Общественно-политические теории Аристотеля.
В своих исследованиях общественно-политической жизни Аристотель выдвинул ряд глубоких мыслей, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Особенно это касается политики и политиков, которые в философском отношении уступают Аристотелю. Его тезис "ничего слишком" остаётся невостребованным и непонятным до конца. Формы государственного устройства Аристотель, как и Платон, делит на правильные, при которых достигается общая польза и неправильные, при которых пользу извлекают лишь немногие.
Правильные формы: монархия, аристократия, политика. Неправильные формы: тирания, олигархия, демократия.
Аристотель разработал стройную систему основных исходных положений, названных им принципами и логически связал форму определённого государственного устройства с этими принципами. Например, принцип аристократии – добродетель; принцип олигархии – богатство немногих; принцип демократии – свобода и нищета, в том числе и духовная. Хорошие формы государственного устройства такие, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу в целом. В своём труде "Политика" Аристотель даёт не только определения понятий "государство", "классы", но и с исключительной точностью характеризует рабство как общественный институт и раба – носителя и активной части этого института. По Аристотелю, раб не есть человек и тем более не личность, а лишь вещь, физическое тело. Однако эта вещь есть не просто мёртвая и неорганическая природа. Эта вещь – живая и определённая. Кроме того, поскольку раб, хотя и не есть человек в полном смысле этого слова, есть вещественная сторона всё-таки же человека, то в этом плане он даже и разумен. Тем не менее, оставаясь в основном вещью, он всё же принадлежит господину, как часть принадлежит целому. Эта часть существует отдельно от целого и является в некотором смысле чем-то самостоятельным и чем-то даже самостоятельно действующим. Но эта самостоятельно действующая часть совершенно бессмысленна, если брать её в отрыве от целого. А это целое есть или господин, или его имущество. И именно он, раб – есть орудие, поскольку он есть вещь. Но раб – такое интересное орудие труда, которое способно производить целесообразную работу, хотя и без всякой личной и разумной инициативы. Но здесь просматривается одна интересная вещь: господа рабов, правители в свою очередь – тоже рабы и законов, и обстоятельств, и своих граждан, как бы ни сравнивали они себя с пастырями народа или кормчими. Здесь чётко просматривается диалектическая взаимосвязь раба и господина, правителя и подданных, тирана и народа. Наследие Аристотеля столь обширно и многогранно, что трудно дать характеристику всех его разделов. Но надо знать главное – основные направления его мысли определили развитие европейской философской мысли. А с его уходом из жизни философия стала клониться к упадку и пришла к нему.
Итог. Совместная деятельность оказалась в высшей степени плодотворной. Аристотель и его ученики сделали множество существенных наблюдений и открытий, которые оставили заметный след в истории многих наук и послужили фундаментом для дальнейших исследований. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику.
|