ЛАМЫ И ДРУЗЫ
Новая работа м-ра Олифанта «Land of Gilead» привлекает к себе всеобщее внимание. По выходу ее в свет последовали рецензии, но мы не обращались к этой теме вплоть до сего дня из-за отсутствия места. И даже сейчас мы скажем несколько слов не о самой работе — хотя вряд ли можно по достоинству оценить сочинения этого умнейшего автора, — но о том, что он рассказывает о друзах, этих мистиках горы Ливанской, о которых известно так мало. Возможно, мы сможем осветить эту тему по-новому.
Друз [полагает м-р Олифант] твердо убежден, что близится конец мира. Недавние события пока что совпадали с загадочными пророчествами его священных книг, и посему он с нетерпением ждет скорейшего воскрешения аль-Хакима — основателя и божественной личности этой секты. Чтобы понять это, необходимо вспомнить взаимосвязь теологии Китая и друзов. Считается, что души всех благочестивых друзов во множестве обретаются в некоторых городах на западе Китая. О конце мира оповестит приближение с Востока могучей армии, которая выступит против владычества соперничающих ислама и христианства. Эта армия, под водительством Универсального Разума, будет состоять из миллионов китайских унитариев. Христиане и магометане покорятся ей и двинутся в Мекку. Тогда появится аль-Хаким; по его повелению Небесный Огонь уничтожит Каабу и мертвые восстанут из могил. В нынешнем столкновении России с Китаем друзы видят осуществление священных пророчеств и ждут не дождутся наступления Армагеддона, в котором, как они считают, им предначертано сыграть выдающуюся роль. («The Pioneer»)
Мистер Лоренс Олифант, на наш взгляд — один из лучших писателей Англии. Он гораздо глубже знаком с внутренней жизнью Востока, нежели большинство авторов и путешественников, писавших на эту тему — не исключая даже Кептена и миссис Бертон. Однако и его острый и наблюдательный ум два ли способен постигнуть тайну глубоко мистических верований друзов. Начнем с того, что аль-Хаким не является основателем этой секты. Ее ритуалы и догмы никогда не разглашались, и знали о них лишь те, кто был принят в само Братство. Об их происхождении также почти ничего не известно. Что же касается их экзотерической религии — того, что из нее просочилось в свет — об этом можно сказать всего несколько слов. Полагают, что друзы — помесь курдов, марди-арабов и других полуцивилизованных племен. По нашему же скромному мнению, это потомки и смесь мистиков всех народов — мистиков, которые, перед лицом жесточайшего и беспощадного преследования со стороны ортодоксальной христианской церкви и правоверного ислама, с первых же веков магометанской пропаганды стали собираться вместе и со временем обосновались в твердынях Сирии и горы Ливанской и обрели там первоначальное пристанище. С тех пор они соблюдали свои верования и поистине оккультные обряды в строжайшей тайне. Впоследствии их воинственный нрав, величайшая смелость и единство цели, равно вселявшие страх в неприятелей, будь то мусульмане или христиане, подвигли их на создание независимой общины, которую можно назвать imperium in imperio. Друзы — сикхи Малой Азии, их община во многом похожа на канувшее в Лету «царство» последователей гуру Нанака, вплоть до мистицизма и неукротимой смелости. Но и те и другие теснейшим образом связаны с третьим, еще более мистическим обществом религиозных фанатиков, о котором ничего или почти ничего не ведают посторонние: мы имеем в виду братство тибетских ламаистов, известное как Братство Селанг42, которое почти ни с кем не вступает в сношения. Даже Чома де Кёрёши43, проведший несколько лет с ламами, едва ли узнал из религии этих чакравартинов (чакравартины — вращающие колесо) больше того, что они сами позволили ему узнать о своих экзотерических обрядах; о селангах же он не узнал решительно ничего. Тайна, окутывающая священные писания и религию друзов гораздо более непроницаема, нежели та, что окружает амритсарских и лахорских «Апостолов», чья Грантха44, неоднократно переводившаяся на европейские языки, хорошо известна. Европейские ученые и в глаза не видали ни одной из якобы имеющихся сорока пяти священных книг45 ливанских мистиков, не говоря уже об их изучении. Многие манускрипты никогда не покидали своих подземных Khalwehs (мест религиозных собраний), неизменно строившихся под молельными залами первого этажа, а публичные собрания друзов по четвергам — не что иное, как ширма, придуманная для отвода глаз чересчур любопытствующих путешественников и соседей. Воистину, странная это секта — «Последователи Хамсы», как они сами себя называют. Их уккаль46 — духовные учителя — помимо обязанности охранять, подобно сикхским акали, видимое место поклонения, представляющее собой лишь просторное пустое помещение, являются также и стражами мистического храма и «мудрецами», или посвященными их мистерий, что предпосылает само слово «Uqqal»: Aql по-арабски значит «разум» или «мудрость». Не подобает называть их друзами, ибо они почитают это за оскорбление; также они и не последователи Дарази — еретика-ученика Хамсы, а истинные приверженцы самого Хамсы. Происхождение этой личности, явившейся к ним в одиннадцатом веке из Средней Азии, чье сокровенное, «тайное» имя «аль-Хамма», совершенно неизвестно нашим европейским исследователям. Его духовные титулы таковы: «Вселенский Источник, или Ум», «Океан Света» и «Абсолютный, Божественный Разум». Короче говоря, все они — копии титулов тибетского далай-ламы, чье наименование — «Тропа к океану»47 означает «Тропа» или «Путь к океану Света» (Разуму), то есть Божественная Мудрость; оба титула совершенно одинаковы. Любопытно отметить, что еврейское слово Lamad также означает «тот, кого учил сам Бог». Некий английский востоковед недавно обнаружил, что в религии Нанака содержится многое от буддизма. (Статья «Diwali», опубликованная в «Calcutta Review».) И это вполне естественно, поскольку Индия — страна будд и бодхисатв. Но то, что религия друзов имеет много общего с религией индусов — хотя их разделяет географическая и этнологическая пропасть — кажется гораздо более непостижимым и странным. Тем не менее, это факт. По своим верованиям и некоторым ритуалам они более ламаисты, нежели любой другой народ на земле. Это можно оспаривать, но лишь в силу того, что Европа почти ничего не знает ни о тех, ни о других. Их система правления рассматривается как феодальная и патриархальная, в то время как она столь же теократична, сколь некогда была система ламаистов и сикхов. Мистический образ божества явлен в Хамсе, чей дух якобы водительствует ими и периодически воплощается в личности главного уккаля друзов, подобно тому, как он воплощается в царях-гуру сикхов, некоторые из которых, вроде гуру Говинды, утверждают, что являются воплощением Нанака, в то время как далай-ламы Тибета считаются воплощениями Будды. Между прочим, аббат Хук48 и прочие небрежно называют последних шаберонами и хубилганами (оба слова означают различные степени воплощения, но не Будды-человека, а его буддо-подобного божественного духа), не обращая ни малейшего внимания на различие в их наименовании: аль-Хамма, Хамса пришел из «Страны Слова Божьего». Но где была та страна? Сведенборг, североевропейский провидец, советовал своим последователям искать Утерянное слово среди иерофантов Тартарии, Тибета и Китая. К этому мы можем добавить несколько фактов, поясняющих и подтверждающих его слова. Лхаса, теократическая столица Тибета, обычно