Человеческое существо состоит из трех начал: тела физического, начала формирующего, или души и сознательной способности; эта последняя заключает в себе предыдущие отделы и объединяет тройственность организма 1.
Вспомним, что оккультисты всех времен и школ сходились на этом главном делении на три начала. Между тем, анализ этих начал, изучение их физических действий страстных или разумных, их ограничение анатомическое или психологическое, создало различные учения о подразделениях, впрочем, чисто анатомических. Но неизменное основание современного эзотеризма - это положение о трех началах 2.
1 "В человеке заключается тройственность, так же как и в Боге. Человек един лично, но тройствен по сущности; он содержит в себе дух Божий или душу, звездный дух и тело". (Paracelse, XVI-го века)
2 Закон всех этих подразделений был предложен на математических основаниях Эне Вронским в 1800 г. под именем "Закона Творчества".
Единое сначала проявляется в тернере (как в нашем первом анализе человеческого существа).
Из этих первых элементов происходят четыре второстепенных основание (3 + 4 = 7), что дает семь, число оснований, получаемых от первого анализа.
Но Вронский идет гораздо дальше, он определяет три новые элемента, полученные от действия элементов положительных и отрицательных и обратно, что доводит число терминов до десяти (десять Сефиротов Каббалы).
Приводя эти термины к единице, получим полный ряд Вронского, автора, давшего в XIX веке наиболее полный синтез.
Физическое тело - поддерживает все элементы, составляющие воплощенного человека. Желудок представляет центр его деятельности.
Астральное тело - одушевляет все части, составляющие воплощение человека; оно имеет центр деятельности в груди и представляет связующее начало человеческого существа.
Психическое существо - приводит в движение все, что составляет воплощенного человека, за исключением элементов, находящихся в зависимости от духа. Центр деятельности его находится в нижней части затылка 1.
Дух, соединяя в себе три предшествующие начала, управляет, освещенный разумом и при помощи воли, всем организмом. Дух имеет точку опоры в мозговом веществе, но, кроме редких исключений, он не бывает совершенно прикован к человеческому существу 2.
1 "В человеке три Матери: Голова, Грудь и Желудок. Голова создана из Огня, Желудок - из Воды, а грудь, находящаяся между ними, - из Воздуха". ("Sepher lesirah", II-е столетие, по Ad. Frafnck у).
2 "Голова есть седалище разумной души; грудь - души жизненной; желудок - души чувственной". (Robert Fludd, XVI век).