МЕЧТА ЗАВОРОЖЕННОГО ТАКСИСТА
Даже критика Бога спасает искреннюю душу «Большее значение надо придавать звуковой вибрации, исходит ли она от Кришны или от Духовного Учителя. Никогда не думайте, что я не с вами; именно через мои слова, через слушание их вы реально соприкасаетесь со мной». Шрила Прабхупада, письмо ученикам, авг. 1967 г.
Поиск совершенной культуры в СССР привёл меня к земле «обетованной» – Советской Прибалтике. Однажды я переехал из Украины в Ригу, где мне и было суждено найти всё то, что искал, но это оказалась не латышская культура. Мой путь был очень избирательный, и этому предшествовало знакомство не только с информацией из государственных библиотек в самой Риге. Пришлось практически знакомиться со многими культурами, религиями и эзотерическими направлениями в Риге, которых не было на Украине и которые встречались только за рубежом в Европе. Не найдя более древней, а главное, более совершенной и максимально могущественно развитой культуры и цивилизации, притом действующей даже сегодня, я стал её последователем в 1978 году. Для обычных людей древний Ведийский орден «Гаудия-сампрадая» мало о чём говорит, но каждый серьёзный исследователь станет свидетелем Вселенской культуры, от которой всегда зависит и зависел весь Космос и каждый атом в нём. В том же году мой новый долг и путь увёл меня в путешествия по СССР. А через пять лет в 1984 г. судьба опять вернула меня в Ригу, но с новой миссией. И вот я уже второй год как нелегально по стране распространял из Риги запрещённые книги моего духовного учителя Прабхупады, Бхагавад-гиту и Бхагаватам с его комментариями о Вселенской цивилизации и её Властелине – Боге. Однажды зимой в средине дня хотел попасть в центр Риги из пригорода Яунциемса, где жил тогда на обычное для меня нелегальное распространение книг Прабхупады на русском языке. Квартира под колпаком, иногда обыски, но непостижимо для себя, как-то выкручиваюсь. Было очень удивительно наблюдать новую защитную статистику вокруг себя, после того, как пришлось выполнять пару лет назад внутри СССР ещё более опасную задачу, чем организацию лекций о Харе Кришна. Теперь это было не просто приглашение в гости поговорить о йоге и культуре Востока, а нелегально организованные переводы, издание и распространение древней санскритской литературы или классики арийской цивилизации по необъятным просторам России. Наша команда начала популизировать на русском труды индийского святого Прабхупады, книги и миссия которого законом были запрещены для распространения в Союзе. Хотя 60 древних книг Ведической литературы, переведённые с санскрита на английский мало кому известным в научных кругах А. Ч. Бхактиведантой Свами, превышали все вместе взятые за всю историю человечества литературные переводы с санскрита и были в высшей степени энциклопедические, атеистическая страна боялась их русских переводов. Ещё не менее удивительное произошло после новой инициативы и появления, как мне показалось случайно, в 1984 г. изваяния Божества ведийской культуры Нрисимхи на моём домашнем алтаре. Божество Нрисимхи в Ведах описано как олицетворение защиты Бога в самой что ни на есть опасной ситуации для Его слуги. К моей грусти, один из моих старший братьев браман М., эстонец из Талина, отказался от такой защиты. Он бросил нашу нелегальную деятельность и, запуганный КГБ, ушёл в христианство, законом разрешённое. И вот, что было удивительным – Божество он просил передать из всей сотни нашей братии почему-то лично мне. А ещё более удивительным было то, что в писаниях указано, что Божество само выбирает себе своих слуг. Вот в таком рискованном соседстве с Богом мне ненавязчиво пришлось оказаться. После установления Нрисимхи на моём алтаре, мои сроки задержания никогда не превышали больше нескольких недель, хотя все основания были сидеть до смерти. И это подтвердила уже не украинская, а местная латышская психушка, когда меня выпустили мистически через месяц, а не держали пожизненно. В тот раз взяли меня в центре Риги, когда возвращался с санкиртаны, и, слава Богу, уже был без книг. В общем, мистики поприбавилось после взятия на себя новой задачи о святых книгах Прабхупады, Бог миловал меня непостижимо. И уже не через год, как раньше, после украинской психушки, я снова в строй, и снова в бой со своей непобедимой молитвой. Быть инструментом в руках... но, по иронии судьбы или по плану Провидения, не какого-то нового гуру миссии, а душа взывала к Прабхупаде, быть инструментом в его рукам, того, кто покорил моё сердце своим учением с самого начала знакомства с его словом. Хотя Прабхупада уже оставил своё физическое присутствие, но как можно было подумать монаху, что глава миссии мог покинуть своё место, являясь духовно бессмертным. Конечно, мысли о логике и последствиях своих действий, притом многие годы, вопреки законам своей страны, одно только название которой наводило ужас на людей за её границами по всем миру, стараюсь отгонять подальше. Чтоб на самом деле не сойти с ума от того, что со мной будет и что меня ждёт по законам этой страны … «э х думы, мои думы, вы залётные, уйдите прочь лукавые». Ну, не вписываетесь вы и ваша логика со святым писанием и моей настоящей действительной жизнью, когда приходится молиться и служить самому Послу Бога – Прабхупаде и его Вселенской миссии. Даже здесь, живя два года в Латвии, каждый день я ожидаю ареста, не только за распространение, издание и перевод запрещённых книг. Но и каждый день жду ареста, тоже два года, от приезда за мной украинского КГБ. Мне пришлось непостижимо просочиться мимо людей украинского КГБ и сбежать от них в Днепропетровске, когда они с машиной скорой помощи обложили мою квартиру, чтоб увести меня опять в психушку… ой мысли, мои мысли, уйдите прочь, уйдите прочь лукавые. Поэтому, несмотря на обыкновенную нормальную логику последствий от своих действий в этой стране «неизбежного коммунизма» – обыкновенную тюрьму – всё же продолжаю то, что желал мой Святой Учитель Прабхупада: печатать и распространять его святые книги. А ожидающий меня приговор суда и мнение врачей и людей в стране, что в их глазах я выгляжу не просто криминальным бунтарём, а лишённым разума, сумасшедшим - оставляю на суд Бога. Учение Прабхупады, не потерявшееся в истории и сохранившее свою актуальность по сей день, меня всё время трезвит. Оно даёт мне покой и защиту в любой опасности, т. к. его реальность и суть мне ближе и притом более могущественно. Учение Вед порицает временные истины и временную жизнь, и как бы ни было удивительно слышать, Веды предлагают абсолютно совершенные знания, абсолютно совершенную культуру и абсолютно совершенную мораль. И пока я нашёл этому только одни подтверждения. Так что продолжаю не верить и надеяться на то, что обещает мне Прабхупада и его учение, жизнь счастливую, сейчас и сегодня, а просто живу этим. Так что, невзирая на проживание в Прибалтике и хитросплетения служения там, продолжаю путешествовать оттуда по огромной территории СССР и нести волю Прабхупады дальше, не чувствуя земли под ногами. А сами плоды этого служения, как ничто более, поддерживают мой путь: «после обеда не нужно идти к соседям или друзьям и спрашивать у них, сыт ли я, насыщение приходит само собой» – такой тест от Прабхупады. Каждому из нас, служащему десятки лет лично слову Прабхупады в России, не нужны были никакие толкователи его слов или посредники между словом Прабхупады и им самим. Ведь сам Прабхупада учил строго следовать слову гуру, как слову рецепта на лекарстве: «Даже одно слово другого Свами может смутить моего ученика. Нет, гуру незаменим». (Мукунда Госвами "Прабхупада", "Вести их мог только