переводится как «страна Бога» — это, так сказать, единственный английский эквивалент, который мы смогли подобрать49. Отделенный Каракорумским хребтом от Малого Тибета, Большой Тибет находится на том же азиатском плато, на котором наши библейские ученые обозначают плоскогорье Памира50 как колыбель человечества, место рождения мифического Адама. Тибет или Ti-Boutta — производное от слова Ti, которое на китайском языке эквивалентно словам Бог и Буддха, то есть мудрость: стало быть, это страна Бога-Мудрости или воплощений Мудрости. Она также называется «Bod-Yid». Кроме того, «Yid» и «Yod» — синонимы апокалиптического и фаллического наименования Божества — Yod, еврейского имени Бога. Г.Хиггинс в своей работе «Celtic Druids» доказывает, что валлийские друиды изменили имя Bod-Yid на Budd-ud, означавшее у них «мудрость Yid’а» — то, что люди ныне именуют «богом»51. Говорят, что религия друзов — сплав иудаизма, магометанства и христианства, сильно окрашенный гностицизмом и доктринами персидских магов. Если бы люди называли вещи своими именами, жертвуя во имя истины собственным тщеславием, они могли бы признать обратное. Например, они могли бы сказать, что магометанство представляет собой смешение религий халдеев, христиан и евреев; христианство — смесь иудаизма, гностицизма и язычества; иудаизм же — египетско-халдейская каббализм, скрывающийся под вымышленными именами и легендами, приспособленными к отдельным эпизодам подлинной истории израильских племен. Тогда бы религиозная система друзов предстала как один из последних отголосков архаической Религии Мудрости. Она всецело основана на том элементе практического мистицизма, от коего время от времени расходятся ответвления. Они проходят под непопулярными наименованиями каббализма, теософии и оккультизма. Кроме христианства, предавшего анафеме искусство теургии — вследствие того значения, которое оно придает главной подпорке своей доктрины Спасения (мы имеем в виду догму о Сатане) — каждая религия, включая иудаизм и магометанство, почитает вышеназванные ответвления. Цивилизация коснулась своей материалистической, все-уравнивающей и все-разрушающей рукою даже Индии и Турции, и посреди грохота и хаоса рушащихся верований и древних наук воспоминание об архаических истинах стремительно угасает. Стало популярным и модным отрекаться от «стародавних и заплесневелых суеверий наших предков52; воистину, даже среди ближайших союзников тех, кто изучает теургию и оккультизм — спиритуалистов. Многочисленные вероисповедания и вероучения, стремясь следовать за циклической волной и помогая ей смести с лица Земли знания седой старины, остаются невероятно слепы к тому факту, что та же самая могучая волна материализма и современной науки подобным же образом сметет и их собственные устои; и только те религии, которые с самого начала упорно держались в стороне, воспринимают утраченные истины древности столь же живо, как и во дни оны. Друзы, внешне поддерживающие отношения и с мусульманами, и с христианами, всегда готовые читать Коран и Евангелия на своих публичных собраниях по четвергам, никогда не позволяли непосвященному чужаку проникнуть в мистерии собственных доктрин. Разум1 — единственный, кто сообщает душе (у них она смертна, хотя и переживает тело) животворящую и божественную искру Высшей Мудрости или, как они сами говорят, аль-Тамими, но она должна быть сокрыта от всех неверующих в Хамсу. Предназначение души — искать мудрость, цель же земной мудрости — познать Вселенскую Мудрость, или «Бога», как называют этот принцип в других религиях. Это доктрина буддистов и ламаистов, которые говорят «Будда» там, где друзы скажут «Мудрость» — одно слово представляет собою перевод другого53. «Несмотря на внешнее заимствование религиозных обрядов мусульман, готовность учить своих детей в христианских школах, использование арабского языка и свободное общение с инородцами, друзы даже более евреев остались избранным народом», — говорит писатель. Их исключительно редко, можно сказать, почти никогда не обращали в чужую веру; они выбирают себе жен и мужей среди соплеменников и весьма твердо придерживаются своих традиций, срывая любые попытки выведать их сокровенные тайны. Вместе с тем они не фанатичны и не жаждут прозелитов. В работе «Путешествие в Тартарию, Тибет и Китай» Хук с огромным удивлением говорит о величайшей терпимости и даже внешнем почтении, выказываемом тибетцами другим религиям. Великий лама или, как он его называет, «Живой Будда», которого два миссионера повстречали в Чон-Лонге, недалеко от Кумбума, превзошел их своими хорошими манерами, а также тактом и вниманием, учтиво проявленным к их чувствам. Однако двое французов не поняли и не оценили его поступка и, похоже, весьма гордились оскорблением, нанесенным ими Хубилгану. «Мы ждали его... cидя на канге... и намеренно не встали его поприветствовать, лишь слегка отвесив поклон», — похваляется Хук (том I, гл. 12). Но великий лама «ничуть не смутился»; увидев, что они столь же намеренно «не предложили ему сесть», он лишь взглянул на них «удивленно» — и было отчего. Когда их требник привлек к себе его внимание, он испросил у них «дозволения посмотреть на него»; а затем, поднеся его «торжественно к своему челу», произнес: «Это ваш молитвенник; мы всегда должны уважать и свято чтить молитвы других народов». Это был хороший урок, но они его так и не усвоили. Хотелось бы посмотреть на того христианского миссионера, который благоговейно поднесет к своему челу Веды, Трипитаку или Грантхи и публично выкажет почтение молитвам других народов! Однако если тибетский «дикарь», языческий хубилган был самою вежливостью и любезностью, то двое французских «лам Иеговы», как аббат Хук именовал себя и своего компаньона, вели себя как невежественные архаровцы. И подумать только, кичились этим в печати! Ламаисты не более друзов стремятся обрести прозелитов. Оба народа имеют свои «школы магии» — в Тибете подобные школы действуют при не которых лхакангах (ламаистских монастырях), у друзов же — в тщательно охраняемых криптах посвящений, куда не допускается ни один посторонний. Как тибетские хубилганы являются воплощением духа Будды, так и уккали друзов — которых некоторые писатели ошибочно называют «спиритуалистами» — являются воплощениями Хамсы. Оба народа имеют определенную систему паролей и знаков отличия среди неофитов, и мы знаем, что они почти идентичны, так как некоторыми из них пользуются теософы. В мистической системе друзов существует пять «посланников» — провозвестников «Слова Высшей Мудрости», занимающие то же самое положение, что и пять бодхисатв или хубилганов Тибета, каждый из которых является облеченным плотью храмом духа одного из пяти Будд. Давайте посмотрим, что можно о них сообщить. Имена пяти главных «посланников» друзов или, скорее, их титулы, ибо имена эти родовые, как в иерархии друзов, так и в тибетской, и по смерти «посланника» титул переходит к его наследнику — таковы: 1) Хамса54 или аль-Хамма (духовная мудрость), почитаемый как Мессия, устами которого глаголит Воплощенная Мудрость. 2) Исмаил — аль-Тамими (Вселенская Душа). Он подготавливает друзов к посвящению — преисполнению «мудрости». 3) Мохаммед (Слово). Его обязанность — надзирать за поведением и нуждами своих собратьев, своего рода епископ. 4) Салама (Предшествующий), именуемый «Правое Крыло». 5) Мокшатана Бохаэддин (Последующий), именуемый «Левое Крыло».
Двое последних являются вестниками между Хамсой и Братством. Превыше этих живых посредников, неизвестных никому, кроме главных уккалей стоят десять воплощений «Высшей Мудрости», последнее из которых возвратится в конце стремительно приближающегося цикла, хотя никто, кроме аль-Хаммы, не знает урочного дня. Этот последний «посланник», в соответствии с циклическим возвращением событий, является также и самым первым, пришедшим с Хамсой, то есть Бохаэддином. Имена этих Воплощений таковы: Али А-ллал, являвшийся в Индии (мы полагаем, Кабир); Албар — в Персии, Алиа — в Йемене; Моилл и Кахим — в Восточной Африке; Моисса и Хад-ди — в Средней Азии; Албу и Мансур — в Китае; Буддеа, то есть Бохаэддин55 — в Тартарии; откуда пришел посланник, туда он и вернется. Говорят, что Бохаэддин был на земле андрогином. Войдя в аль-Хакима — Халифа, исчадие зла — он понудил его к самоубийству, а затем послал Хамсу проповедовать, поручив ему основать Ливанское Братство. Следовательно, аль-Хаким — только ширма. Буддеа, то есть Бохаэддин — именно тот, кого они ожидают56. Теперь перейдем к иерархии ламаистов. Живых, воплощенных будд здесь тоже пять, и главный из них — Taley-Lama, от слова Tale — «океан» или «море»; его называют «Океаном Мудрости». Превыше него, так же, как и превыше Хамсы — только «Высшая Мудрость» — абстрактный принцип, эманирующий пять будд, включая будду Майтрейю — десятого «посланца», ожидаемого на земле (последний бодхисатва или Вишну в образе Калки Аватара). Но это будет все та же Единая Мудрость и воплотится она во все человечество в целом, а не в отдельно избранную личность. Но об этой тайне пока что ни слова. Эти пять хубилганов располагаются в следующем порядке: 1) Далай-лама в Лхасе — воплощение «духовной пассивной мудрости», исходящей от Гаутамы или Сиддхартхи Будды, иначе — Фо. 2) Панчен Римпоче в Ташилхунпо. Он представляет «активную земную мудрость». 3) Са-Дча-Фо — «Глашатай Будды», или «слово» — в Самбу. 4) Жюйсон-Тямба — «Предвестник» (Будды), в Великом Карене. 5) Чандзя-Фолан в горах Алтая. Его именуют «Преемником» (Будды). Шабероны на одну степень ниже. Они, подобно главным уккалям друзов, посвященные великой мудрости — Бодхи, эзотерической религии. Эти два списка «пятерок» являют огромное сходство между построениями обеих систем. Читателю следует иметь в виду, что в нынешней своей внешней форме они сложились почти одновременно. С девятого по пятнадцатый века теперешний ламаизм формировал свою ритуальную и народную религию, служащую хубилганам и шаберонам ширмой даже против любопытства среднего китайца и тибетца. В одиннадцатом веке Хамса основал и Ливанское Братство — и по сей день никто не раскрыл его тайн! В высшей степени странно, что ламы и друзы имеют одинаковую тайную статистику. Они исчисляют возраст большей части человечества в 1332 миллиона лет. Когда добро и зло, говорят они, уравновесятся на весах людских деяний (а ныне зло намного перевешивает), тогда дыхание «Мудрости» в мгновение ока сметет с лица земли шестьсот шестьдесят шесть миллионов человек. В оставшиеся 666 миллионов воплотится «Высшая Мудрость»57. В этом, должно быть, заложен аллегорический смысл. Но какое отношение может это иметь к числу «Зверя» из «Откровения» Св.Иоанна? Если бы о религиях Тибета и друзов было известно немного больше, то ученые убедились бы, что между туранскими ламаистами и семитскими «аль-хаммитами», или друзами, больше сходства, нежели подозревалось. И что бы ни рассказывали нам писатели о тех или других — все это лишь смутные догадки и предположения. Та малость, что стала известна об их верованиях, столь искажена предубеждением и невежеством, что ни один ученый лама или друз никогда не распознает в этих спекулятивных фантазиях и толики сходства со своей верой. Даже наводящий на глубокие размышления вывод, к которому приходит Годфри Хиггинз («Celtic Druids», part I, 101), верен лишь отчасти. «Нет сомнений, — пишет он, — что существовала тайная наука, которой некогда владели (древние) и, должно быть, охраняли ее самыми торжественными клятвами... и я не могу