А. Расслабление
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Физически процесс пения представляет собой поток воздуха, в котором Вы произносите (атакуете) гласные звуки. Следовательно, для получения кантилены (legato) – основного качества правильно поставленного голоса (bel canto) – Вы должны научиться правильно атаковывать звук на непрерывном потоке воздуха. Поток воздуха и атака звука – это как бы две стороны одной медали – голоса. Основными компонентами правильно поставленного голоса являются: – дыхание (непрерывный поток воздуха), – глубина звука, – легкость вокализации. Физическими предпосылками для реализации основных компонентов должны быть приняты следующие: А. Расслабление. Б. Воображение. В. Движение. Рассмотрим их более подробно. А. Расслабление Во время пения тело должно быть расслаблено, не должно ощущаться напряжение каких-либо мышц – рук, ног, живота, межреберных мышц, плечевого пояса, шеи и т.д. В первую очередь это относится к мышцам живота и груди: живот должен быть расслабленным, мягким. Грудь ни в коем случае нельзя держать после вдоха «колесом», т.е. выпячивать вперед и в стороны, мышцы шеи не должны быть зажаты. Необходимо также, чтобы гортань во время пения находилась в свободном, естественном положенияя, не была зажатой, деформированной. Это же относится и к мышцам лица (внешним и внутренним). Нельзя манипулировать нижней челюстью, т.е. сильно ее опускать, якобы для большего раскрытия рта, так как при этом может происходить деформация гортани. Вредна какая-то постоянная маска на лице, например, вымученная улыбка, либо широко раскрытые глаза и т.п. Лучше будет, если лицо приобретет состояние «дебильности», но если Вы не хотите выглядеть таковым, то представьте свою голову привязанной на веревочке и находящейся на потолке, но это уже относится ко второму пункту, т.е. к воображению. Физическое расслабление мышц тела необходимо не только для того, чтобы гортань не была зажата, но и для правильной работы дыхания. При напряжении мышц в том или ином месте могут, во-первых, образовываться заторы (препятствия) потоку воздуха в воздушно-звуковом канале, и, во-вторых, блокируется психологическая связь эмоций (душевных переживаний) с дыханием и голосом. Дело в том, что эмоциональные импульсы воздействуют на голос через дыхание, изменяя интенсивность потока воздуха (в ту или другую сторону). Если при этом мы держим в неподвижном, статичном состоянии какие-то мышцы воздушно-звукового канала (его самого или вокруг него), то эти зажатые мышцы будут мешать дыханию реагировать на наши эмоции, как бы мы ни старались. В этом случае организму приходится прибегать отнюдь не к лучшему способу – перекладывать эту миссию с дыхания на работу самих связок, которые быстро изнашиваются от чрезмерного напряжения. Виноватыми в этом мы оказываемся сами, поскольку держим какие-то мыщцы в напряжении, не расслабляемся. Б. Воображение Хорощим певцом может стать вокалист, обладающий, помимо всего прочего, даром богатого воображения и безграничной фантазии. Например, для того, чтобы не манипулировать мыщцами лица, ротовой полости, горла, т.е. внешними и внутренними мышцами головы, лучше всего представить себе, что ее (головы) вообще нет; при вдохе рекомендуется вообразить, что у Вас вместо груди и живота образовался «колодец» и т.п. В. Движение - Наклоны туловища вперед, назад, - поднятие головы одновременно с наклоном корпуса назад, - движения руками вниз, вверх с небольшими колебаниями туловища («насос»), - толчок нижней частью позвоночника вперед, - небольшие приседания в коленях – вот основной перечень движений, необходимых для достижения двух целей: для активизации дыхания и осуществления правильной атаки звука. Человеку с так называемой «природной постановкой голоса», т.е. когда глубокое дыхание как бы само подается и может нормально «работать», казалось бы, эти движения и не нужны, однако категорически так утверждать нельзя. Часто певец, обладая хорошей подачей дыхания, поет, однако, плохо, и дело здесь в том, что он не умеет правильно атаковать звук, делает это не в том месте. Необходимые в этом случае движения могут помочь ему преодолеть эти препятствия.
