Факторы социальной адаптации
Можно предположить, что успешность процесса адаптации и эффективность реализации механизмов выживания зависела от ряда индивидуальных и семейных факторов. Они облегчали либо, наоборот, затрудняли восходящую социальную мобильность и, таким образом, влияли на социальные траектории индивидов. Далее будут рассмотрены только индивидуальные факторы адаптации, такие как пол, возраст, род занятий и национальность. Имеющиеся у нас материалы не позволяют сделать предположение об однозначном влиянии пола на успешность адаптации. Семейные истории показывают, что и мужчины, и женщины столкнулись с материальными трудностями и репрессиями. В кулацких семьях оба пола пострадали в равной мере, т.к. государственная политика по отношению к этой социальной группе предполагала гонения на всю семью. В других социальных группах мужчины, более активные экономически и политически, пострадали от репрессий в целом сильнее женщин. Что касается влияния пола на адаптацию в профессиональной сфере, то она не столь очевидна. До революции распределение супружеских ролей в богатых городских семьях было традиционным: муж - кормилец, жена - домохозяйка. После 1917 г. мужчины не смогли более выполнять свои функции так, как они это делали до революции, и были вынуждены искать другие способы обеспечения своих семей. Казалось бы, высокий уровень образования и профессиональной квалификации мог дать им хорошие шансы на рынке труда, однако государственная политика перевоспитания эксплуататоров физическим трудом и дискриминация в сфере занятости выталкивали мужчин из секторов высококвалифицированного умственного труда. Положение жен бывших состоятельных людей было двойственным. Советская власть выдвинула в качестве одной из важнейших идеологических целей экономическое, политическое, сексуальное освобождение женщин и равенство их с мужчинами. Достоинства и недостатки советской модели решения женского вопроса продолжают широко обсуждаться, но мы сейчас не будем углубляться в эту дискуссию. Для настоящей работы важно то обстоятельство, что отношение советской власти к женщинам из состоятельных семей было двойственным. С одной стороны, государственная политика была ориентирована на поддержку их профессиональных усилий и демонстрацию успехов в решении женского вопроса. С другой стороны, как представительницы бывших эксплуататорских классов, эти женщины подвергались дискриминации в сфере образования и занятости. Для более детального анализа влияния пола на социальные траектории индивидов мы выбрали только одно поколение - прародителей. Большая часть их профессионально активного периода жизни пришлась на революцию и послереволюционные преобразования. Именно этому поколению пришлось предпринимать наиболее значительные адаптационные усилия. Наша идея заключалась в том, чтобы сравнить профессиональные карьеры братьев и сестер в каждой семье, не принимая во внимание карьеры их жен и мужей. Эти родственники могли происходить из бедных слоев общества и "нарушить чистоту эксперимента". С соблюдением данного условия анализ был ограничен тремя семьями. В остальных случаях у нас либо не было достаточно информации о братьях и сестрах, либо не было братьев и сестер в поколении прародителей, либо были только братья или только сестры и, следовательно, мы не могли сравнить два пола. Тем не менее, три отобранные для анализа семьи продемонстрировали три типа семейной адаптации и три варианта "соревнования" мужских и женских траекторий. В схематичном виде эти три типа показаны на графике, хотя в реальной жизни социальные траектории далеко не столь просты и прямолинейны. Делая карьеру, герои наших семей испытывали много взлетов и падений, однако на графике указаны лишь начальные и конечные позиции и важнейшие поворотные точки. Начальная позиция означает социальное положение индивида, определенное статусом его семьи, к моменту социалистической революции 1917 г. Выбор семейного, а не индивидуального статуса объясняется тем, что в тот момент многие представители поколения прародителей были еще школьниками или студентами, т.е. слишком молоды, чтобы иметь личный статус. Конечная позиция означает высшую точку их индивидуальной карьеры. Первый тип представлен семьей Кантеровичей, в которой несколько членов семьи, и мужчины и женщины, были репрессированы и, следовательно, испытали резкое падение социального статуса. Однако после освобождения из лагерей начали подниматься по социальной лестнице и достигли высокого положения внутри условного "среднего класса". При этом мужчины добились лучших результатов, чем женщины. Семья Вороновых демонстрирует второй тип адаптации: здесь никто не был репрессирован, семья в целом пережила умеренное падение социального положения, причем статусы женщин расположены между статусами их братьев. Третий тип, или дезадаптация, представлен семьей Нилаевых, которая так и не смогла восстановить утраченные после революции позиции. Вместе с тем, сестре здесь удалось добиться больших успехов, чем братьям. Таким образом, имеющиеся в нашем распоряжении данные пока не позволяют сделать какие-либо предположения относительно воздействия пола на процесс послереволюционной социальной адаптации. Следующий из интересующих нас факторов адаптации - возраст. Среди наших респондентов два поколения были свидетелями революции (пра-прародители и прародители), а еще одно поколение (родители) - свидетелем послереволюционной трансформации общества. Сравнение социально-профессиональных статусов представителей трех поколений выявило высокий уровень межпоколенной мобильности. Пра-прародители, родившиеся в 60-70-х гг. XIX века, сформировались как личности и профессионально задолго до революции. В 1917 г. они были уже взрослыми людьми со сложившейся профессиональной карьерой и пострадали сильнее всех, пережив резкое падение статуса. Многие из них, если не большинство, так и не смогли хоть как-то восстановить утраченные позиции. Следующее поколение, которое родилось в конце XIX - начале XX веков, начало двигаться вверх по социальной лестнице и достаточно преуспело в этом. Его представители получили профессии, требующие как минимум среднего образования (что для того времени было весьма неплохо), а многим удалось получить и высшее образование. В социальной структуре они заняли различные позиции внутри "среднего класса", располагаясь как в нижних его стратах (медсестра, бухгалтер), так и в верхних (врач). Хотя их детство и юность прошли до революции, большая часть их жизни протекала уже после 1917 г. Надежда на лучшую участь, потенциальная возможность сделать карьеру, ожидание жизненных перспектив вдохновляли их на активное социальное продвижение. Отталкиваясь от позиций, которых удалось добиться прародителям, поколение родителей (1920-40-е гг. рождения) добилось еще лучших результатов. В отличие от двух предыдущих поколений, которые были вынуждены приспосабливаться к совершенно чуждой им социальной системе, родительское поколение появилось на свет и выросло при социализме. Опыт жизни в условиях тоталитарной системы охватывал всю их судьбу и им не довелось сравнивать "до" и "после" революции [20,стр.11] и, следовательно им не пришлось адаптироваться к новому строю, при котором они родились и выросли. Представители этого поколения передвинулись еще выше внутри "среднего класса". В наших семьях большинство из них получили профессии, требующие высокого уровня образования и квалификации (врачи, юристы, преподаватели вузов и т.п.) и сделали успешную карьеру. Рассмотрим более подробно одно поколение, чьи адаптационные усилия, как уже отмечалось выше, были наиболее впечатляющими - поколение прародителей. Разница в возрасте среди его представителей составила в наших семьях 20 лет, что позволяет делать возрастные сравнения внутри одного поколения. Общее положение о том, что молодые адаптируются легче, чем люди среднего возраста и пожилые, в целом справедливо и для наших семей, но с некоторыми оговорками. Во многих семьях путь молодых к высшему образованию и высокому статусу был долгим и извилистым, потребовавшим намеренного изменения социального статуса (Землянины и Малаховы). Зато в семье Вороновых выигрышным обстоятельством в судьбе поколения прародителей было то, что все его представители встретили революцию взрослыми людьми, уже имевшими образовательную базу и профессиональные навыки. Члены семьи считали, что именно это позволило им не скатиться вниз по социальной лестнице и удержать в какой-то степени статусные позиции. Определенные преимущества давали людям и некоторые профессии. Хотя ни одна профессия не гарантировала отсутствие послереволюционных трудностей и репрессий, тем не менее некоторые облегчали жизненные тяготы, а другие никак не влияли на процесс выживания. Так, совершенно очевидно, что профессия врача помогала главному герою истории семьи Кантеровичей выжить во время тюремного заключения и в лагере. Он работал не на руднике или лесоповале, а в тюремном медпункте по своей специальности -фельдшером. После освобождения из лагеря в 1934 г. он смог восстановиться в медицинском институте, из которого был отчислен в 1925 г. как сын купца, и закончить свое образование. В соответствии с Декретом Народного комиссариата здравоохранения все бывшие студенты медицинских вузов получили право завершить образование, так как страна испытывала нехватку медицинских работников. Другой пример воздействия занятости: в голодные послереволюционные годы любая работа, так или иначе связанная с едой, облегчала процесс выживания. Так, одна из членов семьи Нилаевых работавшая в Кремле, приносила домой продуктовые пайки для матери и братьев. А вот рассказ героини семьи Вороновых о том, как ее сестра и муж сестры помогали семье:
"Когда Коля по возрасту был мобилизован санитаром в поезде с ранеными и уезжал вглубь страны, то привозил кое-какие продукты в обмен на всякие пустяки, что мы могли дать из дома - старые платья, ситцевые платки, даже какие-нибудь стеклянные бусы. Оба они потом много работали в продуктовых магазинах на должностях бухгалтеров с тем, чтобы иметь право... покупать необходимые продукты. Анюточка и Коля спасли моих мальчиков от голода". В периоды социальных катаклизмов работа "при еде" была важна для людей, прежде всего, как способ физического выживания, а не достижения социального престижа. Мы предполагали также посмотреть, какое влияние на процесс послереволюционной адаптации сыграл в наших семьях фактор национальности. Большинство семей - русские, семья Амелиных - белорусы, а семья Кантеровичей - евреи. Мы не ожидали, что национальность семьи Амелиных каким-то особым образом повлияет на семейную историю по сравнению с русскими, так как обе нации принадлежат к родственным культурам. К тому же ни в царской, ни в советской России на официальном и бытовом уровнях никогда не проявлялось какое-то специфическое, тем более негативное отношение к белорусам. В повседневной жизни отношения между двумя нациями всегда были спокойными, доброжелательными. Собственно, история семьи Амелиных и не продемонстрировала никакого воздействия их национальности на процесс послереволюционной адаптации. Это не значит, что национальная тема не была затронута в рассказах членов семьи. Напротив, она постоянно звучала, и их собственная национальность сравнивалась с национальностями других членов семейного клана. Вот один из примеров, касающихся жизни белорусов после революции в России. В 1919 г. на Белоруссию напали войска буржуазной Польши и захватила значительную часть республики. В 1921 г., согласно мирному договору России с Польшей, Западная Белоруссия отошла Польше, а восточная часть в 1922 г. вошла в состав СССР. После раздела Белоруссии многие семейные кланы оказались по разные стороны государственной границы двух стран. Перед семьями, оказавшимися на территории Польши, встал вопрос, не переехать ли в Советскую Белоруссию. Часть общины решилась на переезд, оставшиеся стали ждать от них вестей. В памяти семьи о том периоде сохранилась следующая история:
"Белорусы, между прочим, очень хитрая нация. Но не как хохлы, которые под себя гребут, и не как русские. Русские в лоб норовят, а белорусы - в обход. Ну, так вот, по поводу переезда в Советскую Белоруссию. Они договорились, что если все будет хорошо, то так они и будут писать, что все хорошо. А если плохо, то об этом писать все равно нельзя будет. И они договорились в этом случае цветочки рисовать. И вот из Советской Белоруссии стали приходить письма все в цветочных полянках. Поэтому та часть белорусов, которая в Польше жила, так там и осталась".
Трудно сказать, насколько этот рассказ имеет под собой реальную почву, а в какой степени он - из области семейной мифологии. Любопытно, что сходную историю, но из жизни украинских эмигрантов в Канаде нам сообщила Ираида Винницкая, сотрудника Украинско-Канадского научно-исследовательского и архивного центра (Канада). Этот сюжет сохранился в народной мифологии советского периода вплоть до очередной волны эмиграции 70-х годов и возродился в анекдоте о письмах за границу оставшихся в СССР родственников. Они сообщали эзоповым языком, что здесь есть все, кроме красных чернил. Письма, написанные красными чернилами должны были означать, что на родине не все благополучно. В биографическом исследовании довольно часто приходится сталкиваться с мифологизацией семейного прошлого. Интерпретация мифов уже стала отдельным направлением научного анализа "историй жизни" на Западе [21]. Несмотря на то, что советская действительность была богата на мифотворчество, эта тема пока не привлекала заслуживающего внимания российских исследователей. Возвращаясь к нашей теме, заметим, что национальный фактор никак не сказался на процессе выживания семьи Амелиных и был важен лишь в межличностном общении членов семьи. Другое дело - семья Кантеровичей. Евреи относились к числу этносов Российской Империи, чьи гражданские права и свободы были ущемлены в законодательном порядке. В частности, они могли проживать только в границах черты оседлости; существовали процентные ограничения по приему евреев в средние школы и университеты; им было запрещено заниматься адвокатской деятельностью и т.д. Социалистическая революция сняла законодательные ограничения, и с этой точки зрения евреи, безусловно, выиграли в результате ее победы. К тому же при Советской власти прекратились еврейские погромы, которые были нередки в царской России. Вместе с тем ни для кого не является секретом негативное отношение Сталина и других руководителей страны к евреям и антисемитские настроения в обществе. Однако члены семьи Кантеровичей рассказывают, что в послереволюционный период их национальность не мешала адаптации. Основным препятствием в то время было их социальное происхождение. В 30-е гг. на смену происхождению пришел фактор "репрессий". Авторы доносов обвиняли членов семьи как бывших репрессированных, но не обращали внимание на социальное происхождение и национальность. Еврейский фактор актуализировался лишь в начале 50-х гг. во время борьбы с космополитизмом, а сразу после революции он никак не повлиял на адаптацию этой семьи. Можно, следовательно, предположить, что роль факторов адаптации (в частности - национальности) изменялась во времени в зависимости от политической и экономической ситуации в стране. Заключение Поскольку наш массив не позволяет делать какие-либо окончательные выводы об адаптации состоятельных слоев общества после 1917г., то наши обобщения являются по сути предположениями-гипотезами, нуждающимися в дополнительной проверке. Анализ семейных историй показал, что все без исключения семьи пострадали от революции, испытав падение своих статусных позиций и материального уровня. Из господствующих или как минимум состоятельных слоев общества они превратились в стигматизируемые новой властью социальные группы. Однако внутренние ресурсы семей, накопленный культурный капитал предотвратили развитие тенденции социальной деградации и в большинстве случаев развернули вектора социальной мобильности в противоположном направлении. Послереволюционное падение статусов большинства индивидов и семей оказалось временным. Нисходящая мобильность сменилась процессом постепенного восстановления статуса и завоевания социальных позиций в новом обществе. Наша первая гипотеза состоит в том, что принадлежность к привилегированным слоям до революции имела ограниченное во времени воздействие на карьеру индивидов после 1917 г. Если члены семьи смогли преодолеть послереволюционные трудности, то первоначальное временное падение статуса в дальнейшем уже никак не влияло на жизненную и профессиональную карьеру. Сравнение социально-профессиональных статусов представителей разных поколений говорит о высоком уровне межпоколенной мобильности. Пра-прародители, встретившие 1917 год уже взрослыми людьми со сложившейся карьерой и прочным статусом, сильнее всех пострадали в результате революции. Они испытали резкое принудительное падение статуса, который у большинства из них затем так и не изменился. Однако уже следующее поколение начало восстанавливать утраченные социальные позиции и достигло хороших результатов. Его представители получили профессии, требующие как минимум среднего образования, а многие стали профессионалами с высшим образованием. В социальной структуре общества их позиции распределились внутри условного "среднего слоя" от нижней его части (медсестра, бухгалтер) до верхушки (врач). Успех прародителей был развит поколением родителей. Отталкиваясь от завоеванных прародителями позиций, они добились еще лучших результатов и в массе своей переместились в верхнюю половину среднего класса. В наших семьях подавляющее большинство родителей получили профессии интеллектуального труда (биолог, врач, юрист, инженер, преподаватель вуза и т.п.) и сделали успешную профессиональную карьеру. Таким образом, можно предположить (и в этом состоит наш второй вывод-гипотеза), что мобилизация культурного капитала позволила бывшим состоятельным семьям восстановить утраченные статусные позиции и занять достаточно высокое положение в социалистическом обществе. Другими словами, они продемонстрировали успешную адаптацию к новым условиям. Осознавая принципиальные различия между социальными структурами царской России и СССР, мы считаем, что относительное положение наших семей в советской социальной иерархии корреспондирует с их статусом в дореволюционном обществе. Если же рассмотреть восходящую социальную мобильность членов семей не с точки зрения индивидуальных траекторий, а с макросоциологических позиций, то наши примеры полностью соответствуют выводу, сделанному С.Оссовским [19] и подтвержденному Р.Андоркой [11]. Он состоит в предположении, что интенсивность и направленность межпоколенной мобильности были результатом, прежде всего, структурных изменений в послереволюционном обществе и индустриализации экономики страны. Несмотря на усилия репрессивного аппарата вмешаться в процесс социальной мобильности и воспрепятствовать образовательной и профессиональной карьере выходцев из состоятельных слоев, социальные траектории индивидов в конце концов вышли на путь, соответствующий культурному потенциалу их семей и определенный макросоциальными и макроэкономическими тенденциями развития общества.
Литература 1. Изменение социальной структуры социалистического общества. Октябрь 1917-1920 гг./ Редкол.; ВЖСелунская (отв. ред.), В.ЗЛробижев, Ю.С.Кукушкини др. М.: Мысль, 1976. 2. Ларин Ю.С. Частный капитал в СССР. М. 1927. 3. Ленин В.И. Записка Ф.Э.Дзержинскому с проектом декрета о борьбе с контрреволюционерами и саботажниками. Полн. собр. соч., т.35. 4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.41. 5. Молотов В.М. Статьи и речи. 1935-1936. М.: Партиздат, 1937. 6. Народное хозяйство СССР. 1922-1972 гг. Юбилейный статистический ежегодник. М.: Статистика, 1972. 7. Поляков Ю.А., Жиромская В.Б., Киселев И.Н. Полвека молчания. (Всесоюзная перепись населения 1937 г.) // Социологические исследования. 1990. N 7. 8. Советский простой человек. / Отв. ред. Ю.А.Левада. М.: Мировой океан, 1993. 9. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. Т. 1-11. Малое собр. соч. Т.5. М.: ИНКОМ НБ, 1991.
10. Статистическое обозрение. 1927. N 5. 11. Andorka, R. Social Mobility in Hungary Since the Second World War What Life Histories Add to the Information Gained from Survey Data. Sociological Uses of Life Stories and Family Genealogies: International Workshop. Bratislava. 17-23 August, 1992. 12. Bertaux D., Bertaux- Wiame, Le patrimoine et sa lignee: transmissions et mobilitc sociale sur anq generations // Lifestories. 1988. N4. 13. Coetzee, J.K. Wood, G. T. A Local Odyssey in Search of a New Space for Freedom: Biographical Accounts of the Political Struggle in the Eastern Cape (South Africa) in the 80s. Paper prepared for the XIIIth World Congress of Sociology, Bielefeld, 18-23 July, 1994. P.7. 14. Cohen, A.B. The Symbolic Construction of Community. Chilchesten Ellis Horwood, 1985. 15. The Education and Cultural Development of Migrants. The CDSS's Project N 7. Council for cultural cooperation. School education division: Tavistock, 1966. 16. Kim, Y. Y. Communication and Cross-cultural Adaptation: an Integrative Theory. Clcvcolon: Multilingual Matters Ltd, 1988. 17. Kovacs,M.L., Cropley, A.J. Immigrants and Society: Alienation and Assimilation.Sidney: McGrow-Hill, 1975. 18. Mercer, Y.R. Theoretical Constructs of Adaptive Behaviour Concepts and Measurements Eds. W.A Coulter, H.W. Morrow. N.Y. etc.: Grume and Stratton, 1978. 19. Ossowski, S. Social Mobility Brought about by Social Revolutions. Fourth Working Conference on Social Stratification and Social Mobility, Geneva, 1957 20. Passerini L. Introduction. In: Memory and Totalitarianism. L.Passerini (ed.) Oxford University Press. 1992. 21. Samuel, R. Thompson, P. (ed.). 1990. The Myths We Live By.L.: Routlege.
|