МЕХАНИЗМЫ ДЕТСКОГО ТЕАТРА
Е.Ю. Сазонов художественный руководитель ТЮТа засл.работник культуры России Пусть благосклонный читатель не удивляется «технократическому» заголовку этой статьи. Мы как-то привыкли к тому, что искусство – система образная, что театр – область эмоций и «поверять алгеброй гармонию» нельзя. В какой-то степени это так. Но многолетний опыт работы, как собственной, так и коллег-практиков, убеждает нас в необходимости все-таки попытаться обнаружить некоторые общие закономерности этой деятельности, выявить именно механизмы, управляющие процессом. В том, что таковые существуют, не приходится сомневаться: говорим же мы о механизмах памяти, доверия, экономических и политических механизмах, наконец. Другое дело, что «рациональное осознание эмоционального» не есть самоцель. Это скорее способ, позволяющий гармонизировать неуловимую сферу художественного, педагогического и психологического - вот мы и назвали основные составляющие того, что называется театром детей и подростков. Обыкновенно о детском театре пишут с некоторым восторгом. Что греха таить – автор статьи и сам неоднократно высказывался о нем подобным образом. Да и как удержаться от романтических сентенций, рассказывая о волшебном сценическом пространстве, тайне творчества, огнях рампы и прочих атрибутах театрального мира! Как не восхититься детской или юношеской увлеченностью всем этим! Как не возрадоваться пользе, которую театр приносит детям! Скажем больше: автор не отказывается ни от одного, пусть и восторженного, слова, когда-либо написанного им на эту тему. Автор даже полагает, что возвышенный стиль и впредь будет владеть им – в театре без этого нельзя. Но нельзя и без «механизмов» – если мы действительно хотим профессионально и всерьез взглянуть на проблему. Состоит же она, по нашему глубокому убеждению, в том, что профессия «руководитель детского театрального коллектива (студии, театра, театра-студии и т.д.)» – есть профессия совершенно особая. Для нас несомненно, что она является одной из сложнейших профессий, так как осуществляется «на стыке» двух сложнейших же систем – Детства и Театра. Как известно, современная научная мысль достигает своих вершин, используя межсистемные или, говоря точнее, межпредметные связи. Парадокс, а может быть логика, заключается в том, что наиболее яркие «смысловые прорывы» возникают чаще всего в этих «приграничных» областях. Когда резервы «прямого» исследования, казалось бы, исчерпаны, в межпредметных ситуациях открываются новые перспективы и возможности. Теперь о «механизмах». Их несколько. Назовем их сразу: -философский -педагогический -театральный Рассмотрим каждый в отдельности более подробно.
|