Студопедия — Положение о штрафных ротах действующей армии.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Положение о штрафных ротах действующей армии.






3. Штат № 04/393 отдельного штрафного батальона действующей армии.

4. Штат № 04/392 отдельной штрафной роты действующей армии…».

Первая штрафная рота была создана в 42-й армии Ленинградского фронта 25 июля 1942 года – за три дня до издания приказа № 227 от 28 июля 1942 года

«О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций».

По данным труда «Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование», к концу 1942 года в Красной Армии насчитывалось 24 993 штрафника. В 1943 году их количество возросло до 177 694 человек, в 1944 году – уменьшилось до 143 457, а в 1945 году – до 81 766 человек. Всего же в годы Великой Отечественной войны в штрафные роты и батальоны было направлено 427 910 человек. Если судить по сведениям, включенным в Перечень № 33 стрелковых частей и подразделений (отдельных батальонов, рот, отрядов) действующей армии, составленный Генеральным штабом в начале 60-х годов XX века, то во время Великой Отечественной войны было сформировано 65 отдельных штрафных батальонов и 1028 отдельных штрафных рот – всего 1093 штрафные части. Однако А. Мороз, изучивший фонды штрафных частей, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, считает, что в годы войны было сформировано 38 отдельных штрафных батальонов и 516 отдельных штрафных рот.

Формирование штрафных батальонов и рот осуществлялось не всегда успешно, как того требовало руководство наркомата обороны и Генерального штаба. В этой связи заместитель наркома обороны Маршал Советского Союза Г.К. Жуков 24 марта 1943 г. направил командующим фронтами директиву № ГУФ/1902, которая требовала:

«1. Сократить число штрафных рот в армиях. Собрать штрафников в сводные роты и, таким образом, содержать их в комплекте, не допуская бесцельного нахождения в тылу и используя их на наиболее трудных участках боевых действий.

2. В случае значительного некомплекта в штрафных батальонах вводить их в бой поротно, не ожидая прибытия новых штрафников из лиц начсостава с целью прикрытия некомплекта всего батальона».

В положениях о штрафных батальонах и ротах отмечалось, что постоянный состав (командиры, военные комиссары, политруки и др.) назначались на должность приказом по войскам фронта и армии из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников. Это требование, как правило, выполнялось в действующей армии. Но были и исключения из этого правила. Например, в 16-м отдельном штрафном батальоне командиры взводов нередко назначались и из числа искупивших вину штрафников.

Согласно положениям о штрафных батальонах и ротах всему постоянному составу сроки выслуги в званиях, по сравнению с командным, политическим и начальствующим составом строевых частей действующей армии, сокращались наполовину, а каждый месяц службы в штрафных формированиях засчитывался при назначении пенсии за шесть месяцев. Но это, по воспоминаниям командиров штрафных подразделений, не всегда выполнялось.

В годы Великой Отечественной войны штрафные роты и батальоны решали практически те же задачи, что и стрелковые части и подразделения. При этом они, как и предписывал приказ № 227, («Ни шагу назад») использовались на наиболее опасных направлениях.

Наиболее часто их применяли для прорыва обороны противника, захвата и удержания важных населенных пунктов и плацдармов, проведения разведки боем. В ходе наступления штрафным частям приходилось преодолевать различного рода естественные и искусственные препятствия, в том числе заминированные участки местности.

В большинстве случаев штрафников освобождали в сроки, установленные приказами наркома обороны и его заместителей. Но были и исключения, которые обусловливались отношением командования и военных советов фронтов и армий к штрафным частям. За мужество и героизм, проявленные в боях, штрафники награждались орденами и медалями, а некоторые из них были удостоены звания Героя Советского Союза.

Надо сказать, что, несмотря на установившееся из-за перехода к обоюдной обороне затишье, немцы не теряли бдительности. В этом мы убедились почти сразу после выхода в передовые, перед «ничейной землей», траншеи. Нас сопровождал командир роты штрафников. Он шел впереди, за ним комбат, начальник штаба и группа офицеров, в числе которых был и я. Начальник штаба среди всех нас выделялся высоким ростом, и без привычки ему нелегко было долго идти, согнувшись едва ли не вдвое. На одном из переходов, когда голова начштаба в фуражке на чуток показалась из траншеи, немецкая пуля, чиркнув по брустверу, пробила лишь тулью его офицерской фуражки. Судя по всему, выстрел был прицельным, и начальнику штаба очень повезло, что стрелок промахнулся.

