Кризис физики и "новейшая революция в
естествознании" Нужно твердо усвоить хотя бы то, что нам известно, для того чтобы поставить на место новые факты, когда они появятся. А.Конан Дойл Особое место в развитии науки занимает период с конца XIX в. по начало XX в. К 80м годам XIX в. сложилось убеждение, что физика как наука находится на завершающем этапе своего развития, а описание законов природы должно вскоре принять всеобъемлющую и окончательную форму. Достижения физики в области механики, электромагнетизма, оптики, термодинамики породили иллюзию полного торжества человеческого разума, раскрывшего все тайны природы, привели к абсолютизации знаний. Эта вера нашла свое выражение, например, в известном вопросе Кирхгофа: "Разве осталось еще чтонибудь открывать?" Можно также привести и воспоминание М. Планка: "Когда я начал свои физические занятия и спросил у своего почтенного учителя Ф. Жолли совета об условиях и перспективах моих занятий, он представил мне физику как... почти вполне созревшую науку, которая должна вскоре принять свою окончательную устойчивую форму... ". (Цит. по: [34].) Об этом свидетельствует и тот факт, что выдающийся математик Гильберт предложил рассмотреть проблему аксиоматизации всей физики, т.е. сформулировать конечное число исходных аксиом, из которых чисто логическим путем можно было бы вывести все следствия, достаточные для полного описания физической картины мира. Это шестая из двадцати трех знаменитых проблем, выдвинутых им в августе 1900 г. на II Международном конгрессе математиков. Но в относительно короткий период с 1885 по 1905 гг. были сделаны открытия, которые говорили, что ни о каком завершении физики как науки не может быть и речи. Эти открытия не только вступали в противоречие с существующими концепциями, но и опровергали многие "старые" принципы. Перечислим кратко некоторые наиболее важные открытия. В 1885 г. И. Бальмер обнаружил закономерность в открытой им серии спектральных линий водорода; в 1887 г. Г. Герц открыл фотоэффект, который затем был переоткрыт и другими учеными; в 1895 г. В. Рентген открыл новый вид излучения (Хлучи) - рентгеновское излучение; в 1896 г. А. Беккерель - явление самопроизвольного излучения урановой соли, которое получило название радиоактивности. В 1898 г. открыты новые элементы, обладающие радиоактивностью. В 1897 г. Дж. Томсон открыл первую элементарную частицу - электрон. Природа новых открытий не была понятна, они не укладывались в рамки сформированных к тому времени представлений. Впервые в физике была обнаружена дискретность, которая проявилась в линейчатости спектров газов. Понятие дискретности потребовалось и для объяснения загадок фотоэффекта. Физики привыкли к тому, что физические величины всегда изменяются непрерывно - идея дискретности им казалась "безумной". Оказалось, что эфир не существует, не была понятна природа Хизлучения. Всегда считалось, что химические элементы незыблемы, но выяснилось, что они могут взаимопре-вращаться. Непонятно откуда берется энергия. Все это сильно потрясло физиков. В связи с этим стали возникать сомнения в справедливости даже закона сохранения энергии. Создалось впечатление, что рушатся фундаментальные законы. Начали ставиться под сомнение основополагающие принципы: закон сохранения энергии, второе начало термодинамики и другие. Среди физиков стала модной фраза, что материя исчезла - остались лишь одни уравнения. Этот период А. Пуанкаре назвал кризисом физики. Анализ сущности и причин кризиса был сделан В. Лениным в книге "Материализм и эмпириокритицизм", которая вышла в 1909 г. Пятая глава книги называлась "Новейшая революция в естествознании и философский идеализм". Здесь было показано, что сущность революции состоит в замене метафизического материализма диалектическим. Таким образом, ХIХ в. подвел человека к пониманию диалектики природы, как говорят философы, но он сам остался на позициях метафизического материализма. Метафизическое мышление является массовым практическим мышлением, характерным для опытного и обыденного сознания. Ф. Энгельс отмечал, что для метафизика вещи и их мысленные отражения, т.е. понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие раз и навсегда данные предметы. Человек с таким мышлением рассматривает мир не в развитии, связях и противоречиях, а как механическую совокупность явле- ний, в которой его интересуют не связи вещей, их противоречия и направленность развития, а отдельные события, факты, явления. Иногда это называют здравым смыслом. Но важно помнить, что здравый смысл бывает плохим советчиком, ибо он ограничен, ориентирован на повторяющееся, на постоянство, на привычное и известное. Метафизическое мышление не позволяет за отдельными вещами видеть их движение, так же как за деревьями не видно леса. Метафизика - это основа бюрократизма и догматизма. Как уже отмечалось, согласно диалектическому взгляду предметы и явления находятся в движении, во взаимосвязи и развитии; материи присуще качественное превращение одних предметов в другие, уничтожение отжившего, устаревшего и утверждение, укрепление нового. Диалектика признает самодвижение, саморазвитие природы и общества. С этой точки зрения материя не исчезла, а исчез тот предел, до которого мы знали материю; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными. Все грани в природе подвижны, условны, относительны и выражают разные степени приближения нашего ума к познанию материи. Оценивая качественный поворот в миропонимании, который произошел на рубеже XIXXX столетий, А. Эйнштейн и Л. Ин-фельд писали, что в физику были введены новые революционные идеи, открывшие путь к новому философскому взгляду, отличающемуся от механического. Они привели к развитию современной физики, к созданию новых понятий, образующих новую картину действительности.
|