отделаться от мысли, что все еще существует тайная доктрина, познаваемая лишь в укромных уголках тибетских криптов...» В заключение скажем несколько слов о друзах. Поскольку Салама и Бохаэддин — имена, более чем подразумевающие слова «Лама» и «Будда» — посвящены в тайну прибежища Хамсы и могут вступать в общение со своим учителем, то время от времени они доставляют в Братство его наставления и указы. И по сей день эти уккали каждый седьмой год отправляются через Басру и Персию, Тартарию и Тибет в самую западную часть Китая и, по истечении одиннадцатого года, возвращаются с новыми предписаниями от аль-Хаммы. В связи с ожидающейся войной между Китаем и Россией, только в прошлом году вестник друзов, по пути в Тибет и Тартарию, миновал Бомбей. Это может объяснить «суеверное» представление о том, что «души всех благочестивых друзов во множестве обретаются в некоторых городах Китая». Именно на плоскогорье Памира — говорят они, вторя библейским ученым — находится колыбель истинной расы, но колыбель только посвященных представителей человечества, тех, кто впервые вкусил плода познания; они обретаются в Тибете, Монголии, Тартарии, Китае и Индии, куда переселяются также души их благочестивых и посвященных собратьев, вновь становясь «сынами Бога». Что означает это словосочетание — должен знать каждый теософ. Они не верят в басню об Адаме и Еве и говорят, что те, кто впервые вкусил запретного плода и, следовательно, стал «Элохимом», были Енох, или Гермес (предполагаемый отец масонства) и Сет, или Сат-ан — отец тайной мудрости и знания, обитель коего ныне, по их утверждению, планета Меркурий58, и которого христиане столь любезно обратили в главного дьявола, «падшего ангела». Их лукавый — абстрактный принцип, и зовется он — «Противник». «Миллионы китайских унитариев» может означать как тибетских лам, индусов и других народов Востока, так и китайцев. Друзы действительно верят в воскресение из мертвых и ожидают этого дня во время Армагеддона, который, однако, они произносят несколько иначе. Поскольку данная фраза присутствует в «Апокалипсисе», то некоторым может показаться, что друзы заимствовали эту идею из «Откровения» святого Иоанна-Богослова. Но ничего подобного. В тот день, когда, согласно учению друзов, «великий духовный план придет к своему завершению, тела мудрецов и правоверных растворятся в абсолютной сущности, и множества станут Единством». Это исключительно буддийская идея нирваны, равно как и идея ведантического конечного растворения в Парабрахмане. «Персидский магизм и гностицизм» друзов позволяет рассматривать святого Иоанна как Оанна — халдейского Человека-Рыбу и, стало быть, разом отождествить их поверье с индийским Вишну и ламаистским символизмом. Их «Армагеддон» есть попросту «Рамдагон»59 — вот и все объяснение. Христиане истолковали изречение из Откровения не лучше, нежели многие другие вещи, и даже евреи-некаббалисты не знают его истинного значения. Армагеддон ошибочно принимают за географическую местность, долину Ездрилонскую или Армагеддон, «гору Мегиддо», где Гедеон одержал победу над мадианитянами60. Это ложное представление, ибо данное название в «Откровении» относится к мистическому месту, упоминаемому в самых древних преданиях языческого Востока, особенно у туранских и семитских народов. Это просто некий род очистительного Элизиума, где собраны души умерших в ожидании Судного дня. Это доказывает стих из «Откровения». «И он собрал их на место, называемое... Армагеддон. Седьмый Ангел вылил чашу свою на воздух» (XVI, 16-17). Друзы произносят название этой мистической местности как «Рамдагон». Стало быть, весьма вероятно, что данное слово является анаграммой, как то доказывает автор книги «Комментарии к Апокалипсису» [Э.В.Х.Кинили]. Оно означает «Рама-Дагон»61: первый олицетворяет солнечное божество того же имени, а второй — «Дагона», халдейскую Святую Мудрость, воплощенную в их «Посланника» Оанна, Человека-Рыбу и нисходящую на «Сынов Бога» — посвященных любой страны; короче говоря, на тех, через кого Божественная Мудрость время от времени проявляется миру.
|