Студопедия — Измененные состояния Сознания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Измененные состояния Сознания






Трудности становления психофизики как науки были в свое время связаны не только с неординарностью изуча­емых ею явлений и феноменов, неизвестностью их приро-


174 Дубров А. П.

ды и действующих механизмов, но и с тем, что они про­являются в человеке во время так называемых особых измененных состояниях Сознания (ИСС). Проблема хро-нотопологических особенностей при ИСС давно интересо­вала исследователей, рассматривавших различные ее сто­роны, включая связь с обычным Сознанием, разного вида пограничными состояниями психики, психопатологией и психофизическими явлениями. Необходимо отметить, что все исследователи ИСС в своих работах подчеркивали ус­ловность их классификации, поскольку в силу многооб­разия состояний сам термин является весьма расплывча­тым. Нормальным состоянием можно назвать условно только состояние активного бодрствования, а все осталь­ные состояния Сознания являются, по сути дела, особы­ми измененными состояниями сознания.

Последний термин, на наш взгляд, вообще лучше под­ходит для объяснения того, с чем сталкиваются исследо­ватели в трансперсональной психологии, потому что каж­дое изученное психическое явление или состояние, будь то транс, медитация, камлание, гипноз или различные другие психические явления и феномены («астральная про­екция», «выход из тела»), имеют общие черты изменен­ной психики с характерными для них признаками.

В психофизике имеются особые состояния измененно­го Сознания, поскольку они отличаются от всех других как физическим контактным, так и дистанционным пси­хокинетическим действием человека на живые и косные объекты, а также наличием разного рода физических яв­лений, обычно не наблюдаемых в известных ИСС. В ис­тории психофизики известны случаи, когда во время ИСС проводились полостные операции в состоянии транса, ус­транялась катаракта или бельмо в результате камлания, происходило излечение после сеанса гипноза. Такие слу­чаи физических действий во время ИСС, естественно, сбли­жают их с психофизическими особыми состояниями.

Каждый исследователь, изучающий различные аспек­ты деятельности Сознательного и Бессознательного, при-


Когнитивная Психофизика. Основы 175

водит свою классификацию возникающих психических состояний и изменений функциональных систем организ­ма человека — дыхания, мышечного тонуса, пульса, аути-зации сенсорной сферы, гипермнезии, ЭЭГ, ЭкоГ, ЭКГ и т. д. В частности, трансперсональный психолог В.В. Коз­лов вводит понятие расширенного состояния сознания и отмечает по этому поводу: «В настоящее время в европей­ской психологической традиции нет общепринятой клас­сификации состояний сознания. Определения состояния сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выде­лить качественной разницы между ними» [58; с. 19]. Психолог С. Кардаш, рассматривая феноменологию ИСС, упоминает суженное состояние Сознания и подчеркивает: «...Спектр и глубина различных ИСС очень разнообраз­ны», и добавляет: «...феноменология ИСС невероятно слож­на и изучена далеко не полностью... Поэтому все класси­фикации ИСС, которые известны на сегодняшний день, либо ограничены, либо носят условный характер» [59; с. 20, 42].

Подобные высказывания ученых понятны, ибо сам тер­мин ИСС настолько же широк по своему содержанию и определению, как и другие общечеловеческие понятия — Космос, Вселенная, являющиеся мегапонятиями, не под­дающимися однозначному определению и классификации. Но на наш взгляд, лучше обратиться к древнему индий­скому учению йоге или китайскому дао — и все становит­ся предельно просто, ибо в этих учениях вопрос об уров­нях Сознания был давно развит до совершенства [61]. В индийской мифологии и древнем памятнике «Йога-сут­ра» (IV век до н. э.) различаются 8 ступеней раджа-йоги и соответствующие им ступени развития Сознания. Три из них являются основой развития моральных принципов и тела в норме, а четвертая (пранаяма, «ки» в китайском учении о дао) — обеспечивает контроль над праной, игра­ющей глобальную роль в любом действии во Вселенной. Человек получает возможность выполнить свои любые желания путем дистанционного действия, лечение, мате-


1 76 Дубров А. П.

риализацию и т. д. Последующие четыре ступени — пра-тьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи — высшие ступени развития Сознания человека — его пути в Сверхсознание и возможности слияния с любым объектом в мире. Одна­ко общим характерным свойством всех известных особых состояний Сознания человека является изменение вос­приятия Пространства и Времени. С. Гроф в своей фун­даментальной работе, посвященной трансцендентной пси­хологии, приводит формальные характеристики неорди­нарных состояний Сознания, возникающих при транс­персональных сеансах, и отмечает: «Психоделические со­стояния предлагают множество эмпирических альтер­натив линейному времени и трехмерному пространству, которые характеризуют наше повседневное существова­ние... время кажется замедленным или необычайно уско­ренным или...течет в обратную сторону... Восприятие пространства может претерпевать аналогичные изме­нения... Размер воспринимаемых объектов покрывает весь возможный диапазонот атомов, молекул и отдель­ных клеток до гигантских небесных тел, солнечных сис­тем и галактик» [64; с. 50-52].

Интересно отметить, что к аналогичным выводам при­ходят исследователи, изучающие хронотемпоральные из­менения при психопатологических состояниях. Извест­ный немецкий психиатр К. Ясперс в своей работе сообща­ет детальные сведения о восприятии пациентами простран­ства и времени при самых разных психопатологических заболеваниях. При описании больными пространства объекты могут казаться меньше или больше своего ис­тинного размера, быть многомерными, бесконечными, эмо­ционально окрашенными и т. д. Он отмечает также осо­бенности восприятия времени: осознание течения време­ни данного момента или утрата этого реального пережи­вания; прерывистость, огромная скорость, ускорение, за­медление или остановка хода времени, осознание настоя­щего в соотношении с прошлым («уже виденное») и буду­щим [65; с. 114].


Когнитивная Психофизика. Основы



 


Из приводимого выше описания одинакового восприя­тия Пространства и Времени людьми, находившихся в разных ИСС, можно сделать следующие выводы: во-пер­вых,основой такого сходства может быть наличие в пси­хике человека единого особого качества, проявляющего такое восприятие, как бы его не обозначали — Бессозна­тельное, психе, тень, экзосома, второе Я и т. д.; во-вто­рых,проведенные исследования свидетельствуют о том, с какими свойствами и особенностями хронотопологии имеет дело измененное Сознание человека, находясь в мире сво­ей особой реальности; в-третьих,из вышесказанного сле­дует сделать вывод о двойственной природе окружающего нас мира: мир Бессознательного постоянно соседствует с

Рис. 33. Роза— как символ многомерности мира, лента Мёбиуса как символ единства Сознательного и Бессознательного [гл. VIII, 69]


178 Дубров А. П.

тем миром, который человек видит и ощущает в актив­ном бодрствующем состоянии Сознания.

Мы приводим рисунки ленты Мебиуса и торроидов из работ знаменитого голландского художника-графика М. Эшера, в которых очень точно, и главное образно, пред­ставлено это проникновение друг в друга двух видов пси­хического состояния человека — Сознательного и Бессоз­нательного. Оба они составляют собой неделимое единство, тесно связанное и переходящее незаметно одно в другое в таинственной хронотопологии человека (рис. 33).

Об этом единстве Сознательного и Бессознательного можно сказать, что оно представляет собой «действитель­ность иллюзорной реальности» или «реальность нереаль­ного» [5], в которой Сознательное и Бессознательное не­разрывно связаны друг с другом, но каждое живет своей особой жизнью, и этот скрытый, таинственный образ жизни не виден простым взглядом, поскольку на аванс­цене в нашем мире всегда главную роль играет обычное Сознание.

Сон

Необходимо подчеркнуть, что обычное, «нормальное» состояние психики человека не существует обособленно, отдельно от ИСС. Наоборот, оно тесным образом связано с разными так называемыми пограничными состояниями психики человека. Самыми наглядными примерами этого являются стрессовые ситуации, наблюдаемые в повсед­невной жизни, или даже обыкновенный сон, в котором человек проводит более трети всей своей жизни (!). Следу­ет отметить, что в организме человека в течение всей его жизни все функциональные системы работают непрерыв­но,безостановочно, днем и ночью, и лишь только голов­ной мозг категорически требует ежедневного пребыва­ния (не отдыха!) во сне. Известно, что сон и сновидения сопровождаются различными изменениями нейрофизиоло­гической активности головного мозга [53—57, 68-73]. По-


Когнитивная Психофизика. Основы 179

казано, что нейроэндокринная система является основ­ным фактором цикла «сон — бодрствование, и выявлена природа сна, как стресса [74, 75]. Анализируя проблему в целом, авторы отмечают, что «...Сложность структуры сна и очевидная многофакторность генеза каждой из фаз затрудняют понимание их функций и сна в целом как физиологического состояния организма» (75, с. 109).

Но для нашего рассмотрения вопроса самыми значи­мыми являются широко известные факты, указывающие на то, что в состоянии сна, и особенно при сновидениях, у человека прослеживаются изменения восприятия ПВК, отличающиеся от обычного, присущего ему в состоянии бодрствования. Многочисленные исследования психоло­гов, психиатров, нейрофизиологов, гипнологов показыва­ют, что во время сна у человека наблюдается необычное восприятие Времени:чувство полета, отсутствие време­ни, остановка и быстрые перемещения во времени и про­странстве, прерывистость и обратное течение времени, изменение его темпа, состояние вечности. Заметим, что это подтверждается даже прямыми психофизическими эк­спериментами, проведенными с электронными часами: квантовый микрорезонатор ускорял свои показания при волнении человека и замедлял их при его засыпании [71].

