Иерархические отношения
Иногда можно получить дополнительную информацию из комментариев обследуемого к его рисунку и из наблюдений за процессом рисования (какова последовательность изображения членов семьи; в какие моменты возникали затруднения и т.п.) В результате анализа рисунков можно выявить представления их автора о различных аспектах его семейной ситуации. В частности в рисунке проявляется отношения доминирования – подчинения в семье. Иерархические отношения передаются в рисунке в соответствии с общекультурной нормой: доминирующей фигурой (тот, кто главнее) возвышается над остальными. Не случайно и само слово «выше» означает отношение не только по росту, но и по социальному положению. Этот способ передачи иерархических отношений появляется уже в четырехлетнем возрасте и сохраняется в дальнейшем, включая взрослую жизнь. У детей различия в росте часто бывают очень сильно подчеркнутыми. Так, семилетний Боря Р. Изобразил папу настолько высоким, что тот не поместился на листе (см. рисунок 131) маму - в полтора раза меньшей, себя – еще вдвое меньшим, а младшую сестру – совсем крошечной. Судя по наблюдениям, отец, в семье действительно, выражено доминантный. В изображении семьи животных, сделанном Левой Ш. (рис.132), иерархические отношения переданы с помощью их специфического размещения: огромная мама – павлин изображена над миниатюрными папой – ящерицей и ребенком – божьей коровкой. Лева сначала изобразил папа – ящерицу. Как правило, первым изображается член семьи, наиболее значимый для ребенка и не обязательно главенствующий в семье. Для Левы папа, по – видимому, более значимая фигура, чем мама. На этом рисунке, как и обычно в тесте «Семья животных», наряду с взаимным расположением членов семьи использован и специфический выбор животных. Он соответствует как иерархическим отношениям (доминантный член семьи в виде более крупного животного), так и личностным особенностям персонажей. В данном случае павлин характеризует высокую демонстративность, действительно присущую Левиной маме. Ящерица, как и другие холоднокровные животные (рыба, лягушка и т.д.), часто символизирует малую эмоциональность, отстраненность человека. В частности, это вполне относится к Левинову папе - человеку сугубо рационалистического склада ума (математику по профессии). Доминирующее положение в семье мамы и бабушки явно продемонстрировано на рисунке Алика А. (рис. 133). Незначительность папы - муравья подчеркнуто тем, что он нарисован видимыми как бы через увеличительное стекло, поскольку иначе, по словам мальчика, его не удастся разглядеть. Выбор животных в данном случае тоже весьма показателен. Змея и скорпион - не просто холоднокровные, как ящерица на предыдущем рисунке, но и потенциально опасные, а потому эмоционально отрицательно окрашенные животные. Можно полагать, что отношение Алика к ним конфликтно. Муравей, в образе которого изображен папа, в нашей культуре ассоциируется не только с маленьким размером, но и с трудолюбием. Как выясняется из беседы, папа Алика очень много времени проводит на работе. Последовательность персонажей отражает их иерархические отношения: первой изображена мама – птица, сидящая на яйцах, затем бабушка – змея. Это дает основание полагать, что для Алика значимость членов семьи и представление об их положении в системе доминирования – подчинения совпадают.
|