратила свою деятельность.

В конце 1572 г. Иван Федоров переехал во Львов - важный в то время экономического и культурного центра Украины. Здесь с помощью мещан он основал типографию и 1574 г. издал «Апостол» и «Букварь» («Азбуку»). Выход в свет «Апостола» - знаменательное событие в истории украинской культуры. Данная книга способствовала развитию украинской литературы, сыгравшее важную роль в защите украин ской национальной церкви и национального дела вообще. В конце львовского издания «Апостола» И. Федоров поместил герб Львова и свой собственный герб, который был своеобразие ним экслибрисом знаменитого печатника. В послесловии к «Букваря» он писал, что намерен позаботиться и об издании других нужных книг. Это ему удалось осуществить с помо щью князя К. Острожского в г. Остроге. Он напечатал «Букварь» (1578 г.) для нужд основанной там школы, «Библию» (1581 г.) - первое полное издание на славянском языке. Вернувшись во Львов в 1582 г., печатник через ряд материальных затруднений не смог продолжать дру-лекарственного-издательскую деятельность.

Иван Федоров умер 15 декабря 1583 и был похоронен на территории Онуфриевского монастыря. На его могиле благодарны львовские мещане установили надгробие с напи сом: «... друкование занедбалое обновили». Место захоронения и надгробие не сохранилось, а надпись дал толчок для вы вать новых гипотез о существовании книгопечатания на Украине до Ивана Федорова.

Одна из таких гипотез связана с именем львовского мещанина Стефана Дропана, который в 1463 г. возобновил Онуфриевский монастырь, основанный еще князем Львом Данило вичем. В документах XVII в. есть упоминание о том, что В 1460 г.

С. Дропан подарил монастырю собственную типографию. Эту гипотезу поддерживает современный исследователь истории книгопечатания-вания в Украине А. Мацюк *. Документальные данные об этом найдено в книжных фондах василианских монастырей Центрального Государственного Исторического Архива в Львове. Несмотря на отсутствие дофедоривських старопечатных, гипотеза о начале книгопечатания в Украине к И. Фе доров имеет право на существование.

Вслед за львовской и Острожской типографии были организованы и другие, которые действовали не только в городах (Киев, Ро Гатино), но и в селах при монастырях (Крылос, Стрятини, Почаев, Угерци).

Значительный вклад в развитие книгопечатания сделали С. Будзина, Т. Земка, Я. Шелига, С. Рогаля, путешествующий печатник П. Людкевич и др..

Среди старопечатных в XVI в. появились многочисленные произведения на украинском языке, а также переводы с юго-славян-ских оригинальных произведений. Достопримечательностью перевод ной литературы является «Пересопницкое Евангелие», переведено с болгарского языка на славяно-русскую Михаилом Василевичем с Сянока (1556-1561 гг.) Данная книга знаменита тем, что она является наилучшим образцом украинского языка того времени и особенно славится своим исключительным художественным оформлением.

4. ИДЕИ РЕНЕССАНСА В УКРАИНЕ. Полемическая литература. Летописание

Развитие образования и книгопечатания в Украине в XVI-первой половине XVII в. сказался и на литературной жизни. Проблематика литературы этой эпохи обусловливалась татарским бедствиями, литовским и польским поневы-лением, междоусобными распрями местных феодалов, а также еретическими движениями. Она нашла свое отражение в ораторско-Учительних, агиографических, историко-публицистических и полемических произведениях.

Тогдашний литературный процесс в Украине развивался под влиянием болгарского и сербского литературы. В 1375 г. митрополитом Киевским и Литовским стал ученик и последователь болгарского патриарха Евфимия Тырновского - Киприан. Впоследствии он же становится и митрополитом Мос ковский. Его родственник Григорий Цамблак в 1415-1418 гг занимает митрополичий престол украинских и белорусских зе мель за Великого княжества Литовского. Став митро политыми православных церквей, болгарские писатели-проповедники имели большое влияние на духовную жизнь Ук раины. Они написали много посланий, грамот, житий, по хвалу, торжественных речей, которым был присущ риторический стиль, совмещенный со сложными художественными средствами, Витона ность рисунка, драматизированные описанием природы.

Украинская культура начала XVI-первой половины XVII ст. переживала этап своего Возрождения. Характер ми ее признаками было распространение идей гуманизма, ярко выраженный антропоцентризм ренессансного мышления, утверждала величие и исключительность земного человека, пробу джувало интерес к человеческим ценностям. Наиболее ярко это проявилось в украинской литературе, которая создавалась ла латинское языке.