Мы все тотчас пригнулись ещё пониже, а комбат, не стесняясь и, видимо, в назидание всем присутствующим, отматерил своего зама так, как мне еще не приходилось слышать: «Тебе, что… жить надоело?... Покрасоваться… решил перед немцами… Вымахал…, жердина,… Мало, что ли, … похоронок ещё отправил?...»

Дальнейший путь после такого разноса все мы продолжали, согнувшись в три погибели. И вот, подойдя на полусогнутых к позициям штрафников, мы увидели нечто, не то чтобы, необычную картину, а и вовсе совершенно невероятную – на бруствере окопа совершенно спокойно в лучах весеннего солнца нежились, оголенные по пояс, два бойца из штрафников. Мне показалось, что комбат от увиденного даже потерял дар речи: только что распекал за беспечность начальника штаба, а двум рядовым бойцам на всех начхать – и на своих командиров, и на немцев.

Моментально придя в привычно состояние, комбат буквально взревел:

– Вы…что здесь за стриптиз устроили? Немцев развлекаете? Трах, тарарах...

– Никак нет, товарищ майор, мы просто загораем.

– Как это, загораете? Кто разрешил? Ведь вас же немцы могут застрелить как… куропаток. Или вы свою вину решили кровью искупить таким образом? Может у вас и уговор с немцами есть, чтобы не убить насмерть, а только ранить?

– Никак нет, товарищ майор, по нам немцы не стреляют.

– Как это не стреляют?... Пока мы шли сюда, на моих глазах немцы чуть не угрохали начальника штаба… Трах, тарарах… Хорошо, что только фуражку зацепили.

– Так они – немцы, товарищ майор, знают, что мы штрафники, потому и не стреляют. Ну и мы тоже затихли – к чему их зря тревожить, разозлим ненароком, так они и начнут шмолять по нам из минометов. А нам это надо?

– Кто такие? – обратился комбат к командиру роты, имея в виду провинившихся бойцов. Бойцы пытались принять положение «смирно» – окоп это вполне позволял. Но их потуги выглядели не то что необычно, но даже комично – двое расхристанных и обнаженных до пояса солдат перед одетыми по всей форме офицерами. Один из бойцов был атлетического сложения, хотя и несколько полноват, роста высокого – под два метра, примерно такого же, как и начальник штаба. Лицо обычного рязанского парня с добродушной улыбкой, волосы темно-русые, глаза голубые. И веяло от него силой и спокойствием. Его товарищ в сравнении с ним выглядел совсем подростком и был ему полной противоположностью – роста небольшого, примерно метр и шестьдесят сантиметров, очень худой, волосы рыжие, брови белесые, глаза серые, взгляд которых трудно было уловить – так и перескакивал с одного из нас на другого. И лицо у него тоже было очень подвижное, да и вся фигура – как говорится – была как на винтах.

– Да это, товарищ командир батальона, наши ротные комики.

– Что значит – комики?... У них, что ли, имен нет?

– Имена-то есть, но в роте у нас здесь их все называют Пат и Поташон* или же часто ещё Пат и Поташонок. Как начнут рассказывать о себе, так просто умора.

* Пат и Паташон (нем. Pat & Patachon) – датский дуэт актеров-комиков эпохи немого кино. Пат – высокий и худой, задумчивый меланхолик; Паташон – низенький толстяк, подвижный и шустрый. С роли Пата и Паташона в Советском Союзе начали свою карьеру в 1925 году будущие народные артисты СССР Николай Черкасов (Пат) и Борис Чирков (Паташон), Они исполняли эти роли в комической миниатюре «Чарли Чаплин, Пат и Поташон» вместе с Петром Берёзовым (Чаплин). В 1926 – 1929 годах этот номер они исполняли на эстраде Ленинградского «Свободного театра».

– Хохмачи, говоришь. Ну-ну, а я гляну, какие эти вояки, как устроились. Но осмотрев окоп, комбат похвалил бойцов, – Нечего сказать, капитальный окоп. Начальнику штаба надо бы распространить опыт. Ты посмотри, не только окоп устроили правильно в полный рост, причем добротно и на двух человек – каждому по его росту, так даже и нишу** оборудовали. Молодцы! Нечего сказать. А что это вы храните в нише? Какие-то свертки лежат – на гранаты не похожи. А тогда что?

** Справка. Ниши в окопах устраивают для размещения и хранения запаса патронов, ручных гранат, мин, бутылок с горючей жидкостью для уничтожения танков, запасных противогазов, воды для пулеметов, а также съестных припасов. В плотном (глинистом или скалистом) грунте стенки и потолок ниши держатся хорошо, и их можно не укреплять; в среднем (растительном) и слабом (песчаном) грунтах их приходится одевать жердями, досками и другим подручным материалом. Когда нишу делают одновременно с отрывкой окопа, под бруствером предварительно отрывают четырехугольную яму-щель, которую сверху покрывают жердями или досками. Поверх потолка из жердей или досок кладут слой травы или веток и затем насыпают бруствер. Траву, ветки или солому кладут для того, чтобы земля не просыпалась в щели покрытия и не засоряла содержимого ниши. На устройство такой ниши при готовом материале боец затратит 1,5-2 часа. Необходимый материал: двенадцать 6-8-см жердей длиной по 110 см. Для устройства ниши в отрытом окопе малой лопатой отрывают необходимых размеров пещерку, в которую вставляют ящик, сколоченный из досок.

– Так это, товарищ майор, пропитание – наш, можно сказать, НЗ.

– А ну вынимай и показывай, что ещё за НЗ?

Ты даже и представить, Лёня, не сможешь, как мы удивились, увидев колбасу, зажаренную курицу, немецкие сигареты и еще бутылку самогона. У офицеров такого изобилия не было. С питанием у нас тогда было прямо-таки совсем не густо. У меня и, как я заметил, других, как говорится, слюни потекли. А наш комбат, едва ли не обалдевший от такого нахальства, решил узнать об источнике такого изобилия:

– И где же это вы все достали?

– Не скажем, с улыбкой ответил Пат.

– Как это – не скажите? Да я вас… Трах тарарах… сейчас… под расстрел.

– Нет, мы скажем, конечно, но только, если вы с нами выпьете, – ответил Пат с улыбкой, наполнив кружку самогоном.

Мне, да и другим офицерам не приходилось ещё вот так близко общаться со штрафниками, но слухи о них ходили самые разные, что они способны на многое. Так что от них можно было ожидать чего угодно. Вот и комбат, хотя ему, как и нам, от одного только вида такого изобилия тоже захотелось выпить и закусить, был, что ли, в некоторой растерянности – пить или не пить? Приняв кружку из рук штрафника, выпить сразу он так и не решался - медлил.

Поташонок, поняв сомнение комбата по-своему – что самогон отравлен, взял кружку и сделав глоток, передал кружку Пату. Тот тоже сделал пару глотков и снова подал кружку комбату. Отпив, он пустил кружку по кругу. Самогон был не первач, но по крепости очень даже приличным. Закусив, комбат продолжил:

– А теперь, сынок, рассказывай.

– Товарищ майор, вы ничего такого не подумайте, что мы мародеры. Нет, это го не позволяем, всё это добро мы у немцев спиз…

– Когда?

– Так, товарищ майор, аккурат, вчерась ночью. Даже еще и выпить не успели.

– И немцы вас не обнаружили.

– Так мы же тихонечко.

– А как минное поле обошли?

– Так мин, товарищ майор, на нашем участке совсем нет. Может немцы думают, чтобы мы к ним скоро перейдем?

– И что, снова в гости пойдете?

– А то нет – пойдем! Вот только припасы прикончим, так сразу и отправимся.

– Вот что, бойцы, – посерьёзнел комбат, – шутки шутками, но идёт война. И народ ждёт от нас победы. Поэтому приказываю привести себя в порядок и чтоб через час вместе с командиром роты прибыли ко мне в штаб батальона. Понятно?

– Так точно, товарищ майор.

Затем комбат отдал распоряжение начальнику штаба подготовить на двух этих штрафников все документы – кто они такие и за что оказались в заключении. На обратном пути комбат распорядился помалкивать о происшедшем, а участок штрафников взять под особый контроль, чтобы исключить дезертирство, добавив:

– Ишь малину… трах тарарах… устроили – и немцы по ним не стреляют, и на их участке поля минного нет. Чтоб, – повернулся он к начштабу, – на этот счет приказ к вечеру был готов – мышь не должна незаметно проскочить. Ходят, понимаешь, к немцам в гости, как… трах тарарах… к тёще на блины.

Из документов следовало, что Пат и Поташон познакомились друг с другом в заключении, где оказались из-за едких анекдотов о жизни и Сталине. Срок им дали стандартный – 5 лет, но вскоре срок прибавили до 25 лет, а их причислили к отъявленным рецидивистам. А все из-за того, что Пат и Поташон, скорешившись предприняли несколько неудачных попыток сбежать из лагеря.

Но как только они прослышали об указе Калинина, что каждый заключённый свою вину перед Родиной может смыть на фронте кровью, Пат и Потащон смогли покинуть лагерь. Под конвоем их и еще многих других зэков доставили в пункт начальной военной подготовки, а уж затем на фронт, где и определили в штрафную роту.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 860. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия