Свами Вишну Дэв
Совершенный (правильный) взгляд, согласно учению буддизма, это обретение человеком или другим живым существом наивысшего понимания относительно своего существования, смысла жизни, этого мира и т.д. Это не есть какая-то фиксированная идея или книжное знание. Это – мудрость, являющаяся результатом самопознания. Множество великих Гуру, победителей в Истине, Будд, таких как Дипанкара, Випассин, Каксанда, Кунагамана, Тонпа Шенраб, Гараб Дордже и, наконец, Будда Шакьямуни учили совершенному взгляду. Что значит «совершенный взгляд»? Каждый из нас живет в этом мире, имея определенный взгляд на жизнь, на свое «Я», на мир и др. В соответствии с этим взглядом он строит свою жизнь, взаимоотношения и т.д. К примеру, кто-то думает: «Жить – это вкусно есть, заниматься сексом с привлекательным партнером, иметь много красивых вещей». Кто-то другой может думать: «Моя жизнь принадлежит семье и детям, это самая правильная жизнь». Есть люди, считающие: «Я – не обыватель, я живу ради искусства (или науки, страны, политической партии). Это – высший взгляд». Люди, имеющие сходные взгляды интуитивно тянуться друг к другу. Так те, в ком доминируют взгляды типа «Этот мир создан для удовлетворения моих эгоистических желаний» или «Один раз живем: ешь, пей, гуляй вволю», общаются с другими людьми, имеющими те же взгляды. Так же определяют свой круг общения, рассуждающие: «Этот мир – мир страданий. Я буду вести практику Истины и достигну Освобождения». Так джива (душа) попадает в определенную среду и начинает приобретать опыт. Это и есть карма. Совершенный Взгляд, которому учит Будда Шакьямуни, есть нечто трансцендентальное, т.е. выходящее за рамки человеческого опыта. Он не поддается ментальному анализу, а достигается в процессе овладения высшей мудростью – Самадхи. Он предполагает глубочайшее проникновение в глубь таких вещей, как структура Мира Страстей, Астрального и Каузального Миров, понимание процессов Стадий Возникновения 12-ти условий. Если попытаться объяснить кратко и доступно, то совершенный взгляд – это мудрость, приходящая в результате Самадхи. Она такова: «Я» – не тело, «Я» – не чувства, «Я» – не ум (мысли), «Я» выше всего этого. То, что невыразимо, неописуемо, без вкуса, запаха и формы, бесконечное – это «Я» (Истинное Эго). Абсолютное счастье, свобода и радость – вот качества моего Истинного Эго (Сат-Чит-Ананда). Ни одна из фиксированных идей, принятых в обществе, не принадлежит Истинному Эго. Мое Истинное Эго, находящееся в независимом состоянии, в безначальном прошлом, захватилось влиянием трех Гун и пошло по пути иллюзий. Испытав формирование опыта в Каузальном Мире, оно опустилось ниже – в Астральный Мир. Захватившись тонкими образами в Астральном Мире, оно приобрело Шесть Различений. Это зрительные образы, слышимые звуки, ощущения запаха, вкуса, прикосновения и мысли, воспринимаемые в Астральном Мире. Когда формирование опыта в Астральном Мире закончено, Истинное Эго падает еще ниже – в мир грубого измерения. Так мы получили физическое тело в этом материальном мире. Имея физическое тело, мы обрели Шесть элементов Чувств и их Объекты, т.е. мы начали видеть глазами образы, слышать ушами звуки, обонять носом запахи, осязать поверхность тел, ощущать языком вкус. Мы обрели сознание, отвечающее за контакт с внешним миром. Посредством этого контакта начали возникать различные эмоции: «Это я люблю, это я ненавижу», «Это прекрасно, а это – отвратительно» и т.д. Так появляется Жажда (пристрастие, предпочтение), как результат сформированного опыта и различения. Процесс их появления мы повторим еще раз: Шесть Элементов Чувств и их Объекты, Касание, Чувства, Жажда (пристрастие). Мы накопили пристрастие в безначальном прошлом, когда Истинное Эго только начало приобретать опыт. Будда Шакьямуни говорил, что основные пристрастия проникают через Шесть Врат (т.е. глаза, уши, нос и т.д.). Теперь, когда вы имеете пристрастие к чему-либо, вы привязаны к этому. Это называется захваченностью. Следствие захваченности – Желание. К примеру, человек, захваченный сексуальными образами, будет испытывать сильное желание удовлетворить их и будет создавать в мыслях образы, искать партнера, смотреть соответствующие фильмы или журналы. Или человек, захваченный идеей большого дома, будет испытывать желание иметь его. Для этого он начнет зарабатывать деньги, начнет строить его и т.д. Стадия, на которой наше Истинное Эго начинает создавать различные вещи в этом мире, чтобы получить удовольствие, называется Существованием. Существование все больше и больше затягивает в иллюзию, т.к. одно желание порождает другое. Желания не исчезают даже после смерти. Они остаются в виде кармы. Карма ведет к новому перерождению после смерти физического тела. Это называется стадией Рождения. Вот почему мы рождены и испытываем страдания. Страдания – естественное следствие рождения в грубом Мире Страстей. Например, это физическое тело устает, требует ухода, стареет, болеет и, в конце концов, умирает. Или для удовлетворения желаний нам требуются материальные предметы или их эквивалент – деньги и, если их нет, мы страдаем. Или наши фиксированные идеи расходятся с фиксированными идеями нашего окружения, и мы испытываем проблемы и страдаем. Таким образом, страдания – это конечный результат процесса падения души. Осознавая страдания, мы приходим к пониманию того, что необходимо вырваться из круговорота страданий. Так мы начинаем задумываться, что есть «Я»? Каков смысл жизни? Как прекратить страдания? Наше Истинное Эго побуждает нас в этой критической ситуации читать книги, искать учителей, посещать различные собрания (ашрамы, храмы), слушать лекции и т.д. Эта стадия и есть Вера. Однако, этот процесс может длиться очень долго, пока мы не обретем Совершенный Взгляд или нам его не разъяснят практикующие высокого уровня. Получив, наконец, разъяснения в сангхе высокого уровня или от практикующих высокого уровня, мы начинаем осознавать: «Мое Истинное Эго пошло по пути иллюзий и страдает из-за этого. Теперь я знаю это и буду практиковать, чтобы достичь Освобождения и Просветления». Так вы начинаете вести практику Истины. Вы живете в соответствии с этим взглядом. Это и есть Совершенный Взгляд. 5. ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА – ЕДИНСТВЕНЫЙ СПОСОБ ПРЕОДОЛЕТЬ САНСАРУ.
Свами Вишну Дэв
Наша так называемая жизнь начинается в родильном доме и заканчивается на кладбище. А в промежутках между этими двумя событиями мы учимся, спим, едим, заводим семью, выясняем отношения, работаем и удовлетворяем свои грубые желания. Вот это жалкое трепыхание длиной в 60 – 80 лет мы и называем жизнью. В писаниях индуизма есть такой смешной пример из деревенской жизни: цапля постоянно ходит за быком и все жители деревни смеются, видя это, т.к. она принимает бычью мошонку за рыбу. Она думает, что эта рыба сейчас упадет и постоянно ходит за быком. Люди, захваченные мирскими желаниями, подобны этой цапле: их желания никогда не исполнятся. Желание быть вечно счастливым в этом мире никогда не осуществимо! В Библии есть слова: «Жизнь человеческая как трава: увяли листья и цвет ее опал». Листья здесь означают грубое тело, а цвет – сознание (тонкое тело). С распадом грубого тела обычный человек утрачивает осознание. Был такой иудейский царь Мелхиседек (некоторые источники утверждают, что он практиковал каббалу и Эзотеризм). Умирая, он сказал следующее: «Рабом родится человек, Рабом в могилу ляжет, И смерть ему едва ли скажет, Зачем он шел долиной чудной грез, Страдал, рыдал, терпел… исчез…» Сказано очень точно: мы, такие как есть, - рабы своих мирских желаний и привязанностей. Единственный способ преодолеть это рабство – духовная практика. Поэтому очень важно правильно относиться к духовной практике, т.е. решить вопрос о ценностях. Важно осознать, что кроме возможности работать над своей душой (познанием Бога или Атмана), в этом мире нет ничего существенного. Это означает поставить садхану, практику Истины в своей жизни на первое место во всех отношениях. А те, кто может это сделать, изменить жизнь так, чтобы она стала непрерывной духовной практикой. Если говорить коротко о смысле духовной практики и достижении Освобождения, то этот процесс сводиться к следующему:
|