От привилегированного статуса к социальной стигматизации
Поскольку все без исключения семьи принадлежали до революции к числу состоятельных, обладавших значительной собственностью, то после 1917 г. все они подверглись экспроприации. Среди различных категорий собственников первыми были лишены недвижимости землевладельцы, в том числе дворяне. Играя большую роль в экономической и политической жизни страны, класс землевладельцев был относительно немногочисленным. Накануне октябрьских событий в стране насчитывалось около 155 тыс. землевладельцев, причем далеко не все из них принадлежали к дворянскому сословию. По Декрету "О земле" имения помещиков со всеми постройками, инвентарем, скотиной и прочим имуществом переходили в распоряжение местных советов. При этом бывшие владельцы могли получить небольшой участок земли для обработки его собственным трудом, а нетрудоспособные имели право на пенсию в размере солдатской. Конфискация земель и имущества происходила в разных районах по-разному. Известно множество случаев разгромов и поджогов крупных частных хозяйств. Собственно, волна насилия началась еще до революции, а Декрет "О земле" помог перевести этот стихийный процесс в более цивилизованное и организованное русло. Однако немало и противоположных примеров мирного сосуществования после революции бывших помещиков и крестьян. К сожалению, семейная история не сохранила подробностей национализации собственности в семье землевладельцев Земляниных. Зато одна из членов крестьянского семейного клана Спасовских была свидетелем ликвидации помещичьего имения в ее родной деревне в Рязанской губернии. Эту историю она рассказывала своей внучке, с чьих слов мы ее и узнали. Патерналистское отношение барина к крестьянам сохранилось и много лет спустя после отмены крепостного права. Господа построили и содержали трехгодичную сельскую школу, обучение в которой было, естественно, бесплатным. Дважды в год, на Пасху и Рождество, в помещичьем доме устраивались праздники для сельских детей. Мальчики получали в подарок традиционные рубашки, а девочки - фартуки и косынки. Помимо школы помещик открыл для крестьян библиотеку и больницу, пользование которыми было также бесплатное. Барыня умерла еще до революции, а барин прожил какое-то время при Советской власти. Усадьбу у него конфисковали приехавшие из города комиссары. Однако крестьяне не позволили ее сжечь, и она затем использовалась для колхозных нужд. По своей инициативе крестьяне выделили своему престарелому барину дом и опекали его до самой смерти. Тем самым они как бы отблагодарили его за заботу и человеческое отношение к ним еще до революции. В какой бы форме ни осуществлялась экспроприация помещичьего землевладения, этот класс прекратил свое существование за короткий период времени с ноября 1917 по январь 1918 г. Ликвидация буржуазии, второго по значимости класса собственников, приняла массовый характер после Декрета о национализации крупной промышленности (1918 г.). Среди семей-участниц нашего исследования этот класс представлен семьей Кантеровичей, купцами 2 гильдии, рыбопромышленниками из Астрахани. Дело возглавлял отец нашего рассказчика:
"Промысел существовал примерно до 18-го года, когда отец был арестован. Но, к счастью, под арестом его держали недолго, его выпустили, почему - я не знаю. В городе тогда были большие аресты и зверства. Там триста человек буржуев посадили на баржу, вывели ее в Каспийское море и баржу эту потопили вместе с людьми. После освобождения из тюрьмы папа с мамой уехали в Саратов, а я со старшей сестрой остался в Астрахани. Два наших дома отошли городу. Их не отобрали, нет. От тех домов мы отказались сами. А дом, в котором мы жили, он так и оставался какое-то время наш, принадлежал нам. Мы получали квартплату с квартирантов, тем и жили".
Домами или городскими квартирами владели все семьи, и первыми лишились этой собственности помещики, а в 20-е годы была муниципализирована городская собственность. Семьи подверглись "уплотнению" и стали свидетелями превращения своих домов и квартир в коммуналки (подробнее об этом см. гл. В.Семеновой в настоящем разделе). Обычно они заселялись пестрыми по социальному составу жильцами. Вместе с потеснившимися хозяевами и оставшимися там же их бывшими слугами одну квартиру могла делить семья красного комиссара и рабочего, крестьянина, перебравшегося в город, и зарождавшейся советской и партийной элиты. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, семьи, входившие в семейный клан Вороновых, решили заселить "излишки" жилплощади одной квартиры родными. Вспоминает одна из членов семьи:
"Тетю Маню уплотнили и она уплотнилась к родственникам. Она сочла, что чем со всякими чужими людьми; жить, так лучше со своими. Тут везде были родственники! Там - Головинские жили, двоюродные родственники наши, а тут жила Елизавета Петровна с сестрой, которой вся эта квартира до революции принадлежала. Все родственники здесь жили, здесь и умерли. В общем, тут жуткая была коммуналка". Но, пожалуй, такая ситуация была редкостью. Обычно коммунальный быт соединял в себе людей разного происхождения и культуры и способствовал постепенному нивелированию и усреднению различий между ними. Он лишил людей privacy в самой приватной сфере жизни - семье, и способствовал формированию того, что впоследствии будет названо A.3иновьевым "homosoveticus". В 20-30 гг. процесс экспроприации собственников был завершен раскулачиванием семей сельской буржуазии -кулаков. Термин этот в России употреблялся еще до революции. Так называли прижимистых сельских перекупщиков, которые богатели не своим трудом, а чужим через ростовщичество и посредничество. После 1917 г. кулаками стали называть всех, кто вообще использовал труд наемных рабочих. Для проведения политики раскулачивания было необходимо официально определить категорию крестьян, подлежавших экспроприации. В Постановлении СНК "О признаках кулацких хозяйств" (1929 г.) главным критерием было систематическое применение труда наемных работников с целью извлечения прибыли. К кулакам были отнесены также владельцы мелких предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, а также люди, систематически сдававшие внаем сельскохозяйственные машины, занимавшиеся на селе торговлей и ростовщичеством. При раскулачивании подлежали полной конфискации жилые и хозяйственные пристройки, скот, инвентарь, транспортные средства, оборудование, промышленные, торговые и складские помещения и т. д. Не подлежали конфискации домашняя утварь, одежда, обувь, посуда, необходимый для жизни запас продовольствия. В реальной жизни в пылу борьбы за ликвидацию кулачества к ним нередко причисляли и прочно стоявших на ногах середняков, и даже бедняков, не одобрявших политику насильственного раскулачивания и принудительного образования колхозов. При экспроприации имущества, невзирая на постановление СНК, у людей обычно отбирали все под чистую, и они отправлялись в ссылку, имея лишь то, что было на них одето. Например, семью Малаховых вряд ли можно отнести к сельской буржуазии. Во всяком случае, они не эксплуатировали чужой труд и сами относили себя к середнякам. Тем не менее их раскулачили, главу семьи арестовали, а его родителей сослали. Наша респондентка рассказывает о том времени со слов своей бабушки:
"У них не было никаких наемных - они сами работали. Они жили нормально благодаря своему труду. Они пахали сами, на мельнице мололи хлеб, то есть кормили себя сами. И вот то, что у них все это было, что они постепенно наживали свое добро, свое хозяйство - все это стало считаться ненормальным. У нас же голь перекатная -это нормально... Их раскулачили, дедушку забрали. Бабушка была как раз беременная. Она говорит: "Я осталась одна. Вот, лежала на печке, когда они пришли, забрали даже последний мешок картошки. Видят, что беременная - но ничего для них святого не было". Бабушка говорит, забрали, вынесли из дома все, но хоть из дома не выгнали. Было тогда холодно, и соседи ей помогали ночью. Придут - под дверь бросят деревяшки какие-нибудь, чтобы она отогревалась и хоть как-то печку топила, покушать что-нибудь положат и уйдут. И даже не общались, потому что если они пообщаются, они на себя гнев навлекут ".
Экспроприированное у кулаков имущество поступало в собственность организуемых колхозов, а частично передавалось бедноте. По некоторым данным, к середине 30-х гг. около 15% стоимости имущества колхозов и совхозов приходилось на конфискованную у кулаков собственность. Крестьяне сибирской деревни, где жила семья Осиновых, испуганные зверствами раскулачивания в соседних селах, предпочли добровольно передать свое добро колхозу. Благодаря этому им удалось избежать репрессий, но зато они стали свидетелями постепенной деградации общественного хозяйства, составленного из того, что ранее принадлежало им. Несмотря на объединение в колхоз, мужики еще долго не могли расстаться со своей собственностью. Потомок семьи Осиповых рассказывает о болезненном чувстве утраты, переживаемом крестьянами:
"Каждый знал, что это - его лошадь, его корова. Каждый колхозник старался пахать на своей лошади, каждая колхозница доила свою корову. Если кто-нибудь брал чужую лошадь, ему говорили: "Ты смотри, береги мою Гнедую... " Чувство собственности очень долго не отмирало ".
Результаты разорения крепких крестьянских хозяйств известны. 'Так были уничтожены все те,- писал по этому поводу А.Солженицын,- кто составлял суть деревни, ее энергию, ее смекалку и трудолюбие, ее сопротивление и совесть" 19,стр.48]. Если экспроприация коснулась абсолютно всех, то многие семьи столкнулись еще и с разными по форме и суровости репрессиями. В 1925 г. во время кампании по чистке социального состава студенчества был отчислен из медицинского института сын купца-промышленника (семья Кантеровичей). В конце 20-х гг. в двух семьях были арестованы их члены за экономические преступления. Глава семьи Малаховых был обвинен в сокрытии от государства золота и "излишков" пшеницы, глава семьи Кантеровичей был арестован пан в связи с ликвидацией НЭПа. Нэпманская буржуазия представляла собой специфическую группу капиталистов, в основном мелких и средних; крупные оставались исключением. По социальному происхождению эта группа была неоднородной, но ее ядро преемственно связано с дореволюционной буржуазией. По некоторым данным в 1923 г. 2/3 переданных государством в аренду предприятий взяли их бывшие владельцы [2, стр.5]. Среди них была семья Кантеровичей, которая возродила свой рыбный промысел и дела семьи, как и всего частного рыбопромышленного сектора Астрахани, вновь пошли в гору. Если вытеснение нэпманской буржуазии в промышленности и торговле началось в основном за счет экономических рычагов, то в конце 20-х гг. экономические меры борьбы были дополнены административными и репрессивными. По стране прокатилась волна судебных процессов, таких как знаменитое "Астраханское дело". Развитие рыбной промышленности в этой губернии не оставляло никаких сомнений в большей эффективности частного сектора по сравнению с обобществленным. Поэтому для его дискредитации и разгрома был организован громкий судебный процесс, на котором случаи взяточничества, корректировки в пользу частного сектора квот на отлов и переработку рыбы, неуплаты части налогов были непомерно раздуты и квалифицированы как экономическая контрреволюция, подрыв государственной промышленности, торговли и денежного обращения. Перед судом предстало 129 человек, в том числе 44 предпринимателя, 21 торговец, а также посредники, служащие государственных финансовых органов и торговой инспекции. Суд приговорил 14 человек к высшей мере наказания, а остальных - к разным срокам тюремного заключения и ссылки (подробнее об "Астраханском деле" см. примечания к гл.1 в Разделе 1). Герой нашей семейной истории получил пять лет тюрьмы и пять лет ссылки. Семью священников Вороновых в явном виде репрессии не коснулись. Хотя при Советской власти церковь подвергалась большим гонениям, в отличие от других бывших привилегированных сословий, которые были ликвидированы как социальные группы, духовенство, сильно уменьшившись количественно, все же сохранилось как группа, поскольку продолжал существовать институт церкви. Если в 1890 г. численность только православного духовенства превышала 131 тыс. чел., то по переписи 1937 г. численность духовенства всех конфессий составила чуть более 31 тыс.человек [7,стр.53]. О судьбе представителей культа после 1917 г. известно крайне мало, поэтому история семьи Вороновых для нас особенно ценна. Свыше 130 лет мужчины этой семьи служили приходскими священниками в одном из подмосковных сел. Уже после революции глава семьи, Николай, удостоился высокого в церковной иерархии звания протоиерея. Однако с усилением гонений на церковь в 20-х гг. продолжение духовной карьеры становилось опасным для жизни. В 1926 г. после смерти Николая один из его сыновей сделал следующую запись в дневнике:
"Могло бы священство рода в этом селе еще продолжаться, но благодаря разразившейся в России в 1917 г. революции, принять на себя сан священника я не решился''.
Так была нарушена двухвековая семейная традиция "наследования" профессии, и все сыновья Николая были вынуждены сменить сферу деятельности. Участвующие в исследовании кулацкие семьи испытали все виды репрессий, применявшихся к этой социальной группе. По отношению к дальнейшей судьбе раскулаченных осуществлялся дифференцированный подход в зависимости от меры их сопротивления политике Советской власти. Так называемый "контрреволюционный кулацкий актив", т.е. те, кто сопротивлялся с оружием в руках, привлекались к уголовной ответственности и отбывали наказание в тюрьмах и лагерях. Те, кто не принимал участия в насильственных действиях, а лишь выступали против колхозов, высылались в отдаленные районы страны. Те, кто занимал пассивную позицию, подвергались лишь частичной конфискации и выселялись в пределах своего района на худшие земли. Среди наших семей удалось избежать репрессий только семье Осиповых, которая добровольно передала имущество колхозу и сама вступила в него вместе с остальными жителями деревни. Но этот нетипичный случай стал счастливым и редким исключением из всеобщей тенденции преследования кулачества. Подверглась только раскулачиванию, но не была отправлена в ссылку семья Спасовских. Решение покинуть родную деревню было принято ими самими. Семью Амелиных выслали на Соловки, где они обросли кое-каким имуществом и даже построили дом. Тогда они были раскулачены вторично и переведены на поселение в другое место. Некоторые члены семьи затем бежали, но были пойманы и водворены обратно, а один из них убит во время перестрелки. Наконец, в семье Малаховых пережили арест главы семьи и ссылку его родителей. Наряду с экспроприацией, падением материального уровня жизни, репрессиями бывшие "эксплуататорские" слои столкнулись с ущемлением их гражданских прав. До 1936 г. они были лишены избирательного права, сосланные кулаки -права самовольно покидать место ссылки. Лишь их детям по достижении 16 лет было разрешено уезжать на работу или учебу. Для взрослых же ограничение территориального передвижения было отменено лишь в 1947 г. "Бывшие" столкнулись также с препятствиями в получении высшего образования и доступе к некоторым работам. В итоге вместо привилегированных и состоятельных общественных групп семьи стали принадлежать к стигматизируемым новой властью слоям. Тем не менее они выжили и большинство из их членов смогло подняться вверх по социальной лестнице.
|