Студопедия — К.В.КАРПИНСКИЙ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К.В.КАРПИНСКИЙ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ 10 страница






Однако в каждой ситуации в сознании личности могут конкурировать побуждения, исходящие от смысла жизни, и требования, предъявляемые ситуацией. Например, соблазн расслабиться, отдохнуть, повеселиться может бороться с необходимостью заняться перспективными делами. Не случайно С. Л. Рубинштейн отмечает, что со вторым способом существования связана проблема

«ближней» и «дальней» мотивации. Это «проблема соотношения, взаимосвязи непосредственного отношения человека к жизни, к окружающему его и осознанного отношения, опосредствованного через «дальнее» [58, с. 352]. «Ближняя мотивация» – это совокуп-

 


ность ситуативных побуждений, которые актуализируются в отдельных жизненных ситуациях и производны от непосредственных жизненных отношений. «Дальняя мотивация» – это совокупность побуждений, которые производны от смысла жизни и выражают отношение личности к жизни в целом. Отличительной чертой субъекта жизни является способность отстраниться от сиюминутных требований ситуации, устоять перед ее соблазнами, воздержаться от импульсивных решений в пользу интересов реализации перспективных задач. В этой связи С. Л. Рубинштейн упоминает об огромном значении правильной временной перспективы для воспитания личности в качестве субъекта жизни [58, с. 372].

Существенный вклад в разработку проблемы субъекта жизни вносят исследования А. Н. Леонтьева и его научной школы, выдержанные в русле системно-деятельностного и смыслового подхода к личности. Принципиальным методологическим моментом данного подхода является раскрытие психологической сущности личности как опосредованной системой деятельности в мире. Личность фигурирует как «функциональный орган», обеспечивающий ориентировку, овладение и управление жизненными отношениями и, в структурном аспекте, как связная система личностных смыслов

[40 с. 212]. Бытийную основу личности, по мнению А. Н. Леонтьева, составляют реально практикуемые виды деятельности, из которых к тому же сплетается индивидуальная жизнь. В этой связи исследователь не переставал указывать, что «смысл порождается не значением, а жизнью» [40, с. 279]. Деятельность – это элементарная структурно-функциональная единица человеческой жизни, а жизненный путь – системное единство видов деятельности, которые осуществляет личность.

Личностный уровень существования А. Н. Леонтьев мыслит как подчиненную смыслам активность в мире. В этом контексте он употребил понятие смысловых связей, которыми направляется и упорядочивается взаимодействие субъекта с жизненным миром. «Смысловые связи – это те связи, которые не осуществляют деятельность, а осуществляются ею. Процесс их образования и есть тот чрезвычайный процесс, в результате которого возникает психологическое содержание поведения» [42, с. 101]. Смысловые связи в учении А. Н. Леонтьева характеризуются двойной онтологией: в объективном аспекте – это реальные жизненные отношения, в субъективном аспекте – это «отслоенные» от объективных отношений, существующих в плоскости жизненного мира, смысловые структуры внутреннего мира личности. При таком

 


подходе «смысл выступает в сознании человека как то, что непосредственно отражает и несет в себе его собственные жизненные отношения» [40, с. 278].

Вообще понятие субъекта жизни в деятельностном подходе возникло не случайно, а с тем, чтобы подчеркнуть зависимость процессов жизни от самого человека и отстранить иллюзию бессубъектного существования. Перефразируя давний афоризм о том, что мыслит не мышление, а субъект, А. Н. Леонтьев проводит аналогию, говоря о жизни как о процессе созидания и реализации личностью жизненных отношений. «Само понятие жизни имплицирует, то есть включает в себя необходимым образом понятие субъекта жизни» [41, с. 490]. Разбирая проблему личности в генетическом аспекте как процесс формирования связной системы смыслов и мотивов, А. Н. Леонтьев непосредственно затронул экзистенциальное измерение личностного бытия. С его точки зрения, в онтогенезе метаморфозы личности связаны с обогащением мотивационносмысловой системы и перерастанием уровня операционально-технических возможностей индивида, а также с ломкой его социальной ситуации развития. Путь формирования личности как субъекта жизни объемлет следующая формула: «от «действовать, чтобы поддерживать свою жизнь» до «жить для того, чтобы делать дело своей жизни» [41, с. 502]. Переломной вехой психического развития является рождение «сознательной личности», с появлением которой кардинально перестраивается детерминация жизненного пути. Это событие раскалывает индивидуальный жизненный путь на две фазы –

«период подготовления» и «период развития» [40, с. 215]. В структуре жизненного пути личности отчетливо различаются два основных этапа – подготовительный этап, на котором вызревают необходимые психологические предпосылки для становления личности субъектом жизни, и этап, на котором личность детерминирует собственное развитие в качестве его субъекта. В этой новой ситуации в значительной степени упраздняется зависимость личности от внешней детерминации и усиливается ее способность к самодетерминации и саморазвитию. Суть психологического преображения личности заключается в том, что она трансформируется в субъекта жизненного пути. Если раньше личность была «продуктом биографии» и преимущественно «объектом отношений», то на новом витке развития она превращается в субъекта жизненных отношений, «вступает в отношение к своему прошлому» [40, с. 215,

217]. Перевод системы регулирования развития и бытия личности извне вовнутрь осуществляет переворот в ее судьбе: «переход, зна-

 


менующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития» [40, с. 212–213]. На этом этапе развития переоценка прошлого позволяет личности разжать «тиски» линейного детерминизма, по метафорическому выражению А. Н. Леонтьева, «сбросить груз собственной биографии» [40, с. 216–217]. Вообще с момента становления субъектом жизни личности приходится на каждом новом этапе жизненного пути «от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе, и все это нужно делать, а не только «подвергаться влияниям среды» [40, с. 216].

Процесс формирования личности как субъекта жизни А. Н. Леонтьев конкретно видит в так называемом «вертикальном движении сознания», в результате которого субординируется сфера смыслов и на ее вершину водворяется главный жизненный мотивцель. Этот жизненный мотив-цель функционирует как побудитель индивидуального жизненного пути, как смысл всей жизни. Необходимым условием его функционирования является осознанность всей мотивационной иерархии. Это характеризует «сознательную личность», способную активно реструктурировать и соподчинять свои жизненные отношения. Жизненный мотив-цель не открывается сознанию субъекта в готовом виде. Для того, чтобы осознать его, субъекту необходимо проделать интеллектуальную работу по прояснению своих жизненных мотивов и смыслов. Задачу на раскрытие жизненного смысла А. Н. Леонтьев обозначает как

«задачу на смысл» или «задачу на осознание». Согласно его воззрениям, задача на смысл решается субъектом в опоре на эмоциональную сигнализацию смысла жизни в узловых точках жизненного пути. Неизвестное «задачи на смысл» составляет вопрос:

«Что данное событие представляет собой не объективно, то есть в своем объективном значении, а что оно для субъекта, для утверждения его жизни или, что то же самое, для утверждения его – субъекта – в жизни?» [41, с. 474].

Однако посредством одного лишь осознания реальное присвоение и изменение субъектом жизненных отношений не осуществляется. «Не следует только думать, что перевороты в прошлом личности производятся сознанием, сознание не производит, а опосредствует их; производятся же они действиями субъекта, иногда даже внешними – разрывом прежних отношений, переменой профессии, практическим вхождением в новые обстоятельства» [40, с. 217]. В этой связи личность как субъекта жизни отличает не только сознательность, но и достаточный уровень активности в

 


реализации жизненного мотива-цели. Примечательно, что А. Н. Леонтьев приписывает личности как субъекту жизни широкую временную перспективу и нравственное содержание главного жизненного мотива. Идеалом личности А. Н. Леонтьев полагал человека, у которого главный мотив-цель возвышается до истинно человеческих ценностей, сливает его жизнь с жизнью других людей и их благом.

«Чем более открывается для личности общество, тем более наполненным становится его внутренний мир» [40, с. 214]. Определяя роль временной перспективы в развитии личности, А. Н. Леонтьев ссылается на пример перевоспитания юных правонарушителей в системе А. С. Макаренко. С этой позиции для формирования личности как субъекта активного отношения к своему прошлому и жизни в целом немаловажное значение играет раздвижение временных горизонтов жизнедеятельности до далеких будущих перспектив. «Человек вообще – весь в будущем» [41, с. 495].