он", стр. 202). Ведь практическое служение слову Прабхупады в его присутствии или без его присутствия давало те же результаты, они работают, а значит живы, и это говорит уже само за себя. Кому этого будет мало? Бог очень тщательно проверял нашу веру, насколько мы дорожим Его слугою, нашим духовным учителем в России. Как бы случайно, на нашем пути встречались разные привлекательные другие духовные лидеры с Запада, Индии или СССР, которые пытались – одни вежливо, другие через обман, третьи через насилие – стать посредниками в наших отношениях с Прабхупадой. Им так не нравилась наша безоговорочная, бескомпромиссная, беспрекословная вера слову Прабхупаде, позволяющая наглядно получать его милость. Они пытались повернуть наше искреннее поклонение Прабхупаде и служение Ему на них самих и на их слово, переубедить нас в том, что только через них можно получить милость Прабхупады. Для них Прабхупада был мёртв, и его уже не было рядом с ними. Но как можно было в это поверить мне и тем, кто постоянно с Прабхупадой даже без его присутствия, уже был в общении с ним многие годы. Не только слабые, но даже многие годы занятые в служением миссии души, запутывались и переходили в лагерь этих Садху*, Свами** или КГБ. И, как оказалось, сутью этой путаницы была не твёрдая вера в истинного гуру и зависть к его положению. Даже сегодня тяжело наблюдать, как многие Свами учат, что Прабхупада мёртв, сравнивают его с покойником или слова Прабхупады – это работа ЦРУ, или Прабхупада просто бизнесмен. А кто то учит, что теперь они его преемники***. Но опять, кого слушать, если сами плоды нашего служения только слову Прабхупады даже без его присутствия рядом за 17 лет в России подтверждали только одну истину – правоту слов Прабхупады, а не КГБ, ЦРУ или какого-то там Свами. Мы реально по плодам видим в своей миссии Прабхупады, что он есть единственным источником осознания Кришны и единственным обладателем прав на него. Как было указано в древних Ведах задолго до Прабхупады, он был не просто один такой, а сена-пати-бхакта, единственный такой на 10 000 лет. Как Прабхупада, так и сами Веды категоричны и однозначны в положении духовного учителя – Он луч Бога, а поэтому Он Божественной природы: «Вайшнав не умирает, он продолжает жить в звуке своих слов». Представитель Божественной природы есть истинный гуру, как и Бог, Он вечен, и где бы ни присутствовало Его слово, оно «вани» (транслит. санскрита), тоже вечно. Божественная природа гуру такова, что слово гуру не отлично от самой личности гуру. Истинный гуру присутствует в звуке своих слов, как и Сам Бог, вечно – таково утверждение святых Вед. Гуру, как и Бог, мёртвым не бывает. Я был безмерно счастлив и благодарен судьбе, что она связала меня с такой Божественной природой и философией Вед, победить которую было исключено. Ведь достаточно следовать одному оригиналу слов настоящего гуру, чтобы быть связанным с Ним, иметь личное общение с Ним и получать Его Божественную Милость и защиту, притом вечно. Такова аксиома Вед: «Сам гуру и его слово тождественны. Гуру не тело, а принцип». ****Неоднократно Прабхупада говорил: «Если вам нужно общение со мной, просто читайте мои книги, слушайте мои лекции, в них я присутствую персонально и лично через свои знания. И ответы на ваши вопросы придут к вам так же персонально, сами собой». Как просто общаться с послом Бога, по законам Бога, достаточно душе встретить Его святое слово. Так что, осознавая вани-севу, этот Божественный код и оригинал истины арийской цивилизации, мы осознаем, что духовный учитель живёт в звуке своих слов записанные на любом носителе. Поэтому со счастливым удовлетворением я брал в руки книги Прабхупады – духовного спасителя мира – и нёс этот божественный звук и волшебное учение, людям страны атеистических Советов, не страшась ничего.
«Божественная комедия» Как обычно, вооружившись перед санкиртаной молитвой и железобетонной надеждой на защиту самого Прабхупады, стою на остановке, жду автобус. Книг Прабхупады в сумке немного, только сброшюровал и обложки на них сам сделал, пару «Бхагавад-гит как они есть» и пять «Ишопанишад». Естественно, всё нелегально издано и самим же в Латвию завезено. И сидеть же припишут за эти книги, как всегда, бессрочно. Автобус 11-ого маршрута, к удивлению прибалтийской педантичности к расписанию, запаздывает. Зима, холодно, толпа скидывается на такси, едем. Тогда такси стоило недорого, по 25 копеек на четверых и за рубль в городе. Таксист попался вдумчивый и неземной, всё истории рассказывает. Я ноль внимания, свои мантры зубрю. И вдруг до меня доходит, что он о религии очередную историю рассказывает: «Вот вчера смотрел программу про сектантов, никак про них забыть не могу. Так про них там такое порасписали, и такие, и сякие, в общем, колдуют, что там над обществом, мир мантрами завораживают. Мне аж самому интересно стало, что же это за люди такие. На Западе живут, а наша непобедимая коммунистическая система их тут боится. Уж целый день эти кришнаиты у меня в голове крутятся. А если вправду уж по-ихнему Бог есть Кришна, эх, дал бы мне этот Кришна хоть на одного кришнаита глянуть, что это за люди такие, и что за книги у них страшные, что их так власть наша опасается». Таксист глубоко вздохнул и, задумавшись, замолк. У меня в крови взорвался адреналин и ударил в голову, и мысли забегали с реактивной скоростью -: «Что делать??». И уже не важно было, что стал «свидетелем не Иеговы», а элементарного заказа Кришне и сногсшибательного факта, что сам оказался уже заранее заготовленным ответом от самого Кришны, как целая свидетельская посылка. А ведь ещё большей страшилкой было то, что мне уготована участь стрелочника. Теперь мне нужно разрулить эту ситуацию и озвучить ответ от Бога, как элементарному почтальону – телеграмму. Но как вписаться с признанием в открывшуюся паузу? Ситуация в такси стала архи-напряженной и непредсказуемой. А я же, всего-навсего, хотел тихонечко, незаметно подъехать к месту распространения книг. Но, ещё не доехав до своего предполагаемого места распространения книг, а только размышлял над этим, как уже оказался лицом к лицу с заинтересованным клиентом, не сходя со своего места, в кресле заднего сидения автомобиля. Поистине, правдой оказались слова: мы предполагаем, а Бог располагает. Мы делаем к Богу шаг, а Он к нам делает их десятки. Невидимый Всемогущий Бог, поддерживающий целый мир вокруг и моё служение Прабхупаде и Его любимое детище -: распространение книг о Боге - оказался «здесь», «сегодня и сейчас». В уме, как в печатной машинке, не переставая, печатались слова: «что делать, что делать?… Признаться и сообщить ответ от Бога таксисту? Или не рисковать, промолчать, проехать дальше?». Время мгновенной паузы в разговоре безудержно исчезало, а страх перед КГБ не давал покоя, вдруг кто-то из пассажиров – из органов? За сумку с книгами Прабхупады последствий не миновать, кришнаиты тогда были, ох как, вне закона. Был элементарный многократный риск. В лучшем случае – тюрьма. В худшем, мог остаться с книгами на груди и оторванной головой здесь же возле трассы, в безымянном лесочке, в пригороде Риги. Как это произошло в пригороде Еревана с моим славным братом в Боге, Гегами Мурадзяном, год назад. Его тело со следами издевательств было найдено, но преступников никто не удосужился искать. Да, мир был вокруг – не просто сценарий из книги Шекспира. И участь мою не облегчало, что люди рядом были настоящие. Ведь кто-то Невообразимый, не от мира сего, разыгрывал очень горячие судьбоносные сцены прямо в салоне такси. За несколько минут своей обычной жизни вдруг начинаю не понимать, а замечать, что сама жизнь вокруг стала театром. И, о Боже, это театр экстрима, и он мчится на полном ходу с настоящей публикой, ничего не подозревающих трёх пассажиров рядом. А наш таксист, заваривший этот спектакль, крутит баранку и даже не догадывается о своей уже сыгранной роли, главного героя первого плана. О таком театре, с его специфическими актёрами, сценой и публикой, притом одновременной игры, можно увидеть только во сне и кино. Но со мной всё происходило наяву, и метод избавления от наваждения опасности такого «сна» был тоже наяву. Меня ожидала кульминация развязки, и на мне оказался последний акт. Обстановка в моём сознании накалилась до предела моих возможностей, судьба ставила меня даже не перед экзаменом, а фактом, быть или не быть почтальоном Всевышнего, здесь и сейчас. Но безмятежная и спокойная, как удав, интуиция подсказывала идти ва- банк, ведь с 200 % очевидностью было ясно, игра вокруг меня в мире шла вечная и не мною ведомая. И не мною были расписаны и расставлены роли, и не мною был задержан автобус, и не мною было подано такси, и люди к остановке тоже не мною были подтянуты. Оставалось ещё больше поверить Самому Кришне: «… вручи себя Мне…. Не страшись ничего» (Бхагавад-гита 18.66). Ну, вручил я себя Ему и продолжил эту «Божественную комедию». Воспользовавшись, наконец, никем не прерванной паузой в словах таксиста, я обвёл взглядом салон с четырьмя взрослыми парнями и решил открыть карты. Для приличия покряхтел ненавязчиво гм-гм и с заднего сидения произнёс: «Я извиняюсь, товарищ водитель. Но того, кого «заказывали» у Бога, уже сидит перед вами. Я кришнаит. И вот вам книга, что заказывали». И протянул книгу Ишопанишад водителю, готовясь к неизвестно чему, что может произойти дальше в такой ситуации. Если читали "Ревизора" Гоголя, то вот вам та же немая сцена в момент объявления о его приезде. Всё аналогично произошло с моим объявлением в такси. Эта сцена, с резким торможением машины и гробовым молчанием на несколько минут, оцепеневшей от услышанного и замершей не шелохнувшейся публики, а затем ураганным истерическим смехом, у меня иногда стоит перед глазами. Это был момент могучей истины. Бог нашел своего заказчика и отвечал ему с небес, спрятанной душе в салоне одного из миллионов авто, снующих по миллионам городов на одной из миллионов планет необъятных просторов Божьего Космоса. Странную идиллию предоставляла мне судьба. Впервые попытавшись сделать серьёзный шаг в своей жизни, став на путь вегетарианства, или ахимсы, ненасилия ко всему живому, встретил случайное рижское такси, которое привезло меня в СССР на встречу с Богом в 1978 году. И теперь, через восемь лет, в той же «империи зла», в том же городе, во второй раз, встречу с правицей Господней даровало мне опять «случайное» рижское такси. В первый раз таксист был моим проводником, а в этот раз, словно отрабатывая долг перед таксопарком, уже я был, и не просто проводником, а целой посылкой от Бога. С высшей Волей не пошутишь. Она не ровня нам, смертным. За Ней – не только наше прошлое и будущее. Она ведёт каждое существо по планетам и каждому организовывает ту форму тела и судьбу, что он заслуживает. Не мудрено, что целые нации и державы сталкиваются лбами по их заслуженной судьбе. А медовый месяц кто-то справляет на городских клумбах на очах всего города, помахивая хвостиком, а кто-то – во фраке и меблированной каюте идущего ко дну лайнера. Но каждый атом получит строго его заработанную долю. Как лягушке, которая ничего внешне ужу, вроде, не сделала, так и ужу, пожирающего её пищащую на завтрак, не догадаться, что есть «режиссер за кадром». Так много внешне разного всего. Нищий, рождающийся и умирающий на свалке Калькутты или в фешенебельном Нью-Йорке на Бауэри. Или королева Франции, разрываемая толпой, или мгновенно погибшая принцесса Диана. Как и последний молодой китайский император, с его щадящей участью, просто посаженный в тюрьму коммунистами в его родном Китае. Или 90-летний Керенский, учавствующий в создании непобедимого Советского Союза и переживший всех своих врагов и друзей, забытый миром, убивал сам себя на чужбине в изгнании, в американской больнице, не желая видеть ни цветущую молодую любимую женщину, ни терпеть своё тело, отказывающееся шевелиться и служить ему. Всё это – одна и та же рука Верховного Судьи, Высшая Воля Провидения. И только обыватель скажет, что всё это случайно и никакого контроля свыше быть не может. Но, слава Богу, приходит новое время. Сегодня даже обыкновенный школьник знает, что случайностей не бывает. Под всем, как следует, утрамбовано, мало заметное только невежде, чьё-то программное обеспечение... Водитель купил книгу, мы обменялись адресами и прощались, как старые добрые друзья. Однажды я таксиста видел в одном из наших центров, на лекции у художников Миши с Айной. Но мои постоянные переезды по городам СССР и беготня от «охранки» не сохранили связь с водителем и парнями из такси. Даже художники канули в Лету. Но вряд ли таксист, как и его пассажиры, когда-нибудь забудут ту сцену из завороженного такси, где они стали свидетелями «Божественной комедии», как за одни сутки сбылась горячая мечта рижского таксиста, который «заказал» у Бога кришнаита с книгами.
Просите и следуйте за Всевышним искренне, это вознаградит каждого. Бог ответит вам и проявит Себя в тот же день, где бы вы ни находились. БЕЗ СОМНЕНИЯ!!! *** Садху*(санскрит) ----- святой Свами**(санскрит) --- титул монаха, принявшего отречение от мира, аналогично схимнику в христианстве. **** «Подобно Самому Кришне, духовный учитель может присутствовать всюду, где пожелает его ученик. Духовный учитель есть принцип, а не тело. Так же как телепередачу могут смотреть в тысячах различных мест благодаря принципу телетрансляции». (Письмо Шрилы Прабхупады Малати, 28.5.1968). *** Мы, изначальные слуги русской миссии Прабхупады, очень удивлены тем, что распространяют наши братья и коллеги западной миссии о вере в Прабхупаду. Они сравнивают Божественное положение Прабхупады с «покойником, не способным на общение и поддержание всех своих новых учеников и последователей сейчас и сегодня». Но где здесь логика, когда на старых его учеников почему-то отсутствие Прабхупады и его «смертность» не действует. Такая странная вера в представителя Бога как «о гуру-покойнике» говорит об отношении к гуру, как к обыкновенному человеку и смертному землянину, что осуждено Ведами, как оскорбление гуру и 3 оскорбление святого имени но, что мы можем изменить вокруг, кроме себя? Подобные тенденции являются не только завуалированным атеизмом или завистью к положению гуру, но величайшим тормозом нашего духовного роста. Кришна в Гите назвал эту веру – принятие гуру за обыкновенного смертного человека – сознанием мудхи (осла). Но всё же ученик – не судья и, как законопослушный смиренный слуга, должен следовать указаниям высшего судьи миссии и последней её инстанции, самого Прабхупады. Кодекс Прабхупады, его книги, и Сам Господь в «Бхагавад-гите» подобный принцип «новой веры с Запада» осуждают. Над верой в то, что гуру может умереть, как и над критикой веры в «мёртвого гуру» смеются даже сегодня, самые - самые юные ученики ачарьев Иисуса и Мохаммеда, ведь и через тысячу лет ученики реально чувствуют своего гуру в своём сердце. В любых писаниях признаётся, что любая индивидуальная обусловленная душа вечна, что уж говорить о посланике Бога – гуру? Шрила Прабхупада: «Если Мохаммед слуга Бога, а Иисус сын Бога, то здесь налицо ученическая преемственность. В конце концов, у истока ученической преемственности стоит Бог, так, как же вы не находите здесь ученической преемственности? Критерий таков – связана ли линия со Всевышним, это главное. Мохаммед и Иисус Христос пришли в Кали-югу (нынешний век ссор и лицемерия), их наставления являются такими, как они есть». (Письмо 19/07/70). Зная истину выше, как можно говорить о недостатке приемственности в ИСККОН, ведь у Прабхупады не ниже уровень, чем у Иисуса и Махаммеда. И о каком последующем ачарье после Прабхупады может идти речь, когда есть десятки свидетельств от Прабхупады, отрицавшего преемников, и говорившего, что он останется на планете пока не уйдёт его последний ученик. Поистине, живём в безумном мире. Ведь сами слова Прабхупады, притом в разные годы, во всех странах мира, даже через 30 лет показывают тот же результат. Они работают. Как учит Прабхупада, стать членом духовного мира и потомком Бога несложно. Нужно лично начать служение представителю Бога. «Когда человек обретает осознание Кришны, он сразу становится членом Ачьюта-готры, то есть потомком Верховной Личности Бога, трансцендентным к таким понятиям, как каста, вероисповедание, цвет кожи и национальность». (ШБ 4.22.12).
***
|