Студопедия — Критерии подлинности абсолютного слуха
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Критерии подлинности абсолютного слуха






Проблема подлинности абсолютного слуха, давно решенная на практике, остается открытой в теории музыкальных способностей. Такая двусмысленность объясняется, с одной стороны, очевидностью практического проявления абсолютного слуха, а с другой - скрытой его сущностью и природой.

Как уже указывалось, в качестве основного, а чаще единственного критерия подлинности абсолютного слуха при его выявлении и экспериментальном формировании, признавалась его точность, выражаемая в процентном отношении верных узнаваний к общему числу предъявляемых звуков. Однако процент точности узнаваний звуков не позволяет отделить абсолютный слух от псевдоабсолютного и других проявлений ложного абсолютного слуха.

Уже у Б. М. Теплова определились очертания критериев абсолютного слуха. Анализируя результаты предыдущих исследований, Б. М. Теплов приходит к выводу о том, что «точность узнавания, очевидно, не может служить критерием абсолютного слуха», и что «прежде всего бросается в глаза резкое различие в длительности реакции узнавания. У лиц с абсолютным слухом время реакции узнавания очень коротко» (67, 127), и «процесс узнавания звуков, как правило, не базируется на чувстве интервалов и не включает «внутреннего пения» (67, 128). Б. М. Теплов отмечает еще одну особенность абсолютного слуха. «Подлинный абсолютный слух развивается и поддерживается в процессе обычной музыкальной деятельности, не требуя каких-то особых внемузыкальных упражнений» (67, 147). Последнее требует уточнения. Действительно, достигнув определенной степени интериоризации и уровня развития в моноладотональной деятельности, абсолютный слух в дальнейшем поддерживается и сохраняется в обычных музыкальных условиях, не требуя каких-либо внемузыкальных упражнений. И это является свидетельством музыкальной обусловленности абсолютного слуха. Но его дальнейшее развитие может затормаживаться или останавливаться в интервально-полиладотональном музыкальном окружении. Обычная интонационно-интервальная и полиладотональная природа окружающей нас музыки лишь поддерживает достигнутый уровень абсолютного слуха и развивает слух относительный. И именно это объясняет многочисленные примеры существования не до конца развитого абсолютного слуха, отмечаемые многими исследователями, например, А Веллеком (13, 19), М. В. Карасевой (34, 113), Б. И. Уткиным, который писал: «Абсолютный слух встречается самых разных уровней <…> Среди “абсолютчиков” встречаются учащиеся с обычными недостатками: плохо слышат интервалы, аккорды, нижний голос в двухголосных диктантах, путают тембры инструментов, нечисто интонируют и т. д. и т. п.» (70, 15).

С этим уточнением, выводы Б. М. Теплова вполне согласуются с защищаемым нами положением о моноладотональной ступеневой сущности абсолютного слуха и вполне исчерпывают перечень критериев его подлинности. Выводы Б. М. Теплова согласуются также с музыкально-педагогической практикой, которая давно определились с выбором критерия и безошибочно пользуется им в диагностике и оценке перспектив слухового развития обладателей абсолютного слуха.

Таким образом, критериями подлинности абсолютного слуха являются:

· короткое время реакции узнавания звуков;

· непосредственный и безотносительный характер их узнавания;

· сохраняемость абсолютного слуха в обычной музыкальной деятельности.

В музыкальной энциклопедии дано следующее определение абсолютного слуха. «Абсолютный слух - это особый вид долговременной памяти на высоту и тембр звука: способность узнавать и определять, используя названия нот, высоту отдельных звуков мелодии, аккорда, даже немузыкальных звуков, воспроизводить голосом или на инструменте с нефиксированной высотой звуков звуки заданной высоты, не сравнивая их с другими, высота которых известна» (60, 103).

Приведенная формулировка лишь описывает проявления абсолютного слуха и недостаточно содержательна по следующим основаниям.

Во-первых, абсолютный слух не является «особым видом памяти». Он не является и просто видом памяти. Абсолютный слух, как показано, лишь проявляется в свойствах памяти, но сущностью его остается особое качество восприятия отдельных звуков.

Во-вторых, полезным признаком при узнавании звуков по абсолютному слуху является не высота, понимаемая в акустике как частота колебаний, и не тембр, а ладовое качество звуков.

В-третьих, в данной формулировке смешиваются показатели подлинности (узнавание отдельных звуков) и уровня развития (узнавание звуков аккорда, немузыкальных звуков) абсолютного слуха.

В-четвертых, подлинный абсолютный слух в данной формулировке не только не отделяется, но даже отождествляется с ложным абсолютным слухом, основанном на узнавании звуков по тембровому критерию.

Наконец, приведенная формулировка не выявляет сущности и не содержит критериев подлинности абсолютного слуха.

Решение проблем сущности, психологической природы, генезиса и критериев позволяет дать научное определение абсолютного слуха.

Абсолютный слух – это интериоризованная способность восприятия моноладотональных ступеневых качеств отдельных звуков, проявляющаяся в короткой длительности реакции и безотносительном характере их узнавания и поддерживаемая в обычных условиях музыкальной деятельности.








Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 355. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия