Свами Вишну Дэв. Итак, глубинной мотивацией всех живых существ является стремление к тому, что приносит счастье
Итак, глубинной мотивацией всех живых существ является стремление к тому, что приносит счастье. Давайте задумаемся, что такое счастье? Если спросить об этом многих людей, то ответы будут совершенно разными и это удивительно. Окружающее нас общество предлагает нам довольно убогий стандартный набор ценностей, достижение которых в обыденном понимании и называют счастьем. Среднестатистический обыватель, как правило, связывает свое счастье с хорошим здоровьем, желанием иметь много денег и материальных вещей, привлекательного сексуального партнера или хорошую семью и детей. Люди, чей уровень души более высок, связывают счастье с продвижением по социальной лестнице (карьерой), либо с успехом фирмы, политической партии (нации), с которой они себя отождествляют. Еще более зрелые души считают, что счастье заключается в возможности творить, познавать мир, читать многие книги, изучать различные теории и ментальные концепции. В общем-то, они наиболее зрелые из всех трех категорий, хотя и этот взгляд не является полной Истиной. А теперь давайте порассуждаем, содержится ли счастье во всех этих вещах? К примеру, человек приобретает новый дом или автомобиль и он говорит, что счастлив. Но находится ли счастье в автомобиле? Его там нет. Все, что есть в автомобиле – механизмы и приборы, счастье находится внутри нас, т.е. в сознании. Либо человек говорит, что счастлив, имея любимого человека или сексуального партнера. Но давайте проанализируем, находится ли счастье внутри другого человека? Его вы там не найдете, если пристально попытаетесь исследовать. То состояние счастья, что мы испытываем, это нечто, что находится глубоко внутри нас и не принадлежит чему-либо внешнему. Теперь, находится ли счастье непосредственно в высоком социальном положении или в различных произведениях науки, искусства, в книгах, теориях, концепциях? Очевидно, что его там нет. Чувство счастья возникает внутри нас. Если вы обладаете мудростью, то поймете, что все это внешние объекты – всего лишь предлоги (уловки) для того, чтобы вызвать в нашем сознании (душе) определенные вибрации наслаждения, которые мы и называем счастьем. Но непосредственно со счастьем они не имеют ничего общего. Но, не обладая мудростью, люди ошибочно связывают свое счастье с обладанием этими объектами. Затем они прилагают усилия, чтобы получить эти объекты. Это и есть состояние «авидья» (фундаментальное невежество). Зачастую их усилия так и не приносят результатов. Но что происходит, когда все-таки благодаря упорным усилиям удается заполучить желаемое? К примеру, человек накопил денег и купил дом или нашел спутника жизни, или получил желаемое продвижение в карьере? Как правило, радость приходит лишь на короткий срок, а затем исчезает. Либо приходит чувство пустоты и некоторого недоумения, ощущение, что чего-то не хватает. Это действительно так и многие люди могут подтвердить это на своем опыте. Наконец, даже если вы и радуетесь всю жизнь, обладая чем-то внешним, эта радость преходящая. Мир постоянно изменяется, жизнь наша также очень коротка. В момент старости, через 30 – 50 лет, обязательно наступит время, когда нам будет тяжело обладать даже своим собственным телом, не говоря о чем-либо еще. Затем придет смерть и мы потеряем все, чем обладали, окончательно, а вместе с этим и наше счастье, основанное на таких хрупких вещах этого материального мира. Один странствующий монах (саньясин) из Индии сложил песню на санскрите, рассуждая о счастье. «Эта Сансара (материальный мир) пылает, как пожар, а живые существа в ней ведут суровую борьбу за существование. И днем и ночью они вынуждены страдать от зноя и холода, ветра и дождя. Богатство, молодость, сыновья даруют ли они счастье? Словно капелька воды на лепестке лотоса, такова эта жизнь. О, ум, оставь все эти преходящие вещи и просто поклоняйся Всевышнему Богу Шива, который один вечен и является Абсолютным вечным счастьем». По-моему, его понимание сущности счастья превосходно. Так или иначе, все религии, включая буддизм, имеют такие же сходные взгляды. К примеру, Господь Иисус Христос ясно говорил: «Царство Божие внутри вас есть». Теперь попробуем объяснить счастье с точки зрения учения «Гухьясамаджа», т.е. Джняна - и Кундалини-йоги. Дело в том, что изначально чувство счастья характерно для нашего Истинного Эго, того, что в индуизме называют «Атман». Его свойства – Абсолютные Счастье, Свобода и Радость. Оно также ведет независимое существование, т.е. не подвержено никаким информационным воздействиям. В одной из индийских Упанишад (священное писание индуизма) описывается, как брахман (мудрец) по имени Яджнавалкья давал наставления своей жене Катьяяни перед принятием саньясы (отреченного образа жизни): «Воистину, не во имя жены дорога жена, но во имя Атмана, который в ней. И воистину не во имя мужа дорог муж, но во имя Атмана, который внутри. Не во имя детей дороги дети, а во имя Атмана, который внутри. Не во имя золота и скота, дороги золото и скот, а во имя Атмана, что внутри. Не во имя царства дорого царство, а во имя Атмана». (Шветашвара-Упанишада). Если рассматривать чакры, то наше Истинное Эго находится в Сахасрара-чакре, высшей чакре. Для того чтобы испытать счастье необходимо перенести туда свое сознание (читту). Сознание переноситься за счет энергии Кундалини ил Ваю. Как это происходит у обычных людей, т.е. обусловленных душ, не знающих Истины? У них. Действующих на основе мирских желаний, энергия поднимается лишь в том случае, если их сознание захватывается внешними материальными объектами. Захватывание сознания происходит через пять органов чувств: зрение, слух и т.д. Таким образом, внешние объекты – лишь предлог, чтобы запустить процессы поднятия энергии и переноса Сознания-Бинду (Капли Души) в Сахасрара-чакру, в местонахождение нашего Истинного Эго. Иначе говоря, мы не умеем быть в состоянии Абсолютной Свободы, Радости и Счастья сами по себе. Нам нужен кто-то другой: любимый человек, материальная вещь, социальный стимул (престиж) и т.д., т.е. объект для проекции сознания. Наше счастье становится зависимым от этих внешних факторов. Боясь потерять их, мы привязываемся к ним и стараемся безраздельно ими обладать, окончательно портя отношения. Так мы становимся рабами внешних факторов. К примеру, что произойдет, если наш сексуальный партнер или любимый человек перестанет удовлетворять наши чувства? Мы злимся на него и испытываем страдания. Это происходит из-за зависимости. Мы чувствуем, что наше счастье у него в руках. То же самое касается материальных вещей. Если мы их теряем, мы страдаем. Это происходит из-за невежества. Мы не можем воспринимать наше Истинное Эго и не видим вещи, как они есть. Наше сознание поднимается благодаря восходящей энергии по центральному каналу Сушумна или за счет восходящей энергии Ваю. Процесс подъема энергии происходит благодаря работе чакр: Муладхара – энергия поднимается благодаря физической активности, гневу, насилию; Свадхистана – за счет захваченности сексом, пустыми развлечениями; Манипура – жадность, материальные предметы, образы, интеллект, обучение; Анахата – чувство привязанности к людям; Вишуддха – зависть, власть, желание превосходства, эгоцентризм и злословие; Аджна – фиксированные идеи, теории, мышление. Можно сказать, что сознание, захватившись чем-то внешним, заставляет вибрировать одну из чакр. Чакра усиленно работает, поднимает энергию Кундалини вверх: из копчика (Муладхара-чакры), доходя до верхних чакр, энергия их стимулирует, переносит в них бинду (сознание). В это время мы на короткий срок испытываем состояние нашего Истинного Эго, свойства которого Абсолютное Счастье, Свобода и Радость – вот это и есть испытание счастья. Нечего и говорить, что такое состояние счастья, через искусственную стимуляцию внешним, весьма неустойчиво. Оборотная сторона способа испытывать счастье через внешние объекты – страдание. Наше Истинное Эго теряет энергию радости, контактируя с внешними объектами. Поэтому все люди в этом мире страдают, не зная Истины. Чем выше уровень сознания человека, чем более зрела его душа, тем тоньше (нематериальнее) становятся объекты, благодаря которым поднимается его энергия. Так, низкий человек может чувствовать счастье, причиняя боль другим, а развитый – совершенствуя свою душу и жертвуя собой ради других. Теперь: что такое Освобождение, т.е. состояние Будды? Это способность непосредственно воспринимать вибрации Истинного Эго, достигаемая за счет подлинной духовной практики. Это трансцендентальное, абсолютно счастливое и свободное состояние сознания, не зависящее не от каких внешних факторов. Если кто-либо оскорбит человека, достигшего Освобождения, его счастливое состояние не изменится. Если его восхвалять, его душа также будет стабильной. Если ему сделать огромное пожертвование или, наоборот, забрать у него последнее, он не утратит счастливое состояние души. Даже если его будут убивать, он не будет страдать, т.к. знает, что он бессмертен и находится за пределами физической оболочки, вне времени и пространства, за пределами слов и ума. Итак, получив такие глубокие разъяснения, которые вы вряд ли получите где-нибудь еще, не желаете ли вы пойти по пути Освобождения и Просветления, т.е. высшего счастья? Выбор за вами. Если вы решили это сделать, то первое, что необходимо – изучить и практиковать Четыре Ступени Вхождения в Поток Истины.
|