Митинг как форма конвенционального политического участия.
Участие граждан в политической жизни включает в себя различные виды их деятельности внутри страны, влияние на принятия политических решений и выбор лидера. Оно принимает многие формы - одни силовые, другие дипломатические. Одним из часто встречающихся типов политического участия являются выражение политического мнения и участие в политических митингах. Большинство людей не имеют опыта участия в них, однако подобные акции выступает более показательным примером недовольства и несогласия граждан государства с курсом политики, проводимой властями. На сегодняшний день все заметнее протекает процесс трансформации способов и механизмов формирования политического пространства, а также форм взаимодействия государства и гражданского общества. С помощью социальных трансформаций механизмы включения индивида во властные отношения через вхождение в какую-либо общность, осознание интересов данной общности и их представление во властных структурах, сменились на способы политического участия, которые диктуются субъектами политического процесса. Каждый политический актор вкладывает собственное понимание в действия властных структур, которые основывается на индивидуальных оценках политики, поэтому изучение митинговой формы политического участия является актуальной темой. Важности этой проблеме добавил и тот факт, что на данный момент времени в стране сложилась нестабильная общественно-политическая ситуация, вызванная главным образом митинговым движением, прокатившемся по стране после парламентских выборов 4 декабря 2011 года. И так, что же такое современное митинговое движение в России? Стоит отметить, что ни в западной, ни в отечественной политической науке не было дано определения дефиниции митинговое движение. Для полного понимания концепта, попробуем обратиться к нему через смежные с ним термины – «социальное движение» и «митинг». Термин «социальное движение» был введен в 1850 году немецким социологом Лоренцем фон Штайном в его книге «История французских социальных движений с 1789 года до настоящего времени».[59] Известный американский социолог, политолог и историк Чарльз Тили утверждает, что термин не существовал до конца XVIII века: несмотря на то, что такие его составляющие, как кампании, формы и демонстрации, имеют давнюю историю, только в настоящее время они объединены вместе для определения присущих социальным движениям черт. Социальные движения были созданы в Англии и Северной Америке в начале XIX века и с этого времени распространились по всему миру. Под социальным движением подразумевается - тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах[60]. Теперь стоит обратиться к термину «митинг». Это слово произошло от английского meeting, что переводится как собрание. Вообще под ним подразумевается массовое собрание для обсуждения злободневных вопросов текущей жизни, в поддержку определенных требований либо для выражения солидарности или протеста. Согласно ст.31 Конституции РФ, «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования». Федеральный закон от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» дает следующее определение митинга, как «массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера»[61]. Для политической системы любого действующего режима особым значением обладают формы и способы политического участия населения, которые выражают политический протест. Он являет собой разновидность негативного воздействия индивида или группы лиц на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия властей, затрагивающие интересы индивида в отдельности или целой социальной общности[62]. В итоге, если иметь ввиду приведенные выше определения «социального движения» и «митинга», то «митинговое движение» можно определить как единовременная организация массовых действий граждан, которые направлены на публичное выражение групповых и общественных интересов и удовлетворение потребностей социального, экономического и политического характера. Обратимся к самой дефиниции митинг. Наиболее часто встречающимися источниками митингового движения выступают: относительно слабая приверженность населения к преобладающим в общественной структуре ценностям, психологический фактор, который выражается неудовлетворенностью сформировавшимся положениям вещей, также следует отметить отсутствие должного интереса властвующих субъектов к потребностям и запросам граждан. Наиболее распространенной теоретической моделью, объясняющей причины протестного поведения, приводящие к митингам, демонстрациям является концепция депривации. Депривация представляет собой состояние недовольства, которое вызвано полярностью между реальным и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект. В том случае, когда сравнение социальной действительности с социальными ценностями порождает чувство глубокой неудовлетворенности и возникает ощущение, что при некоторых социальных и политических изменениях желанные цели могут быть достигнуты в относительно короткий срок. Если же описываемое расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый характер, то возникает мотивация участия в протестных действиях. Факторами депривации могут быть экономический спад, резкий рост цен и налогов, утрата привычного социального статуса, завышенные ожидания. Но для того чтобы митинг протест имел место быть необходим определенный уровень социального недовольства, признание силы и массовых действий в качестве приемлемого средства социальных перемен. Росту депривации и активизации протестных действий способствуют радикальные идеологии и лозунги[63]. Митинг возникает не только там, где присутствует неэффективные действия властедержателей, но и там, где имеется необходимый человеческий потенциал способный сформировать спонтанные или осознанные оппонирующим властям действия. В качестве примера можно привести российских граждан, которые отличаются так называемым долготерпением, привыканием к невыносимым социальным, политическим и экономическим условиям, но как только чаша терпения переполняется российский гражданин «дает волю чувствам и негативным эмоциям» посредством проведения и участия в различных акциях протеста. За подтверждением не стоит далеко ходить, достаточно вспомнить недавние события конца 2011- 2012 гг[64]. В зависимости от целей, митинг может приобретать различны формы. Можно выделить митинги в поддержку каких-либо требований или партий, чаще всего они проводятся в период избирательных кампаний, их можно назвать локальные; антивоенные; мемориальные и протестные.[65] Важно так же упомянуть функции, которые выполняют митинги, главным образом в России: во-первых, это форма местного самоуправления (круги, сходы); во-вторых, форма забастовки; в-третьих, форма мобилизации политического активизма[66]. Если говорить о форме, в которой проводится митинги, то среди них выделяются конвенциональные и неконвенциональные, то есть законные и незаконные. Первый тип митингов не только пытаются найти свой уникальный, неповторимый стиль жизни, но и выдвигают вполне определенные политические требования, в частности борются за идеал правового государства. Однако при всей нестандартности проповедуемого ими «образа жизни», все они действуют только в рамках Конституции, не переступая черту закона. Второй тип представляет собой незаконную деятельность, а именно деятельность подпольных политических партий, запрещенные шествия и тому подобное. Основной опасностью в этом случае является то, что он может привести к усилению интенсивности и переходу к неконституционным, в частности революционным формам, которые напрямую связаны с применением силы[67]. Для формирования стабильной политической и общественной ситуации в стране основной задачей властей на сегодняшний день является обращение повышенного внимания на конвенциональные формы политического участия, к которым относится митинг. Необходимо четко проработать вопрос о недопущении их трансформации в незаконные виды, которые могут подорвать конституционные основы государственности, например терроризм. Для того чтобы придать митингу цивилизованную форму, в демократически развитых странах гарантируется и обеспечивается свобода слова, формируется институт оппозиции, который представляет собой деятельность неправительственных партий и организаций. К примеру, в ряде государств оппозиция создает «теневые» правительства. Они постоянно оппонируют правящим структурам по всем важнейшим политическим вопросам, публикуют свои оценки и прогнозы, планы и программы попытки решения злободневных вопросов, имеющих важное политическое, социальное или экономическое значение для общества и государства[68]. Необходимо отметить, что любое протестное действия, осуществляемое даже в рамках закона, несет в себе угрозу существующему порядку и требует от властедержателей решительных мер и непосредственного внимания. И.А.Климов считает, что «эффективность протестного действия, понимаемая как способность добиться от власти выполнения предъявляемых требований, определяется двумя институциональными факторами: социальной мобильностью протестующих и респонсивностью власти»[69]. Социальная мобильность в этом смысле предполагает становление коллективного субъекта протестного действия. Если рассматривать респонсивность, то наиболее точное определение сформулировал А.Этциони, который определил ее как «чувствительность правящих верхов к нуждам членов общества, занимающих нижние ступени социальной иерархии». В качестве субъекта митинга как политического протеста выступают, как принято, оппозиционные к власти группы – политические партии, общественные и общественно-политические объединения и движения, а так же непосредственно граждане, недовольные проводимой политикой либо ситуацией, сложившейся в стране. Поводом для роста протестной активности чаще всего выступают непопулярные в обществе политические решения и действия властей[70]. В подобной развязке событий митинг протеста имеет более широкий резонанс, так как относятся к сложившейся «повестке дня», и получают дополнительную поддержку со стороны общественности. Если рассматривать факторы, которые помогают добиться успеха в достижении целей протестного действия, то стоит отметить, прежде всего, их умеренность, так как радикальные политические требования в большинстве ситуаций не добиваются у общества отклика. Особенно это проявляется в демократически развитых странах. Однако властям необходимо, чтобы митинговая форма политического протеста не превращалась в не конвенциональное. Например, вспомним недавние события во Франции, волна манифестаций и забастовок, которая прокатилась по стране в сентябре-октябре 2010 года в ответ на предложенную Президентом Николя Саркози пенсионную реформу, суть которой заключалось в повышении пенсионного возраста с 60 до 62 лет, получила мощную поддержку населения вследствие их умеренности и понятности большинству граждан. По данным опросов, проводившихся в это время газетой Паризьен, около 70 % французов высказались в пользу профсоюзных требований[71]. С точки зрения форм и способов действия, то на сегодняшнее время можно отметить, что наряду с традиционными формами протеста как митинги, забастовки, пикеты и т.