1. Воображаемая модель – схема вокального аппарата. Во время вдоха нужно представить себе следующую схему Вашего тела: вместо груди и живота у Вас образовался «колодец», дно которого находится в нижней части живота (на уровне тазобедренного сустава). В зависимости от тех или иных надобностей на этом «дне колодца» будет располагаться один из следующих атрибутов: - твердая плоскость; - кислородная подушка (медицинская); - «пруд вибраций», т.е. жидкость, с плавающими маленькими птичками-нотами, которые будут вылетать при фонации звука. Кроме того, на «дне колодца» у Вас располагается очень существенная точка, называемая центром дыхания и звука. Если ее проколоть (мысленно) иголкой, то из этого маленького отверстия пойдет струйка воздуха (поток), и здесь же зарождается (атакуется) звук. Когда однажды один русский певец спросил знаменитого итальянского баритона Баттистини, как у него работает дыхание, тот ответил примерно так (показав на нижнюю область живота): «Дыхание нужно отсюда расходовать по капельке, а вы – русские открываете форточку и выбрасываете из нее свое золото!»
2. Получение «нейтрального» звука. А) При помощи «кислородной подушки» - Сделайте небольшой наклон вперед, опустите голову и руки, выдохните (через рот), расслабьтесь, - распрямляясь, вдохните (через нос) в нижнюю часть живота, представляя при этом, что у Вас образовался глубокий «колодец» в области груди и живота, а на «дне» этого колодца появилась «кислородная подушка». Руки во время вдоха могут вести себя двояко: в одном варианте они поднимаются вверх и несколько в стороны; в другом варианте Вы ладонями (горизонтальными) как бы загребаете воздух перед собой снизу вверх, сгибая руки в локтях. - Как только Ваше тело приняло вертикальное положение, вдох окончен. Тут же, безо всякой паузы и нарочитой задержки дыхания глубоко наклонитесь вперед-вниз и давите на «кислородную подушку» (мысленно, внешние мышцы живота должны быть расслаблены), представив, что Вы укололи ее иголкой. Из отверстия, «полученного» от укола иголкой, естественно, пойдет струйка (поток) воздуха, и тут же должен образоваться, как бы без Вашего участия, очень тихий, продолжительный, «утробный» звук, похожий на стон. Будем называть его «нейтральным», так как он не являет собой какую-либо конкретную гласную. Вспомните, как жалобно скулит (тихо завывает) собачка, потерявшая своего хозяина. Здесь важно представление, что звук образуется именно без Вашего участия – ждите, пока он сам не зазвучит в этой точке (в центре дыхания и звука) в выходящем потоке воздуха. Ваша задача – представить все это мысленно, сделать расслабленно, как бы нехотя, предоставляя «заниматься этим» самому дыханию. Этот очень важный момент и принцип – легкость вокализации – распространяется также и на пение полным голосом (forte). Итак: - вдох; - глубокий наклон, «нейтральный» звук; - подъем с быстрым, легким и глубоким (на «дно» колодца) вдохом (через нос). Подъем делаете не до вертикального положения, а остаетесь несколько согнутыми, руки висят, как плети (расслаблены), голова «болтается» – не держите ее шеей. Сделайте упражнение три раза подряд на одной ноте. Б) «Насос» Представьте, что Вы накачиваетет насосом шину колеса: - наклонитесь глубоко, расслабьтесь, руки держат ручку насоса; выдохните (через рот); - сделайте вдох на «дно колодца», не выпрямляясь; - при подъеме тяните руками ручку насоса, представляя, что у Вас образуется «нейтральный» звук на поршне насоса; - наклон с быстрым, легким, глубоким вдохом (в конце наклона); - подъем с «нейтральным» звуком. Итак, три раза на каждой ноте. Если у Вас не очень комфортно получается в данном упражнении «нейтральный» звук, помогите активизироваться дыханию легким движением тазобедренного пояса вперед при атаке звука, таким образом, при подъеме Вы будете немного прогибаться назад с небольшим подъемом головы.
В) «Вздох облегчения» Сделайте «классический» вдох (как в п.А), но в конце вдоха отклоните туловище немного назад (лицо направлено к потолку, рот открыт за счет поднятия верхней челюсти), кисти рук сложите на груди. Закройте глаза, мысленно загляните сверху-вниз на «дно» колодца и позвольте воздуху спокойно выходить оттуда вместе с «нейтральным» звуком (подобным стону). В случае не очень положительного результата (слишком много выходит воздуха, не можете тихо застонать на «дне» колодца, звук получается слишком громким и неглубоким) попробуйте представить, что вы укололи «дно» колодца иголочкой и в этой точке образовалось небольшое отверстие. Спокойно выпускайте воздух из этого отверстия и здесь же тихо произнесите звук «о» или «у» – три раза на каждой ноте. Человеку с очень плохим от природы дыханием можно порекомендовать еще один прием: надо представить, что центр дыхания и звука переместился из середины «дна» колодца в нижнюю часть позвоночника, и оттуда подавать дыхание и звук путем легкого, плавного толчка позвоночником вперед с небольшим приседанием в коленях.
|