Социальная типология личности
Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы. В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего. В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900–1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер – это «ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры». Социальный характер позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Все эти типы он считал «неплодотворными» и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности. В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций. «Традиционалисты » ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо. У «идеалистов», наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами. «Реалисты » сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм – с самодисциплиной и самоконтролем. Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни. Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний. Еще один западный социолог – Р. Дарендорф, рассматривая личность как продукт развития культуры, выделял четыре типа: - человек трудящийся (личность, создающая общественно полезные блага, например, крестьянин, воин, политик и пр.); - человек потребляющий (личность, сформированная массовым потреблением); - человек универсальный (личность, способная заниматься разными видами деятельности); - человек тоталитарный (личность, зависящая от тоталитарного государства). Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения: · рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; · взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, · в сфере семейной и личной жизни – эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии. В то же время социологи отмечают и обратное воздействие устойчивых личностных качеств и поведенческих стереотипов на возникновение и развитие общественных отношений того или иного типа. Иллюстрацией этому может служить уже приводимое ранее заключение М. Вебера о том, что именно под влиянием протестантизма ценностных ориентации личности, ее отношения к труду дали импульс к возникновению «духа» капитализма, стимулировали развитие предпринимательской деятельности. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств, выраженных в социальном характере, может ускорять общественное развитие, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным. ВЫВОД: Личность, формируясь в обществе, предстает перед нами в качестве субъекта социального взаимодействия. Важным социальным аспектом функционирования личности в обществе является ее социальный статус и связанные с ним различные ролевые наборы.
|