д. большую популярность стали набирать так называемые спекулярные формы[72]. Среди них выделяются флэшмобы – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняя заранее оговоренный сценарий действий, а затем расходятся[73]; хэппенинги – форма современного искусства, которая представляет собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью[74]; и перфомансы – это форма современного искусства, в которой произведение составляю действия художника или группы в определенном месте и в определенное время[75]. Если говорить в общем, то это действия основываются на отсутствии необходимости получать разрешение властей на проведение мероприятий, ориентация на медийность. Даже тот факт, что подобные действия не соотносятся с выдвижением каких-либо четких и определенных политических требований, не мешает им завоевывать поддержку и популярность среди населения. Например, можно отметить проведение подобных акций в Белоруссии, прошедших после выборов в 2006 году. Несколько человек, собравшись в центре Минска, раскрыли газету «Советская Белоруссия» и начали рвать ее на мелкие кусочки. В другой подобной акции около 30 минчан демонстративно завязали глаза и отвернулись от установленного на площади экрана, по которому шло выступление прокурора Белоруссии[76]. В России спекулярные формы так же нашли своих приверженцев. К примеру, флэшмоб в Томске, в котором участвовали граждане в знак протеста на повышение платы за проезд в маршрутках. Горожане подходили к зданию Думы города Томска и кидали в него мелочь или флэшмоб в Калининграде, состоявшийся в марте 2010 года[77]. Преимуществом подобных акций являются более простые, оперативные и безопасные способы выражения общественного мнения или привлечения внимания к тем или иным проблемам, чем митинги, демонстрации, шествия. Среди положительных качеств, следует также отметить и экономичность, так как при относительно небольших затратах и материальных и людских ресурсов, достигается медийность и таким образом протестующие получают возможность привлечь внимание общественности к конкретным социальным и политическим проблемам. К отрицательным сторонам таких форм протеста относятся их деструктивный характер. Критикую власть, протестующие не выдвигают обоснованных требований и не предполагают альтернативных вариантов решения общественно значимых проблем. Кроме того, спекулярные формы протеста ориентированы преимущественно на узкие слои населения, такие как городская молодежь, имеющая высшее образование и студенты. Таким образом, несмотря на высокий уровень «технологичности», флэшмобы, хэппинги и перфомансы остаются своего рода экзотическими формами протеста и не воспринимаются большинством граждан всерьез[78]. Итак, можно сделать определенный вывод, что митинг как форма политического протеста является важной составляющей истинно демократического государства, он позволяет обществу, не удовлетворенному сложившейся в стране ситуацией представить в публичном пространстве свое видение проблем, выразить недовольство и одновременно сформировать комплекс позитивных ожиданий перемен.
*** Обобщая информацию изложенную в I главе «Теоретические основания политического участия» можно сделать следующие выводы. Политическое участие как понятие политической науки продолжает оставаться актуальным в работе изучения видов и форм концепта. Значительный вклад в изучение проблемы внесли такие известные западные авторы как С.Липсет[79], С.Хантингтон[80], Л.Милбрайт и др. Однако если западный политический дискурс представлен огромным количеством политических разработок в изучении предложенной дефиниции, то российская политическая наука представлена довольно узким спектром. Кроме того в арсенале имеется советские разработки теории политического участия, которые однако несколько идеологизировали этот концепт. Среди авторов данного периода можно отметить И.С.Кона[81], Э.Я.Баталова[82] и др. Наличие митингов протеста в политической жизни страны можно признать как показатель развития демократического государства, в котором право на свободу слова присутствует не только формально, но и применяется на практике. В данной главе были описаны основные теоретико-методологические проблемы исследования феномена политического участия. А так же установлен тот факт, что участие в политической жизни страны каждого является важным компонентом демократии, к построению которой стремится практически каждое цивилизованное государство. Это неотъемлемое право индивида принимать активное участие в политической жизни страны, что являет собой показатель эффективности канала связи между государством и гражданином.
|