Стратегии выживания и адаптации после 1917 года
Цель настоящего исследования - проследить судьбу состоятельных семей и описать конкретные пути их адаптации в первые послереволюционные десятилетия. Для анализа из нашего архива были взяты истории семей, преуспевавших до 1917 г. Они составили 8 случаев, в которых старшее поколение принадлежало к основным состоятельным социальным группам дореволюционного российского общества: землевладельцам, купцам-промышленникам, священнослужителям, интеллигенции и зажиточному крестьянству, т.е. сельской буржуазии, в различной мере пострадавшей от репрессий. В фокусе нашего интереса находились жизненные истории поколений, непосредственно затронутых революцией и послереволюционной трансформацией общества, т.е. пра-прародителей, прародителей и родителей. Временные рамки исследования (1917 - конец 30-х гг.) ограничены, с одной стороны, социалистической революцией, с другой - завершением переходного периода от капитализма к социализму, официальным признанием построения социализма в России, принятием Конституции 1936 г. К этому времени социальная структура общества утратила связи со структурой дореволюционной России - все эксплуататорские группы были ликвидированы. Анализируя семейные истории, мы искали ответы на следующие основные вопросы исследования: 1) Каким образом, при помощи каких социальных средств семьи приспособились к жизни в советских условиях, т.е. каковы механизмы социальной адаптации индивидов? 2) Какие базовые характеристики индивидов помогали, а какие мешали приспособиться к новой социальной действительности, т.е. каковы важнейшие личностные факторы адаптации? 3) Каковы траектории социальной мобильности индивидов в новых условиях? Каков результат социальной адаптации? Оставаясь после 1917 г. на той же географической территории, представители состоятельных слоев очутились совершенно в ином социальном пространстве. В обществе, где они волею истории вынужденно оказались, формировались идеалы, нормы, ценности, "правила игры", стили поведения во многом противоположные тем, которые разделяли состоятельные семьи. Не выезжая за пределы страны, они осуществили "символическую миграцию", превратившись в своеобразных "социокультурных иностранцев" на собственной родине. Независимо от нас идею "символической миграции" предложили Я.Коци и Дж.Вуд в своем анализе жизненных историй борцов против апартеида в Южной Африке [13]. В основе их понятия лежит концепция "символических границ" А.Коэна [14]. Подобно реальным эмигрантам, которые должны пережить отчуждение от родины и принять традиции приютившей их страны, "субъективные мигранты" были вынуждены оставить привычный стиль жизни, заменить милостивый государь" на "товарищ" и приспособиться к новым правилам игры, адаптироваться к новым социальным условиям. Из всего многообразия моделей, используемых для анализа и за процесса включения индивидов в новые социально-культурные условия [15; 16; 17; 18] мы выбрали модель социальной адаптации как наиболее адекватную российской действительности и отвечающую задачам нашего исследования. Термин "социальная адаптация" используется здесь в широком значении и относится к внутренней и внешней трансформации индивида, оказавшегося в новом социально-культурном окружении. При помощи различных социальных средств индивид изменяется в направлении растущего соответствия и совместимости с новым обществом. Внешняя адаптация предполагает изменение поведения индивида и согласование его с нормами социального окружения. Она не затрагивает базовых ценностей личности и индивидуальных норм. Внутренняя адаптация означает трансформацию индивидуальных норм и ценностей и приведение их в соответствие с общественными. Настоящее исследование посвящено первому аспекту адаптации или функциональному приспособлению индивидов. Как комплексное социальное явление, адаптация может быть измерена набором показателей - общественными и индивидуальными, объективными и субъективными, социальными и психологическими и т.п. - в зависимости от целей работы. Описание показателей, используемых в научной литературе по социальной адаптации, не входит в задачи настоящей главы, тем более что единого подхода к построению системы показателей не существует. Поэтому мы ограничимся лишь некоторыми замечаниями. Очевидно, что общественные и индивидуальные критерии адаптированности индивида могут не совпадать. Например, для членов исследуемых семей существенным жизненным стимулом было стремление восстановить насколько возможно утраченный в результате революции социально-экономический статус в соответствии с личными и семейными амбициями, в то время как советская власть препятствовала статусному росту "бывших". Для нее было важнее установить господство над их умами и душам», т.е. внутренняя адаптация, включавшая интериоризацию идеологии большевизма, а также строгое следование нормам социалистического общества в повседневной жизни. Индивидуальные представления об успешной адаптации весьма субъективны, так же как и причины недовольства жизнью - "у одних суп жидок, у других - жемчуг мелок". Одним важнее материальное положение, другим - статусные характеристики, третьим - востребованность их обществом и т.д. Полученные нами данные позволяют предположить, что в процессе адаптации потомков бывших состоятельных классов социальный статус и образовательно-профессиональные интересы представляли собой один из важнейших индивидуальных показателей адаптированности в новом обществе. В настоящей работе нас, собственно, прежде всего и интересует, как члены семей завоевали положение в обществе, утраченное в результате революции. Поэтому из всего набора индикаторов мы, исходя из задач исследования, ограничились статусными (включая образовательные и профессиональные). Тогда показателем успешной адаптации может являться высокий образовательный и социально-профессиональный статус индивида в новой среде, а показателями низкой адаптации - низкий образовательный и профессиональный уровень, утрата статуса, маргинализация индивида, отклоняющееся поведение. Адаптация представляет собой динамичный, длящийся во времени процесс. Это своего рода континиум, на одном конце которого - дезадаптация или отторжение новых социальных условий, а на противоположном - ассимиляция. Модель ассимиляции, используемая некоторыми специалистами и своих исследованиях, предполагает полное отторжение индивидом старой культуры и включение его в новую социальную систему. Стремление к подчинению всех сторон жизни общества и каждого индивида было одной из характерных черт советского тоталитарного режима. Однако в полной мере этого так и не удалось добиться. В Советской России лишь некоторая часть бывших состоятельных людей отрешилась от старой идентичности и интернализовала ценности нового общества. Другие вообще не смогли привыкнуть к советской действительности. Многие же "бывшие", приспособившись функционально и достигнув успеха на профессиональном поприще, в той или иной мере сохранили дореволюционные ценности и этические нормы, образцы поведения в быту и т. п. Однако определить даже приблизительно соотношение всех этих категорий людей не представляется возможным. Им., и с тем очевидно, что модель ассимиляции лишь частично соответствует действительности. И научных исследованиях нередко используется и модель «интеграция». В отличие от адаптации она предполагает взаимное приспособление индивида и нового общества и является двусторонним процессом. Адаптация же - одностороннее действие, где изменения ожидаются только со стороны индивида. Поскольку советское государство не имело намерения изменяться в соответствии с потребностям бывших имущих слоев, то ни о каком процессе послереволюционной интеграции не могло быть и речи. Таким образом, концепция адаптации представляется нам в наибольшей мере адекватной социальной реальности. При этом нас в первую очередь интересовал процесс функциональной адаптации индивидов после революции. Трансформация их ценностно-нормативной сферы осталась в основном за пределами настоящего исследования.
|