Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СДЕЛАТЬ МИР ОТКРЫТЫМ





 

На древнейших стадиях культуры религия сохраняет "открытость" для человека

мира сверхъестественного, мира аксиологических ценностей. Эти ценности

"трансцендентны", так как они "открылись" божественным существам или

мифическим предкам. Поэтому они представляют некоторые абсолютные ценности,

парадигмы всех видов человеческой деятельности. Как мы видели, эти модели

распространяются мифами, к которым неоднократно возвращаются, чтобы

пробудить и поддержать осознание иного мира, божественного или Мира Предков.

Этот "иной мир" представляет из себя план сверхъестественный,

"трансцендентный", мир абсолютных реальностей именно в сакральном опыте, во

встрече со сверхчеловеческой реальностью у человека возникает мысль о

существовании некой реальности, неких абсолютных ценностей, способных

направлять человека и придавать смысл его существованию. Только благодаря

сакральному опыту проявляются на свет понятия реальности, правды,

значимости, которые будут позже переработаны и систематизированы

метафизической мыслью.

 

Непреложная ценность мифа постоянно подтверждалась ритуальными действиями.

Восстановление в памяти и реактуализация первоначальных событий помогали

человеку первобытного общества различать и удерживать в памяти реальность.

Благодаря длительному повторению парадигматического жеста, что-то незыблемое

и постоянное раскрывается во вселенском потоке. Периодически повторением

того, что было in illo tempore, внушается уверенность, что есть нечто,

существующее в форме абсолютного. Это "нечто" ~ "священно", то есть имеет

сверхчеловеческую и сверх-вселенскую природу, но тем не менее доступно

человеческому опыту. "Реальность" раскрывается и выстраивается, исходя из

"трансцендентного", но такого "трансцендентного", которое можно пережить в

ритуальном действии и в результате оно становится составной частью

человеческой жизни.

 

Этот "трансцендентный" мир Богов, Героев и мифических Предков доступен,

поскольку человек архаического общества не признает Необратимости Времени.

Мы уже констатировали: ритуал отменяет Время светское, хронологическое и

восстанавливает сакральное время мифа. Люди становятся современниками

подвигов, совершенных богами "во время оно". Бунт против необратимости

времени помогает человеку "конструировать реальность", а, с другой стороны,

освобождает его от груза потерянного времени, давая ему уверенность, что он

способен отменить прошлое, начать заново свою жизнь и воссоздать свой мир.

 

Имитация парадигматических жестов Богов, мифических Предков и Героев

проявляется не в "вечном повторении одного и того же", не посредством полной

культурой неподвижности. Этнология не знает ни одного народа, который не

изменялся бы с течением времени, который не имел бы истории. На первый

взгляд, человек архаического общества бесконечно повторяет один и тот же

жест. В действительности же, он без устали завоевывает мир, организовывает

его, преобразует природный пейзаж в культурную среду. С помощью модели для

подражания, раскрытой космогоническим мифом, человек становится в свою

очередь творцом. Может показаться, что мифы парализуют инициативу человека,

поскольку кажутся незыблемыми, в действительности же они побуждают человека

к творчеству, открывают все новые перспективы его изобретательному уму.

 

Миф дает полную уверенность человеку в том, что все, что он готовится

сделать, уже когда-то было сделано, он помогает прогнать сомнения, которые

могут зародится относительно результатов, предпринимаемых действий. Зачем

колебаться перед предстоящим морским путешествием если мифический Герой его

уже осуществил в легендарные времена? Нужно только следовать его примеру.

Таким же образом вы не должны испытывать страха, когда обосновываетесь на

новой и неосвоенной территории, поскольку известно, что нужно делать.

Достаточно просто повторить космогонический ритуал, и неизвестная территория

("Хаос") превращается в "Космос", становится linago mundi, местом обитания,

узаконенным ритуалом. Существование модели для подражания нисколько не

мешает творческим поискам. Мифическую модель можно применять самыми разными

способами.

 

Человек того общества, где миф ~ явление живое, пребывает в "открытом" мире,

хотя и "зашифрованном" и полном тайны. Мир "говорит" с человеком и, чтобы

понять этот язык, достаточно знать мифы и уметь разгадывать символы. Через

мифы и символы, связанные с Луной, человек проникает в таинственную связь

между временем, рождением, смертью и воскресением, сексуальностью,

плодородием, дождем, растительным миром и т.д. Мир уже не есть непроницаемая

масса объектов, произвольно соединенных вместе, но живой космос,

упорядоченный и полный смысла. В конечном счете, мир раскрывает себя как

язык. Он говорит с человеком своим собственным способом существования,

своими структурами и своими ритмами.

 

Существование мира есть результат божественного творческого акта, а его

структуры и ритмы ~ продукт событий, происшедших в начале времен. Луна,

также как и Солнце и Океан, растения и животные ~ все имеет свою мифическую

историю. Каждый космический объект имеет свою "историю". Это значит, что он

способен "говорить с человеком. И поскольку объект "говорит" о себе самом, в

первую очередь о своем происхождении, о первоначальных событиях, в

результате которых он появился, постольку он становится реальным и значимым,

он не является больше непроницаемым "ирреальным" объектом, не позволяющим

постичь свою суть. Он причастен теперь тому же миру, что человек.

 

Такая совместная причастность делает мир не только "близким" и понятным, но

и проницаемым. Исследуя объекты этого мира, можно обнаружить следы существ и

сил другого мира. Именно поэтому, как мы говорили выше, для человека

архаического общества мир одновременно и "открыт" и полон тайн. Повествуя о

себе самом, мир отсылает к своим авторам и покровителям, и может поведать

свою историю. Человек не находится в инертном и непроницаемом мире, но, с

другой стороны, усваивается язык мира, он сталкивается с тайной. "Природа"

одновременно и раскрывает и скрывает все "сверхъестественное" и именно в

этом для человека архаического общества заключается фундаментальная и

главная тайна мира. Мифы раскрывают все то, что происходило ранее, начиная с

космогонии и кончая созданием социальных и культурных установлений. Но эти

открытия не составляют "значения" в прямом смысле этого слова, они не

уменьшают неисчерпаемости тайны космической и человеческой реальности.

Различные космические реальности (огонь, урожай, змеи и т.д.) превращаются в

"объекты познания" не потому что, узнавая миф о происхождении, мы получаем

возможность овладеть этими реальностями. Они продолжают сохранять свою

первоначальную онтологическую глубину.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 412. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия