Определение личности воина
Особенностью развития военной психологии в России являлось то, что воин изучался реально, т.е. включенным в определенную социальную общность, группу, воинское подразделение, часть. Психология группы становится выраженным направлением исследований в конце Х1Х - начале ХХ века. Это было обусловлено следующими обстоятельствами: 1. Изменением тактики боя. Переход от линейных построений к рассыпному строю, к цепи привели к изменению социально-психологических условий боевой деятельности воинов. Солдат получил большую самостоятельность, а командир - ответственность в управлении подчиненными. 2. Переходов к новым видам вооружений, требующих коллективного обслуживания, орудийные расчеты насчитывали 7-12 человек. Бронеавтомобили, бронепоезда, самолеты, корабли имели экипажи, пулеметы обслуживались расчетом и т.д. Военные психологи признают, что рядом с психологией, которая занимается отдельным человеком, есть место для психологии, изучающей «различные человеческие группы",[53] так как всякая социальная группа хоть и состоят из индивидуальных элементов, но как социальное целое есть нечто другое, чем арифметическая сумма единиц, это нечто вроде химического соединения. 3. Исследования боевой деятельности показали, что влияние одних и тех же факторов на отдельного бойца и на массу различно. 4. Увлечением численности армии, созданием новых частей и подразделений, формированием новых воинских коллективов и групп. Об этом свидетельствуют данные на 1 января 1881 г. и 1904г.[54]
5. С сокращением сроков службы изменились социально-психологические условия. При 25-летнем сроке солдат, призываясь в ряды армии, фактически рвал все отношения со своей семьей, теперь же, при 6-летней службе, казарма становилась лишь определенным жизненным периодом. 6. Изменением национального состава воинских частей. Начиная с 70-х годов комплектование проводилось таким образом, что в каждой отдельной части 75% солдат были русскими, а остальные - представители национальных меньшинств.[55] Эти изменения потребовали разработки и изучения психологии малых и больших групп. В начале ХХ века военная психология «делится на две независимые части, которые можно назвать психологией индивидуальной, трактующей о душевных явлениях отдельных людей и другую - психологией коллективной, исследующей то же по отношению к группам людей"[56]. Причем количество публикаций, посвященных социально-психологическим проблемам русской армии, постоянно растет:
Русская военная психология, исследуя социально-психологические явления внутри армии, также изучала и отношение общества к армии, влияние этого отношения на основание армии, на чувства и настроения воина. Например, предметом исследований Галкина М.В. ("новый путь современного офицера» 1906г.) было влияние отношения общества на состояние армии. Многое объединяло военную психологию с общей психологической мыслью, но у военных психологов был свой путь изучения социально-психологических явлений. Он отличался: практической направленностью, выводы из исследований должны были служить повышению боевой готовности, улучшению воинского воспитания, задачам управления; исследованием социально-психологических явлений не только в больших общностях, толпах и массах, но и в небольших группах; психология толпы и психология армии различались целями, характером деятельности и управляемостью; признанием возможности применения знаний индивидуальной психологии в исследовании психологических явлений в группах. В русской военной психологии в конце Х1Х века начинает использоваться категория «социальная группа", предпринимается попытка создать классификацию социальных общностей. Одним из первых это сделал Зыков.[57] Он выделил следующие социальные образования: семья, социальная группа, род, сословие, землячество, народность, государство. Воинские части и подразделения составляют социальные группы, которые имеют одну из важных характеристик - устойчивость. Основанием классификации Зыков считал длительность существования общностей, наличие социальных принципов в этих группах, единство нравственных побуждений. Большая роль в рассмотрении армии как объекта социальной психологии принадлежит Резанову А.С. По его мнению, армия по своим психологическим качествам родственная так называемой толпе».[58] Толпу он понимал как общность людей, объединенную определенными законами функционирования. Резанов выделяет следующие элементы для характеристики разновидностей «коллективов": единство действий, единство воли, единство сознания, единство места и времени, наличие общественного мнения, характеризующего общение и духовную связь. Социально-психологические явления, происходящие в Русской армии, издавна интересовали военную психологию. Предметом изучения коллективной психологии выступают компоненты общественного сознания: настроения, общественное мнение, традиции, авторитет, лидерство, соревнование, подражание, отношения между военнослужащими. Зыков рассматривал воинские части как социальные группы, существование которых во много раз продолжительнее существования отдельных личностей. Особенностью воинских социальных групп является «наличие» социальных принципов - норм, которые регулируют деятельность членов группы». Такими принципами по его мнению, являются понятия о долге. чести полка, мундира, законности и обязательства, готовности положить голову за други своя, авторитетности начальника, любви подчиненных и заботы о них, идеи славянства и христианства. Кроме этого, деятельность группы регулируется общественным мнением, которое молчаливо предписывает воину поступать так, а не иначе. В случае, если человек поступит наперекор общественному мнению, его постигнет кара в форме порицания, выраженного отдельными членами группы или от ее лица уполномоченными. Кроме этого, социальным регулятором поведения в армейских коллективах были воинские традиции. Они, как считал Зыков, являются средством воздействия на людей определенной части. Стойкости традиций способствует «прикрепление к видимым предметам, таким как знамена и другие воинские святыни».[59] С этой целью в частях создавались войсковые музеи. Для оценки состояния широко использовалась категория «сплоченность", которая характеризовала тесную связь отношений воинов определенной части или подразделения. Сплоченность, по мнению Зыкова, значительно слабее в мирное время, чем в военное, и сильнее при нахождении части в чужой стране, чем в своей. Военная психология в России развивалась как психология мирного, так и военного времени. Это было связано с особенностями второй половины Х1Х - начала ХХ века, когда практически не было ни одного десятилетия без войны, в которой русская армия не принимала бы участия. Кроме того, в военной психологии утвердилась позиция о ведущем значении для ее развития исследований психологии боя и войны. Так, Михневич утверждал, что «война переносится в область психических явлений", по мнению Леера, «человек был, есть и будет главным орудием войны». Корф считал: «Подготовить бой, подготовить наступление - равносильно понятию - подорвать, расшатать, убить психические силы противника». При этом он выделил 4 группы факторов, оказывающих влияние на психику бойца во время боя: «1)группа внешних материальных факторов боя (оружие, численность, внешняя форма боя и т.п.); 2) управление боем; 3) система воспитания воинов; 4) общие социальные факторы».[60] Для Шумкова Г.Е. исследование психологии боя было предметом многолетних исследований. Он писал: «Как в важном и необходимом есть что-либо более важное и существенное, так и в области военного дела самой важной и самой существенной частью, той центральной частью, в которой сходятся разнообразные области военных знаний, является бой».[61] Перед военной психологией, как практической отраслью психологических знаний, стояла задача построить систему психологических знаний о боевой деятельности человека, создать психологию боя и войны. Особенностью войн Х1Х - ХХ веков стало, по мнению Шумкова Г.Е., то, что их «участники решают исход боев на расстоянии, редко сходясь для рукопашной схватки, что составляло правило в древних боях"[62]. Опасность для жизни человека являлась особенностью воинской деятельности в бою. Корф выделял в ней внешнюю сторону - истребление противника оружием на поле боя, он называл ее материальной, и внутреннюю - духовную сторону. Причем «внутренняя борьба начинается в воображении человека - бойца с того момента боя, когда наступает в нем ежеминутная опасность для его жизни».[63] О наращивании исследований психологии боевой деятельности свидетельствует следующий график (см. с.79). Только в период с 1900 по 1917 год в печати появилось более 101 публикации, посвященных психологии боевой деятельности. По мнению Головина Н.Н., центр тяжести исследований человека как бойца, переместился в изучение психологии человека как бойца. Он выделил структуру боевой деятельности, ее внешнюю стороны: «идея боя - подчинить волю противника, цель боя - победить противника, а мотивы - стремление бойца победить. А исследование боя подразделяется нами на две части: 1)Исследование факторов боя, обуславливающих деятельности человека в бою. 2) Исследование деятельности и свойств человека как бойца».[64] На такой же позиции стояли Полянский, Шумков, Дмитриевский и другие. Исследуя факторы, влияющие на боевую деятельность воинов, русские военные психологи выделили и объединили их в 4 группы:
Военные психологи видели свою задачу и в изучении состояний человека - бойца во время его боевой деятельности. это область психических явлений заключена в рамки между полным здоровьем человека и его болезнью в силу которой он является неспособным нести свое оружие. Изучение психики бойцов во время сражений, их деятельности должно, как считал Шумков, «опираться на следующие положения: а) На войне нет случайностей, все подчинено определенным законам как в сфере внешних явлений., так сфере психики; б) Изучение боя должно быть строго научное, основанное лишь только на изучении фактов и явлений; в) В каждом бойце необходимо признать личность, подвергающуюся изменением под влиянием обстановки; г) Абсолютной воли бойца не существует, а есть его поступки, безусловно подчиняющиеся закону причинности; д) Изучение бойца должно быть психофизиологическим; е) Военная психология, сохраняя прикладной характер, должна изучать работоспособность бойца, его боевую силу».[65] Психическое, душевное состояние воина в бою, по мнению Полянского Б.Н., «является решающей областью психики человека, влияющей на его боевую работоспособность».[66] Состояния он называл эмотивной сферой и к ней относил чувства, инстинкты, аффекты, эмоции и настроения. Полянский, говоря о роли эмотивной сферы подчеркивал: «Идея как простой факт сознания ничего произвести не может, она бессильна в борьбе с эмоциями и может подействовать лишь тогда, когда приобретет чувственную окраску... Эмотивная область психики приобретает еще большее значение для нас, если вспомнить, что во всех боевых действиях мы имеем дело с «массовым бойцом", т.е. с явлениями коллективной психологии.[67] Изучение состояний, причин их возникновения, особенностей протекания привело к выводу о необходимости создать классификацию - «практическое подразделение душевных заболеваний на войне", которая должна дать «верное суждение о том, как отражается служба на душевном здоровье солдата» и поможет установить «при каких обстоятельствах и в какой части войска, или в каком районе учащаются или уменьшаются случаи душевных заболеваний, а отсюда и профилактика, и изучение душевных расстройств в действующих войсках.[68] По времени наступления заболевания Шумков выделил: 1. Психозы довоенные - случаи болезней психического недоразвития, преждевременного слабоумия. Задача не допустить заведомо больных до театра войны. 2. Психозы (во время) войны - которые в свою очередь распадаются на: 1. психозы тыловые; 2. психозы позиционные; 3. психозы боевые или средний, развившиеся у лиц, принимавших участие в боях. 3. Психозы после войны - вредные моменты могут действовать на психику человека исподволь и дать нарушения не во время войны, а после. Так, как «номенклатура психозов с делением на острые и хронические не схватывает в своих понятиях всех расстройств личности воина на войне[69], то Шумков предложил подразделить практически все психозы на следующие формы: 1. группа - нервно-психическая неустойчивость к явлениям войны, кратковременные нарушения личности воина в боевых условиях, которые выражают неустойчивость нервно-психической организации воина. Сюда включены расстройства психики от невозможности видеть кровь и истерзанные трупы, невозможности переносить резкие звуковые впечатления, невозможности при рукопашных схватках вонзить штык в неприятеля - вообще все те расстройства психики, которые наступают «от ужасов войны» - формы военных неврастений, истерий и т.д. 2 группа - скоротечные психозы. Они протекают короткое время, например, 2-3 дня, неделю, две, месяц и быстро проходят и дают полное психическое выздоровление. лица, их пережившие, нуждаются в лечении в психиатрических госпиталях, возвращаются в ряды армии. 3 группа - острые психозы. Это психозы с течением больше месяца. их можно относить к острым, хотя и излечим, но требующим более длительного лечения. 4 группа - хронические психозы - неизличимые. Данная классификация внесла большой вклад в развитие военной психиатрии. Она также позволила систематизировать влияние боевых впечатлений на психику воина, раздвинула границы военно-психологических знаний. В военной психологии была осуществлена серьезная попытка выявить механизм воздействия на деятельность и поведение человека в бою. С целью дать психологическое обоснование управления боевой деятельности личного состава были выполнены исследовательские работы Зыкова А.С. «Как и чем управляются люди» 1898 г., «Дисциплина и инициатива» 1909г., «Цель и средства» 1908 г., «Выбор начальников» 1909 г. Он исходил из положения, что «ведение войны требует такого влияния на поступки людей, при которых их действия идут вразрез с могущественным законом самосохранения».[70] В первую очередь в схеме поступка человека в бою он выделяет борьбу мотивов, которая определяет решающий фазис поступка - решение. Поэтому Зыков в качестве задачи своего исследования видит определение способов влияния на мотивы поступка человека в бою. Одним из них он выделил «влияние силой ощущения».[71] Речь идет о том, как ограничивать вредные внешние воздействия и строгим подчинением, дисциплиной сковать впечатлительность воина. Следующий способ - это «влиянием и ослаблением идей", который состоит в том, чтобы, вызывая какое-нибудь представление, с расчетом возбудить ассоциацию идей, конечным пунктом которой будет желаемая нам идея».[72] В качестве третьего способа он видел влияние изменением хода ассоциаций как разрушение вредной ассоциации. Перечисленные способы воздействия относятся к мотивационной сфере личности. В процессе управления необходимо также и воздействие на эмоциональную сферу. Этот способ Зыков называл «иррадиация чувственного тона» как влияние на эмоции, чувства, настроения и состояния. для сохранения чувственного тона у человека в бою должна быть обеспечена устойчивость господствующей идеи, решительность как стремление ускорить наступление положительного тона.
|