Учение о добродетелях
Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни. · разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность. · нравственные (добродетели характера) — рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера. Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком. Добродетель — она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность». Добродетель — это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии. В разъяснении своего учения Аристотель дает небольшой очерк, представляющий «таблицу» добродетелей и пороков в их соотнесенности с различными видами деятельности: · мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности). · благоразумие — это середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать «бесчувственностью» (в отношении к удовольствиям, связанным с чувством осязания и вкуса). · щедрость — это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам). · величавость — это середина между спесью и приниженностью (в отношении к чести и бесчестию). · ровность — середина между гневностью и «безгневливостью». · правдивость — середина между хвастовством и притворством. · остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью. · дружелюбие — середина между вздорностью и угодничеством. · стыдливость — середина между бесстыдством и робостью. Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия. Следует помнить, что названные качества были обозначены в качестве добродетелей и пороков в IV в. до н. э.; они не всегда однозначно совпадают с современными представлениями о должном и предосудительном.
|