Аналогично вышесказанному изменяется восприятие Пространства — оно может сжиматься вплоть до точки или необычайно расшириться, становиться разреженным или сверхплотным и даже изменить свою размерность — быть плоским (двухмерным), многомерным или иметь при­чудливую конфигурацию и т. д. Метафизические исследо­вания Пространства-Времени приводят ученых к выводу, что в нашей реальности имеют место именно такие взаи­мосвязи и свойства хронотопологического комплекса, ко­торые видит и ощущает человек во время сна и других трансперсональных состояний, и, следовательно, снови­дения есть не только реально существующие, но и при­чинно-обусловленные психические явления [62—66]. Ес­тественно, такой взгляд на сон и сновидения, как на пси-



Дубров А. П.


хические процессы, отражающие особенности индивиду­альной хронотопологии человека, вызывает много вопро­сов — каковы физические основы реальности ПВК снови­дений и чем они обусловлены? Почему вообще так кате­горически необходим ежедневный сон человеку? Его нельзя объяснить обычной усталостью, которая бывает после тяжелой физической работы человека, поскольку он в своей основе связан с Бессознательным.

Рис. 34. Торроиды символизируют неразрывную связь Сознательно­го и Бессознательного в человеке [гл. VIII, 69]

При рассмотрении этих вопросов необходимо прежде всего обратить внимание на то, что сон как одно из ос­новных психических состояний человека принципиально важен для последующего пребывания человека в нормаль­ном бодрствующем состоянии Сознания. В многочислен­ных научных исследованиях показано, что нарушение (депривация) сна приводит к тяжелым нарушениям в орга­низме и прежде всего в психике человека [68, 69].


Когнитивная Психофизика. Основы 181

Насколько тесно связана индивидуальная хронотопо-логия организма человека с окружающим его временем и пространством, хорошо видно из анализа ряда его нео­бычных состояний и заболеваний — прогерии, летаргии, сомнамбулизма, рассмотренных ранее. В связи с выше­сказанным, можно предположить, что «второе Я» (alter ego)— «психе», «тень», «двойник», «экзосома» — суще­ствует в человеке как особая сущность с присущими ей психофизическими закономерностями и связью с ПВК внешнего мира. Именно это означают слова знаменитого психиатра К.Г. Юнга, когда он подчеркивает, что чело­век представляет собой не «simplex, a duplex» [52; с. 102]. Если стать на такую точку зрения, то будут понятными многие психофизические явления у людей и прежде всего кажущиеся на первый взгляд странными хронотопологи-ческие отношения во время сна, ясновидения или предви­дения, а также различного рода изменения топологии и метрики пространства и времени при их восприятии чело­веком, приводимые в многочисленных работах по транс­персональной психологии и психофизике.

Известно, что реальность чего-либо проявляется в вос­приятии окружающего мира разными органами чувств — зрительными, слуховыми и т. д. Раз это происходит во вре­мя сна и сновидений, то, следовательно, должно быть что-то связанное с восприятием окружающего мира во сне и ИСС. Оно получило название «Бессознательное» [64—67]. Можно сказать, что Бессознательное есть выражение состо­яния «психе», «экзосомы» в особом ПВК, который являет­ся очень важным и ценным для человека, как ощущения и восприятия, проявляемые Сознанием «тела», «сомы», на­ходящегося в обычном трехмерном пространстве.

Итак, основным выводом из приводимого выше рас­смотрения особенностей бодрствующего психического со­стояния, сна и сновидений, трансперсонального опыта является признания двух видов активной психической деятельности — сознательной и бессознательной, что давно известно науке.


182 Дубров А. П.

Но тогда логически можно связать ИСС и психофизи­ческие феномены с Бессознательным, а деятельность че­ловека в активном бодрствующем состоянии с проявлени­ем всех реакций и свойств с обычным Сознанием и выс­шей нервной деятельностью и нейрофизиологией. В этом случае Бессознательному состоянию будут присущи все особенности и закономерности связи ПВК человека в пси­хофизических явлениях, во сне и в различных других ИСС, подробно описанных в многочисленной научной ли­тературе по этим проблемам.

Если в широких научных кругах психологов и психи­атров не будут признаны эти глубокие различия в воспри­ятии психофизических явлений Сознательным и Бессозна­тельным состояниями как двумя основными равноправ­ными составляющими единства психики человека, то на­ука никогда не продвинется в понимании сущности нор­мальных и измененных состояний Сознания. Конечно, та­кой вывод бросает вызов современной парадигме естествоз­нания, признающей активно действующим в человеке лишь одно «обычное» Сознание, без учета решающей роли Бес­сознательной компоненты в их совместной деятельности.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 535. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия