Физическая (реальная) система дыхательного аппарата; работа (подача) дыхания.
«Искусство пения – это искусство дыхания!» (из высказываний итальянских маэстро пения). «Удаляя воздух из легких… медленно, постепенно и равномерно, что возможно лишь при диафрагматическом дыхании, мы всегда получим тон чистый, полный, твердый, сильный, продолжительный и ровный». (Высказывание известного певца и педагога XIX века А. Додонова, ученика Мануэля Гарсиа – знаменитого педагога-вокалиста итальянской школы пения). Чтобы понять, для чего в п.2 мы прибегали к разным ухищрениям при получении «нейтрального» звука, рассмотрим, в общем и целом, строение нашего вокального аппарата, и роль различных его элементов в процессе пения. Воздушно-звуковой канал состоит из следующих частей: ротовая полость, глотка, гортань со связками, трахея, бронхи, легкие. Общеизвестно, что непосредственным физическим инструментом первоначального зарождения звука являются голосовые связки (складки) гортани. Однако есть сведения, свидетельствующие о том, что кроме голосовых связок гортани, в процессе звукообразования принимает участие мембрана, находящаяся в трахее. Однако, по всей видимости, она не всегда включается в этот процесс, что зависит от метода (способа) подачи дыхания. Если дыхание подается не из глубины (со «дна колодца»), а является поверхностым, то мембрана трахеи может и не включиться в работу. Хотя есть основания предполагать, что колебания трахейной мембраны способствуют усилению работы основного резонатора звука – грудного. Кстати сказать, на последний могут влиять и бронхи, которые, по-видимому, могут создавать «трубный» эффект звучания. Итак, легкие опираются на грудобрюшную преграду – диафрагму, представляющую собой пленку, не подвластную нашему сознательному (управляемому) физическому воздействию. Эту диафрагму назовем «верхней» в отличие от воображаемой, «нижней» диафрагмы – см. ниже. Если мы захотим ею манипулировать, т.е. поднимать или опускать ее для регулирования подачи дыхания, то мы сможем это делать только через внешние мышцы груди и живота (так называемым брюшным прессом). А это чревато большими неприятностями, поскольку ведет к напряженному состоянию всего аппарата, в том числе и гортани, которая должна находиться в естественном, свободном состоянии. Кроме того, как уже упоминалось выше, когда дыхательные органы зафиксированы внешними мышцами, зажаты и неподвижны, теряется (блокируется) связь между ними и эмоциональными импульсами, тогда как последние могут влиять на голос только через дыхание. Именно поэтому первым пунктом основных принципов правильного пения в данной методике значится «расслабление». Однако вернемся к физике вещей. Внутри живота (в нижней его части) находятся так называемые, поперечно-полосатые мышцы, которые условно можно назвать «нижней диафрагмой». Это как раз то воображаемое «дно колодца», которое уже упоминалось выше и к которому в дальнейшем мы не раз будем обращаться. Итак, с этого момента повествования «дно колодца» и «нижняя диафрагма» – синонимы. Пространство межу верхней и «нижней» диафрагмами назовем «буфером» (в реальном смысле это брюшина). «Буфер» передает (если он не зажат внешними мышцами) физические воздействия от «нижней» диафрагмы на верхнюю диафрагму и наоборот. Следовательно, манипулируя «нижней диафрагмой» (т.е. внутренними поперечно-полосатыми мышцами), мы можем регулировать давление на легкие верхней диафрагмой, с ними соприкасающейся. Так как поперечно-полосатые мышцы являются внутренними, непосвященному, нетренированному человеку ими управлять сознательно затруднительно. Однако, при помощи различных психофизических воздействий и ухищрений, воображаемых и реальных, после определенной дозы тренировочных занятий «нижняя диафрагма» может заработать рефлекторно-автоматически. Основным способом физического воздействия на работу дыхательной системы – «нижняя диафрагма» – буфер – верхняя диафрагма – являются самые элементарные внешние механические движения различных физических элементов – органов нашего тела. К ним относятся характерные движения рук, ног, движение тазобедренного пояса вперед с небольшим приседанием; толчок нижней частью позвоночника в «нижнюю диафрагму», укалывание руками «дна колодца» и т.п. (смотри п.4 «Атака звука») Теперь, когда Вы представляете физическую, реальную схему строения и работы дыхательного аппарата во время пения, Вы без особого труда можете проанализировать и четко осознать те приемы, которыми мы пользовались при получении «нейтрального» звука в п.2. Тогда мы фактически занимались отработкой глубокой подачи дыхания при получении «нейтрального» звука, именно активизируя работу «нижней диафрагмы».
|