Обшие сведения
Сознательное и Бессознательное ментальное лечение (МЛ) известно с незапамятных времен истории человечества. Имеется огромное множество способов и методов МЛ, существующих в самых разных странах мира, у многочисленных народов, народностей и даже малых этнических групп, населяющих нашу планету. По приблизительным подсчетам в мире известно на сегодня более 200 различных видов народных методов лечения, включая МЛ. Методы диагностики и лечения комплементарной и альтернативной медицины сейчас широко распространены и занимают определенное место в здравоохранении современных стран Запада и Востока [1—10]. По данным опросов в западных странах в 1970-1980 гг. психическим лечением пользовались от 5 до 38% людей, причем большинство из них были женщины (50-78%), возраст пациентов составлял 40-60 лет, симптоматика заболеваний различная: 50% — хронические заболевания: ревматические, неврологические, сердечно-сосудистые. Улучшение достигалось в 31-65% случаев, ухудшение в среднем 6%, а при онкологии — в 21% случаев [5]. Популярность комплементарной и альтернативной медицины среди населения выросла в Дании до 18%, в Бельгии — 38%, в США — 43-69%, в Великобритании около — 60%, во Франции — 75% и еще больше в России, Болгарии и Бразилии, где эти методы многие века являются традиционными [10]. В последние десятилетия проблема здоровья людей в современных развитых странах мира встала со всей остротой в связи с резким увеличением заболеваемости и по- Когнитивная Психофизика. Основы 187 явлением большого числа нетрудоспособного населения. В первую очередь это связано с ухудшением качества среды обитания — загрязнением питьевой воды, воздуха, почвы, продуктов питания, дефицитом витаминов и микроэлементов, промышленным и электромагнитным загрязнением. Кроме того, особый вклад в нарушение здоровья вносит привычка людей к бесконтрольному и длительному применению разного рода патентованных фармакологических препаратов, вызывающих побочные эффекты. Указанные обстоятельства приводят к срыву адаптационно-приспособительных реакций у человека, формированию различного рода обострений и появлению широкого спектра нервно-психических заболеваний, а также хронических болезней, имеющих торпидный характер в виде синдрома хронической усталости (СХУ). Все вышесказанное в равной мере относится к европейским странам, России и СНГ [7-9]. Как указывает один из авторитетных специалистов в области традиционной и народной медицины России А.А. Карпеев, «во всем мире усилилась тяга к методам и средствам лечения, в основе которых лежат многовековые традиции народного врачевания, Определяя рейтинг причин, обусловивших это явление, многие аналитики ставят на первое место нарастающую неудовлетворенность населения академической медициной. Не отрицая этого фактора, не следует, на наш взгляд, принижать генетически укоренившегося в нас доверия к народным методам лечения, веры в их эффективность и безвредность [11]. Среди них центральное место занимают различные виды диет, поста, духовного целительства и психотерапевтического воздействия с учетом психологии верующего пациента, т. е. духовно-ориентированного лечения, основанного на христианских таинствах и любви [12, 13]. Очень точно и четко выразил значимость этого лечения профессор, доктор медицинских наук Б.С. Аникин, сказавший буквально следующее: «1. Духовное целителъство (мы ставим его на первое место и по значимости, и по 188 Дубров А. П. силе воздействия). Это не только благоприятное воздействие на верующего человека всей атмосферы церквей, монастырей, проходящей там службы, но и 1) лечебно-оздоровляющее влияние всего комплекса веры во все доброе светлое, мудрое; 2) четкое следование всем традициям и заветам Библии, в которых звучит вековая мудрость; 3) духовно очищающее, психологическое и психотерапевтическое воздействие образов святых, церковной-службы; 4) биоэнергетическое воздействие икон,церков-ного пения; 5) молитволечение» [14]. В фундаментальном трехтомном труде известного немецкого ученого, одного из самых видных специалистов по духовному целительству X. Визендангера последовательно рассмотрены все аспекты проблемы дистанционного ментального лечения — многочисленные используемые методы, проведенные и планируемые (глобальные!) экспериментальные исследования, практика лечения, возможные механизмы действия и другие вопросы [15]. Автор дает подробный анализ состояния здоровья населения Германии по основным видам заболеваний и обращает внимание на резкое увеличение количества людей, обращающихся в последние годы за помощью к лицам, практикующим духовное ментальное лечение. Основной причиной этой тенденции является массовое ухудшение состояния здоровья населения, связанное с различными социальными и экологическими причинами — увеличение плотности населения, проживающего в городских условиях, дороговизна медицинского обслуживания и лекарств, интенсификации труда на производстве, загрязнение воздуха, питьевой воды, продуктов питания и т. д. Приводимые автором статистические сведения из официальных правительственных отчетов сами свидетельствуют о масштабах заболеваемости: заболеваниями дыхательных путей (астма, бронхиты) страдают 8 млн человек, аллергией — 20-25 млн., кожными заболеваниями — 16,4 млн, психическими болезнями — 15-16 млн, онкологическими — 100 тысяч и т. д. Отсюда становится по- Когнитивная Психофизика. Основы 189 нятным стремление людей найти выход из создавшегося положения и воспользоваться проверенными веками традиционными народными методами лечения. Анализ сведений из социологических опросов по эффективности ДМ Л показывает следующее: перед тем как обратиться за помощью к целителям, пациенты страдали более 5 лет — 36%, менее 3 лет — 47% и менее года — 25%, причем 85% опрошенных лиц сообщили, что до этого 37% из них лечились у четырех врачей и 50% — у двух. Автор подчеркивает, что особенность молитвенного лечения состоит в том,что целитель использует свой дар для лечения любых видов заболеваний без всяких исключений. Используются различные методы и способы духовного лечения — молитва, групповое молитвенное лечение, рейки, лечение правой и по чакрам с длительностью одного сеанса от 10 до 30 минут. Опрос пациентов показал, что в результате дистанционного ментально-духовного лечения полное выздоровление отмечено в 5-16% случаев, при разного рода болевых синдромах — в 42% и четкое улучшение — в 40%, а ухудшение — 1—10 случаев. Указанное обстоятельство побудило Европейский Союз в Страсбурге провести исследования по проекту EUHEAL в 2001-2004 гг. по дистанционному лечению (на расстоянии не менее 100 км) больных синдромом хронической усталости и гипераллергией на химические вещества. В исследовании, проходящем как тройной слепой опыт, до окончания которого никто не будет знать результатов, участвуют 400 целителей из 21 европейской страны, у каждого из которых имеется не менее трех пациентов для лечения [15, 16]. В России, как традиционно религиозной стране в течение многих лет помощь больным людям оказывалась народными лекарями, включавшим ив свой арсенал многовековой опыт старших поколений в молитвенном и духовном лечении, связанный с заговорно-заклинатель-ским искусством восточных славян [17]. В Российском международном регистре комплементарной медицины за 190 Дубров А. П. 1999-2003 гг. приводится список лучших дипломированных народных целителей, включающий в себя 275 имен, 20 из которых (7,3%) заявляют о своей способности эффективно ментально лечить людей на больших расстояниях [18]. К сожалению, в России не проводились строгие научные исследования по влиянию молитвы на большие коллективы людей, как это было проведено в западных странах [19-26].
|