Стратегии восстановления статуса
Анализ семейных историй показал, что только семья Нилаевых не смогла успешно адаптироваться к новой социальной реальности. Она пережила серьезную потерю статуса, из положения высокооплачиваемых профессионалов опустилась до статуса рядовых рабочих. Семья рано потеряла своего главу-кормильца. Его жене, до революции - домохозяйке, пришлось самостоятельно выводить детей в люди. Все ее силы ушли на обеспечение физического выживания, и она не смогла дать детям ни образование (хотя сама имела очень хорошее по тем временам), ни профессию, соответствующую амбициям семьи. Утрата отца, падение материального уровня жизни, резкая смена стиля жизни (переезд из Москвы в деревню) и переход в чуждую пролетарскую среду вызвали серьезный внутриличностный кризис у одного из сыновей, ставшего бродягой и алкоголиком. Двое других так и не смогли подняться выше статуса квалифицированного рабочего. Разорение семейного гнезда, существование за счет распродажи домашнего имущества, деклассирование и падение статуса - вот результат жизни этой семьи после революции, который можно оценить как дезадаптацию. Все остальные семьи встретили вызов, брошенный революцией, и начали приспосабливаться к жизни в новых условиях. История выживания каждой семьи сама по себе интересна и уникальна. Вместе с тем, столкнувшись с одинаковыми проблемами, они сходно реагировали на жизненные трудности и использовали некоторые сходные способы адаптации или механизмы восходящей мобильности. Среди них наиболее распространенной стратегией оказалась ставка на образование. Хотя социалистическая революция была осуществлена в интересах малообразованных классов - пролетариата и крестьянства - интересы экономического выживания государства, а затем цели индустриального развития страны вскоре вывели образование на одно из приоритетных мест среди ценностей нового общества. Цели государства по созданию народной интеллигенции и цели состоятельных семей по обучению потомства в некотором роде совпали. До революции для высших слоев общества обеспечение детей хорошим образованием было само собой разумеющейся обязанностью родителей, их долгом перед детьми. Сохранение образовательного и культурного капитала осталось важной целью и после революции. Поэтому не вызывает удивления стремление родителей из дворянских и купеческих семей дать детям качественное образование, несмотря ни на какие трудности. Что действительно представляет интерес, так это мотивация зажиточных крестьян, которые не обладали высоким образовательным уровнем. Так, в семье Осиновых малообразованные родители, наблюдая постепенный упадок ранее зажиточной деревни после образования колхоза, настаивали на том, чтобы сын продолжал учебу в средней школе после окончания начальной. Ему пришлось ходить за несколько километров в соседнюю деревню, потому что в родной не было школы-семилетки. Затем он отправился в соседний город учиться в сельскохозяйственный техникум, но вскоре бросил его. Семья сочла неразумным связывать судьбу с сельской профессией, с деревней. Поэтому наш рассказчик уехал в крупный областной центр учиться городской профессии киномеханика. В этом примере образование выступает не как способ сохранения и передачи культурного потенциала, а как средство выбраться из деградирующей деревни в город, сменить образ жизни и повысить социальный статус. За исключением семьи Нилаевых, детям остальных "бывших" удалось получить уже после революции образование не ниже среднего специального. Например, в семье Зем-ляниных героиня окончила Геологический институт; в семье купца дети учились в Медицинском и Политехническом институтах; сын раскулаченного из семьи Спасовских окончил Военно-Воздушную Академию им. Фрунзе, а дочь раскулаченного из семьи Амелиных - курсы немецкого языка, что позволило ей стать сельской учительницей. Наконец, сын бывшего кулака, глава семьи Малаховых, окончил курсы бухгалтеров. Стремление людей получить образование было осложнено проводимой Советской властью политикой вытеснения детей "бывших" из высшей школы. Тем самым образованные слои лишали инструмента, при помощи которого они, собственно, и становились интеллигенцией. Правда, сразу после революции был приняты правила приема в вузы, которые отменяли все ограничения по признаку пола, национальности и социальному происхождению, существовавшие до революции. Но одновременно в документе подчеркивалось, что в первую очередь должны приниматься выходцы из рабочего класса и беднейшего крестьянства. Однако уже в 1921 г. был установлен классовый принцип приема в вузы с системой социальных квот и зачисления в вузы без экзамена по путевкам партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов. Следует признать, что Советская власть. быстро и успешно решила задачу создания народной интеллигенции. К сожалению, точные данные о социальном происхождении интеллигенции в середине и конце 20-х гг. отсутствуют. Однако известно, что среди студентов к концу 20-х гт. удельный вес выходцев из бывших привилегированных классов снизился до 0,3%, тогда как в 1914 г. доля выходцев из привилегированных классов составила 57,1% среди студентов университетов и 40,8% среди учащихся технических вузов. В 1923/24 учебном году было принято 50% выходцев из рабочих и крестьян, 44% интеллигенции и 7% - других социальных групп [1,стр.285;10,стр. 76]. Однако к последней цифре следует отнестись скептически. Можно предположить, что в действительности их было значительно больше. Ведь представители "бывших" "растеклись" по различным социальным группам, скрывали свое социальное происхождение и использовали различные уловки, чтобы получить образование, соответствующее их интеллектуальным запросам. Собственно, именно так поступали наши герои, и здесь мы переходим к описанию следующего механизма выживания, использованного семьями - добровольной и намеренной смене социального статуса как средству, облегчающему адаптацию и восходящую мобильность. Поскольку в Советской России в послереволюционные годы самым привилегированным классом считался пролетариат, то и члены наших семей чаще всего меняли свой статус на статус рабочего. Этот "трюк" давал им возможность избавиться от клейма своего эксплуататорского происхождении и обеспечивал более легкий доступ к высшему образованию или хорошей работе. Например, в семье Земляниных героиня сперва пошла работать на фабрику ткачихой, потом поступила на рабфак и лишь затем стала студенткой вуза. Она вспоминает, что на рабфаке было много учащихся, подобных ей, с "плохим" социальным происхождением. Они не могли сразу поступить в институт, не проработав какое-то время рабочими. Точно также действовал и член семьи Малаховых. Освободившись из тюрьмы, он завербовался на стройку рабочим и лишь затем поступил на курсы бухгалтеров. Превращение отца из раскулаченного в рабочего дало возможность его сыну поступить в Военно-Воздушную Академию (Спасовские). Таким образом, смена статуса для членов наших семей стала промежуточным этапом на пути последующего статусного роста. Территориальная мобильность также использовалась некоторыми семьями в качестве механизма выживания. В отличие от ссылки, т.е. насильственного акта, мы здесь имеем в виду добровольное действие с целью "отрезать" прошлое и избежать контакта с социальным окружением, в котором семья была известна как эксплуататорская. Так, после освобождения из тюрьмы главы семьи Малаховых ее члены уехали из родного села. После раскулачивания не осталась на месте и семья Спасовских. "Они хотели... ну, как бы стереть все следы своего кулацкого прошлого. Для этого им пришлось уехать из деревни", - рассказывает наша респондентка о своих пра-прародителях. Также поступили и члены семьи Амелиных. Опасаясь преследования местных властей и доносов соседей, перебрался из своего села в Москву весь клан Вороновых:
"...там, в деревне свирепствовали коммунисты, их (членов семьи - прим.автора) преследовали. Тетя Маня рассказывала о тех страхах. Она с папой оставалась еще в Леонове, и у них в доме поселилась какая-то женщина, которая доносила на них. Какие-то бумажки от их священных книг найдет - и бежит, докладывает ". Предпочел скрыться с глаз долой от "органов" и глава семьи Кантеровичей. Чудом выбравшись из тюрьмы, он вместе с женой скрылся у родственников в Саратове. В чужом городе было легче раствориться, и уменьшалась вероятность непрерывного наблюдения со стороны соседей. Таким образом, территориальную мобильность как способ выживания использовали, в основном, семьи, живущие в сельской местности (кроме Кантеровичей), где относительно замкнутое сообщество осуществляло постоянный социальный контроль и не допускало анонимности существования. В этих условиях территориальная мобильность становится эффективным способом освободиться от своего прошлого в глазах окружающих. Такую же цель преследовало и уничтожение или исправление документов, компрометирующих семью: вырывались фотографии из семейных альбомов, сжигались письма, исправлялись свидетельства о рождении детей. Причем важно было не только избавиться от документов, но и не расска-1ывать детям ничего опасного о семейном прошлом:
"...все держалось в тайне! От нас все скрывали, чтобы, не дай Бог, дети где-нибудь не проболтались и чтобы к нам не нагрянули и не арестовали! Тут такой страх витал - невероятный!А Вороновы - они особенно, я не хочу сказать трусливые, но... Вот, например, дедушка сжег документы жены своего сына. Ее мать - дворянка, ее фамилия Ермолова, она - потомок того самого генерала Ермолова. Он все сжег, все фотографии... А еще они в родстве с Гросицкими, а среди них есть эмигранты. Потому они все ужасно дрожали, от них ничего добиться нельзя было. Вот так - дрожали и ничего не рассказывали! Детям вообще - чтобы и не знали ничего об этом!" (Семья Вороновых). "Мы жили в такое время, когда все эти факты скрывали от детей. Я сама узнала о том, что отец был репрессирован (в 1929 г. - прим. авт.), только после войны... Детям говорили, что родители умерли или уехали надолго ". (Семья Кантеровичей).
Нет документов, нет рассказов, нет семейной памяти, а значит, нет и опасного прошлого, угрожающего благополучию ныне живущим членам семьи. Еще один способ, который, по мнению людей, мог помочь им выжить - вступление в брак с человеком "хорошего" социального происхождения или статуса: богатый крестьянин женится на бедной батрачке (Малаховы), дочь хозяина ателье вступает в брак с красноармейцем (Кантеровичи), дочь землевладельца выходит замуж за "простого человека" (Землянины). "Простой человек" - это не метафора, а реальный феномен советской действительности. Его важнейшие характеристики - массовидный ("как все"), деиндивидуализированный, чуждый элитарности и инакомыслию, легко управляемый, примитивный по запросам [8]. Во всех этих случаях мотивация людей была одинаковой - такие браки смогут защитить семью, уберечь семью от послереволюционных трудностей. Жизнь, однако, показала, что социально выгодный брак не гарантирует отсутствия проблем. Известно, что даже самый высокий государственный статус мужей не спас жен Калинина и Молотова от сталинских репрессий. Они были арестованы и отправлены в лагеря. В нашем исследовании жена-батрачка не спасла мужа-кулака от ареста. В остальных социально-гетерогенных браках подобная ситуация даже не возникала. Хотя в реальной жизни "политически выгодный" брак не обеспечивал отсутствия проблем, в представлениях людей он слыл гарантом безопасности семьи. Наконец, последний механизм, который можно описать на примере наших семей - это столь характерное для России использование личных связей. Своего расцвета он достиг в более поздний период, когда окончательно сложилась бюрократическая система и сформировалась советская номенклатура. Однако институт советского "блата" начал оформляться сразу после революции. Строго говоря, у традиции использования личных связей глубокие корни, потому что она процветала и в царской России. Наиболее отчетливо этот механизм прослеживается на примере семьи Вороновых, которая и до 1917 г. добивалась различных нематериальных выгод при помощи личных связей. Отец передавал детям не только свой церковный приход, но и круг социальных знакомств, подобно тому, как в исследовании Д.Берто и И.Берто-Виам сыновья булочников наследовали не только пекарню отца, но и социальную инфраструктуру - поставщиков и клиентуру [12,стр.14-15]. После революции старые каналы связей были в основном разрушены, да и жизненные цели, которые достигались с их помощью, стали неадекватны новой советской действительности. Тем не менее некоторые из сохранившихся личных связей помогли членам семьи найти приличную работу и, следовательно, средства существования. Личные контакты и знакомства часто использовал главный герой семьи Кантеровичей, правда не всегда успешно:
"В 1925 г., когда я кончал уже третий курс (института. - прим. автора), примерно в апреле или мае месяце у нас была "чистка", работала комиссия, и меня исключили как сына купца-промышленника. Ну, куда мне было деваться? Я осенью поехал в Москву, имея с собой письмо от бывшего хозяина нашего дома. Он был сам перс. А у него был большой приятель и друг Нариман Нариманов. Такой был комиссар Нариман Нариманов. Он был в Москве заместитель председателя ВЦИК. Было у меня к нему письмо. Жил он на Поварской улице, как сейчас помню, в доме N11, на втором этаже, без всякой охраны. Я к нему пришел, он меня очень хорошо принял и сказал: "Дорогой мой! К сожалению, Ленин умер, и я сейчас Вам ничем помочь не могу. При этой власти я Вам ничем noмочь не могу". С этим я и возвратился обратно в Астрахань".
В других случаях личные связи "срабатывали''. Так, освободившись из тюрьмы, наш рассказчик смог по протекции одного из тюремных начальников восстановиться в медицинском институте и тем самым сделать первый шаг в профессиональной карьере. Подобные примеры можно найти почти в любой семейной истории. Механизм личных связей получил столь большое распространение из-за гипертрофированного развития бюрократии, господства системы государственного распределения благ и государственного патернализма, иждивенческих установок советских людей, за которых почти все решало государство, и, наконец, из-за ограниченной роли денежных механизмов. В условиях, когда за деньги невозможно было получить хорошее образование, медицинское обслуживание, жилье и т.д., эту функцию взяли на себя личные связи. Мы описали здесь лишь те стратегии выживания, которые были выявлены эмпирическим путем. Анализ других семейных историй очевидно позволит найти иные способы. Поэтому "список" стратегий выживания остается открытым.
|