Цель существования общественной системы
Актуальный человек входит в некоторую общественную систему тогда, когда для потенциального человека (фамильной системы) выгоднее войти в общественную генологическую систему, чем выйти из нее и войти в другую или существовать самостоятельно. Актуальный человек сознательно или бессознательно, верно или ошибочно, действует исключительно в интересах своего потенциального Я. Актуальный человек может обойтись без актуального человечества (Робинзон), но потенциальный человек без потенциального человечества гибнет с вероятностью единица (не из-за отсутствия "пары", в модели нет механизма воспроизводства). Внутри этого противоречия и развиваются законы общества (потенциального человечества) и общественных систем. Цели актуальных людей, входящих в общественную систему, не совпадают. Интересы человека, которые представляют собой средства актуализации цели, для каждого актуального человека различны. Эти различия создают центробежные тенденции, которые должны более чем уравновешиваться центростремительными для устойчивого существования общественной системы. Поскольку человечество (как и вся природа) существует в неравновесной среде, усложнение общества, общественной системы возникает и реализуется по законам самоорганизации (Теория диссипативных структур И. Пригожина). Групповой интерес представляет собой не только выражение локальной цели, но и меру неравновесности системы. Механизмы формирования групповых интересов можно наблюдать на модели. Закономерности этого процесса объективны. В результате процессов самоорганизации непременно возникают группы людей, векторы интересов которых близки. Образуется результирующий вектор (аналог равнодействующего в физике). Проекции индивидуальных векторов на результирующий составляют часть личного интереса, согласующегося с групповым, а ортогональные им составляющие отражают внутригрупповую борьбу интересов. Взаимодействия групповых интересов ведут к созданию, модификации или реконструкции общественной системы. Через общественные системы реализуются интересы ведущих групп и их коалиций. Эти интересы принимают форму интересов всей совокупности групп или потенциального человечества в целом. В то же время, таким образом сформированный общественный интерес (неформализованная цель общества) подлежит проверке по методу проб и ошибок, поскольку в действительности он далеко не отвечает цели общественной системы. Эта цель состоит в достижении максимальной вероятности существования потенциального человечества (совокупности фамильных систем). Вот здесь и обнаруживается основная тонкость и сложность общественного целеполагания. Следует определить, каким образом измерять и оценивать существование совокупности. Естественным способом оценки значимости совокупности может служить математическое ожидание времени ее существования, независимо от показателей существования элементов. Такой подход выражает примат общей цели перед частными. В этом есть своя логика: существование общества невозможно без существования потенциального человека. Более того, состояние общественной системы, в которой вероятность существования хотя бы подмножества потенциальных элементов не является максимальной, не может отвечать общесистемной цели. Видимой проблемой здесь является то, что Достоевский образно сформулировал как проблему "единственной слезинки ребенка". Если для оптимизации развития общества требуется ухудшение состояния отдельных элементов, имеет ли общество право на такой прогресс. С одной стороны, сами моральные категории являются не более чем средством обеспечения прогресса человечества, они возникают в процессе эволюции. Даже в обществе, образованном программными "квазилюдьми" естественным образом, спонтанно возникают аналоги моральных категорий, которые ни в какой форме не заданы программистом. Это убедительно свидетельствует о неизбежности их происхождения эволюционным путем. С другой стороны, для наиболее эффективного, с общественных позиций, поведения отдельного человека необходима его уверенность в защите со стороны общества. Общество должно сделать выбор между "защитой" элемента, обеспечением его существования, что ведет к снижению скорости развития общества, и заботой о максимальной устойчивости общества, максимальной скорости его развития. В действительности здесь нет проблемы, нет выбора. Существует оптимальная по глобальному общественному критерию степень защиты интересов отдельного человека. Отклонение от оптимума в любую сторону ведет к снижению эффективности общественной системы. Определение оптимума связано не с понятийными, моральными, а с инструментальными, техническими сложностями. Сегодня это уже не проблема, а задача. Подробно этот вопрос рассмотрен в отдельном файле. Для получения возможности оптимального управления развитием общественной системы по критерию глобальной цели требуется значительно продвинуться вперед в развитии теоретического обществоведения, создать инструментальную базу, построить необходимые модели общества и его подсистем.
|