В развитии ренессансного гуманизма в Украине можно выделить три этапа. Первый (примерно до середины XVI в.) Типологическое схож с ранним итальянским. В настоящее время гуманистов интересуют общественно-политическая проблематика, вопросы этики и эстетики. Во втором периоде (со второй половины XVI-до начала XVII в.) Происходит ин пассивного разработка ранньогуманистичних идей в переплетении с реформационными, а также с идеями византийского Ведро ния, активно формируется историческое самосознание ук раинском народа, развивается идеал гуманистического па триотизму. Последний приходится на вторую треть XVII-по чаток XVIII ст. В течение этого времени разрабатывался весь комплекс гуманистических идей в значительно меньшей перепл тенью с реформационными, которые в этот период отвергались.

Основоположниками гуманистической культуры в Украине в XV-XVI вв. следует считать таких деятелей и ученых, как Юрий Дрогобыч, Павел Русин из Кросна, Лукаш из Нового Мяста, Станислав Ореховский и др.. Почти все они после одержанной тя высшего образования в западноевропейских учеб крыша действовали на украинской территории в так называемом Русском воеводстве.

В украинских гуманистов XV-XVI вв. мы относили только тех, кто сам осознавал себя украинским («русы ном») и постоянно это подчеркивал. Конфессиональные или языковые признаки при этом не принимались во внимание. Однако это не означает, что украинские гуманисты того периода не могут быть одновременно отнесены и к деятелям польской куль туры.

В становлении ренессансной течения украинской культуры заметную роль сыграли также польско-украинские поэты Григорий Русин из Самбора, Себастиан Кленович, Шимон Шимонович и др..

Распространение гуманистических идей в Украине начал Юрий Дрогобыч (Юрий Котермак, Георгий из Руси, Юрий из Львова), который родился в Дрогобыче около 1450 г. Вы шую образование получил в Краковском и Болонском универ тетах - крупнейших в то время гуманистических центрах Ев рапы. Впоследствии в Болонском университете он получил степень доктора философии и медицины, где в течение 1478 - 1482 рр. преподавал медицину и астрономию. В 1481-1482 гг занимал там же должность ректора университета медицины и свободных искусств. Вернувшись в Краков, работал профессором медицины и астрономии (1487-1494 гг.) По мер Ю. Дрогобыч в 1494 г.

Юрий Дрогобыч написал труд «Прогностическая оценка текущего 1483 года», которая была опубликована в том же году в Риме. В ней изложены отдельные научные знания фи лософии, астрономии, географии, в том числе впервые представлены гео графических координаты таких городов, как Львов, Дрогобыч, Моск ва, Вильно, Феодосия (Кафа). Это была первая печатная книга, автором которой был украинским по происхождению. Видо ми также его работы «Трактат о солнечном затмении 20 июля 1478», «Трактат из шести разделов о за затемнения» (1490 г.). Труды Ю. Дрогобыча были известны в то время во многих странах Европы, в частности в Италии, Франции, Германии. Венгрии, их переписывал для себя известный немецкий ученый-гуманист Гартман Шедель.

Одним из первых гуманистических поэтов Украины и зали-Нателла польской гуманистической поэзии стал Павел Русин из Кросна (около 1470-1517 гг.) Учился в Краковском и Грейсвальдсько. \ И у (Германия) университетах. В последнем нем работал бакалавром свободных искусств. В 1506 г. переехал в Краковский университет, где на посту магистраль стра преподавал римскую литературу. Некоторое время учителю вав в Венгрии. Свои стихи писал на латинском языке. По мнению польских историков литературы, Павел Русин ста ставляет целую эпоху в истории польско-латинской поэзии.

Заметным достижением новолатинской поэзии XVI в. была стихотворная сборник «Песни Павла Русина из Кросна» (1509 г.).

Павел Русин увлекался произведениями античных писателей Цицерона, Горация, Овидия, Персия. Он был первым гума-соприкасающимся поэтом в украинской литературе и одновременно осно-воположником гуманистической латинской поэзии в Польско му королевстве.

Лукаш из Нового Мяста (г. н. Невид.-ум. ок. 1542 г.) родился вблизи Самбора в городке Нове Место. В 1513 г. поступил в Краковский университет, где в 1517 получил степень бакалавра, а затем магистра свободных ми стецтв. Преподавал философию в этом же вузе. В 1522 г. Лу каш выдал заключенный им для студентов университета во ручник с эпистолярного искусства с посвящением своему зем страха - ректору Краковского университета Станиславу Белому.

Самой фигурой в восточнославянской культуре эпохи Возрождения был Станислав Ореховский - Роксолан (1513-1566 гг.) Он родился в с. Ориховци Перемышлянского округа Русского воеводства. Начальное образование получил в Перемышле. Потом учился в Краковском, Ви Венском, Виттенбергском, Падуанском и Болонском университетах, а также совершенствовал свои знания в Ве неции, Риме, Лейпциге. В 1543 г. после семнадцатилетнего пребывания за границей вернулся на родину, где занимался общественно-политической деятельност







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1684. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия