Откровение 16:12
Шестой ангел. Вообще говоря, адвентистские комментаторы выдвигают два возможных объяснения 12 — 16 стихов. Согласно первому объяснению, “великая река Евфрат” представляет собой Османскую или Турецкую империю: “высыхание воды” означает постепенный упадок этой империи. Армагеддон — буквальная долина Меггидо, на севере Палестины. Таким образом падение Турецкой империи рассматривается, как приготовление пути для восточных народов, чтобы сразиться с Западом в долине Меггидо. Согласно второму объяснению — река Евфрат представляет собой народы, над которыми Вавилон приобрёл себе власть. “Высыхание воды” — означает потерю Вавилоном их поддержки. “Цари востока” — Христос и Его последователи. Армагеддон — последняя битва между Христом и сатаной на этой земле. Следовательно, устранение человеческой поддержки от Вавилона следует рассматривать как снятие последнего барьера к его поражению и наказанию. Соответственно второй точки зрения, битва в Армагеддоне начинается с политических конфликтов и достигает своей кульминации в пришествие Христа и небесного воинства. Согласно второй точке зрения, армагеддонская битва начнётся тогда, когда объединённые вместе религиозные и политические силы в открытой атаке обрушатся на остаток народа Божия. Хотя эти две точки зрения как—бы взаимно исключают одна другую, но в действительности у них есть много общего между собой. Сторонники двух точек по вопросу Армагеддона вообще сходятся в следующих пунктах: 1) Армагеддон — это последняя великая битва в истории земли и это принадлежит будущему. 2) Это — “брань великого дня Божия” (14 ст.). 3) “Великая река Евфрат” — это символ людей. 4) Три “нечистых духа” (13 ст.) — представляет собой папство, падшее протестантство и спиритизм (или язычество). 5) Эти “три духа” представляют собой силы, которые соберут народы для битвы. 6) Собирание сил “трёх нечистых духов” по своей природе религиозно, а собранные силы — это политические и военные. 7) Приготовление к битве будет происходить при шестой язве, а сама битва — при седьмой. 8) Это будет настоящая битва между людьми, с применением действительного оружия. 9) Кровопролитие не будет иметь границ и размеров. 10) Все народы земли будут вовлечены в эту битву. 11) Появление Христа и небесного воинства положит конец этой битве... 12) Святые, оставшиеся в живых будут очевидцами этой битвы, но участия принимать в ней не будут. Существенная разница между двумя точками зрения сосредотачивается на трёх терминах: Евфрат, “Цари востока” и Армагеддон. Следует ли рассматривать эти вопросы во свете их буквального, географического положения, или же их нужно рассматривать совершенно в другом направлении, т. е. символически? Первая точка зрения рассматривает эти вопросы в их географическом значении. Вторая допускает их символическое освещение, в рамках согласно 14:3—19. Дальнейшие комментарии см. по этим вопросам в 12—19 стихах. Как и следовало ожидать, некоторые адвентистские комментаторы придерживаются разновидности и видоизменённости этих двух основных точек зрения. Однако ограниченность места не позволяет останавливаться на них. О первоначальной точке зрения о том, что Армагеддонская битва — это битва между Христом и нечестивыми народами при втором пришествии см. “Джеймс Вайт” в “Ревью энд Геральд” 21 января 1862 г 6 стр.). Относительно второго положения, а именно, что Армагеддонская битва означает политическое и военное собрание народов земли в Палестине см. Уриах Смит “Пророчество Даниила и Откровения” 1944 г 691—700 стр.). Великая река Евфрат. Приверженцы как первой, так и второй точек зрения сходятся на том, что Иоанн не ссылается здесь на буквальную реку, как реку или на высыхание её, как буквальных вод. С общего согласия, воды реки Евфрат — это люди (ср. 16:15). Соответственно первой точке зрения, однако Евфрат означает прежнюю Турецкую империю, через которую и протекала эта река и со времени падения этой империи в конце первой мировой войны: её современница Турция. Такая точка зрения заставляет предполагать, что выражение “Евфрат” хотя и не относится у буквальной реке, как “реке”, тем не менее продолжает сохранять какую—то определённую меру буквально географического значения, по крайней мере, как геграфическая область, пересекаемая этой рекой в Мессопотамской долине. Более чем 1000 лет эта область принадлежала сарацинам и туркам, а совсем недавно перешла в руки Иракского правительства. Согласно второй точке зрения, значение выражения “Евфрат” должно происходить из того положения, что Вавилон является символом падшего христианства (см. 14:8. 17:5). Исторически и географически буквальная река Евфрат был рекой буквального Вавилона (Иер. 51:12, 13, 63, 64). Как река символического Вавилона “великого города” (см. 17:18) Евфрат здесь как бы разобщается в своём прежнем буквальном географическом значении и приобретает значение спутника символического Вавилона. Воды Евфрата — это “воды многие” (ср. с 17:3, 15), на которых восседает символический Вавилон; это жители земли, которых он заставляет “пить вино блуда своего” (17:2. ср. с 13:34, 7, 8, 14—16). Вода. см. 17:1, 5. Высохла. Греческое форма этого глагола означает завершённое действие, т. е. воды, которой уже нет, которая “высохла”. Согласно первой точки зрения, высыхание вод Евфрата, упоминаемое здесь, начинается с постепенного падения Турецкой империи, окончательное завершение чего принадлежит будущему. Согласно второй точки зрения, высыхание вод Евфрата, означает лишение Вавилона человеческой поддержки в связи с шестой язвой (см. выше “великая река Евфрат” см. Откровение 16:14—17. ср. с Ис. 44:26 и 45:2). Сторонники этого положения находят последствия высыхания в символических описаниях в 16:8, 10. 17:5—8 и буквально в Великая борьба 654—656 стр. Путь. По-гречески “дорога”, “главный путь”, “шоссе”. В изложении 12—16 ст. это путь “по которому пойдут цари” со своими армиями через Евфрат, чтобы сразиться со своими противниками. Согласно первой точки зрения этот “путь” географически будет лежать через Мессопотамскую долину, в прошлом, как территория Турецкой империи. Согласно второй точке зрения “путь” — символическое выражение, означающее “путь”, посредством которого будет создана такая ситуация на земле, что Христос и Его небесное воинство одержит полную победу над Вавилоном (19 ст.) и над “царями земли”. Цари от востока солнца. Т. е. “Цари востока” (см. 7:2). Согласно географическому значению, приписываемому “великой реке Евфрат” сторонники первой точки зрения понимают под “царями востока” в географическом смысле народы, живущие на востоке Мессопотамской долины. Согласно второй точке зрения — “цари востока” представляют собой Христа и сопровождающих Его ангелов. Такое мнение базируется на исторических данных из жизни Кира, который завладел Вавилоном и позже освободил народ Божий, иудеев и вернул их в родную землю. Чтобы готов был. Согласно первой точке зрения “путь для царей востока” начал приготавливаться постепенным падением Турецкой империи. Согласно второй точке зрения, “путь” будет приготовлен устранением от символического Вавилона всякой человеческой поддержки (см. 1, 12, 14, 17 ст.). Согласно первой точке зрения — это приготовление носит географический и военный характер. Согласно второй точке зрения — это “приготовление” имеет моральный и духовный характер.
|