В концепции А. Н. Леонтьева дифференцируются параметры типологического анализа личности как системы субъективно превращенных жизненных отношений. Устанавливается также значение этих параметров для нормального личностного бытия. Анализируя работы А. Н. Леонтьева, можно заключить, что оптимальной конфигурацией психологического склада личности является широта жизненных отношений при условии высокого уровня их иерархизации и структурирования. Напротив, узость, слабая иерархизация и низкая структурированность жизненных отношений тормозят становление личности субъектом жизни, ведут к драматическим развязкам в ее судьбе. На высших уровнях развития в роли субъекта жизни «личность, таким образом, перестает казаться результатом прямого наслаивания внешних влияний; она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь» [40, с. 224].

С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев высказали во многом сходные идеи о дифференциально-психологических параметрах, по которым можно определять качество личности как субъекта жизни. Их общая идея такова, что психологическое качество личности как субъекта жизни зависит от качества жизненных отношений, которые продуцирует личность в своей жизни. «Жизнь – это процесс, в котором объективно участвует сам человек. Основной критерий его отношения к жизни – это строительство в себе и в других новых, все более совершенных, внутренних, а не только внешних форм человеческой жизни и человеческих отношений. Причины внутренней порчи человека, ржавения его души заключаются в измельча-

 


нии жизни и человека при замыкании его в ограниченной сфере житейских интересов и бытовых проблем. Счастье человеческой жизни, радость, удовольствие достигаются не тогда, когда они выступают как самоцель, а только как результат верной жизни»

[58, с. 383–384]. Основные параметры, по которым можно индивидуализировать качество субъекта жизни, – это широта, структурированность и иерархизированность жизненных отношений личности [40; 57].

Широта жизненных отношений интерпретируется как богат-

ство и содержательность смысловых связей субъекта с жизнью.

«Это богатство и отличает человека, жизнь которого охватывает обширный круг разнообразной деятельности...» [40, с. 218]. Широта жизненных отношений прежде всего исчисляется количеством источников смысла жизни – ценностей и потребностей, из которых личность черпает конкретные смыслы своего бытия. Очевидно, что каждый дискретный источник смысла жизни конституирует отдельную от других мотивационную линию жизни, инициирует и побуждает отдельную деятельность, вплетенную в общую психологическую структуру жизнедеятельности субъекта. Широте жизненных отношений на другом полюсе шкалы индивидуальных различий противолежит узость связей человека с собственной жизнью. Как полагает С. Л. Рубинштейн, для психологического облика личности существенное значение имеет круг ее потребностей, ценностей, жизненных идеалов и интересов; широта этого круга определяет содержательность, диапазон жизни человека. «Различие круга интересов определяет различную по своему содержанию базу духовной жизни личности – от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством жизни других» [57, с. 121]. Иерархизация жизненных отношений конкретизируется как мера субординации главных источников смысла жизни, степень соподчинения стержневых мотивационных линий жизни. Иерархии жизненных мотивов, по А. Н. Леонтьеву, образуют относительно самостоятельные единицы жизни личности, «которые могут быть менее или более крупными, разъединенными между собой или входящими в единую мотивационную сферу» [40, с. 220]. Разъединенность основных мотивационных линий жизни создает облик человека живущего отрывочно, то одной жизнью, то другой. Напротив, высокая степень иерархизации смысловых структур, интегрированных в динамической системе смысла жизни, способствует гармоническому соединению парциальных линий жизни в единый и внутренне цельный жизненный путь личности. В

 


последнем случае при реализации частных жизненных линий субъект как бы «примеривает» их к главному жизненному мотиву

– смыслу жизни. Параметр иерархизации смысла жизни дополняет вышеописанный параметр широты. Согласно воззрениям С. Л. Рубинштейна, вопрос о широте духовной жизни личности теснейшим образом переплетается с вопросом о ее уровне. «Та же степень узости интересов, даже средоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или этот интерес; одно дело, когда речь идет о потребности или интересе, который в силу своей элементарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый интерес так значителен, что с его высоты перед личностью открываются широкие горизонты» [57, с. 121].

Структурированность жизненных отношений является содержательной характеристикой, которая отражает общую смысловую направленность жизненного пути личности. Структурированность задается конфигурацией основных ценностей и потребностей в динамической системе смысла жизни. Этот параметр психологически близок к тому, что в литературе обозначается как «направленность личности» [17; 51]. Направленность личности на определенные ценности преобразуется в общую интенциональную направленность ее жизненного пути. Воплощение личностной направленности в общую смысловую направленность индивидуального жизненного пути осуществляется делами и поступками личности как субъекта жизни. Однако, по замечанию А. Н. Леонтьева, даже при наличии у человека ведущей линии жизни, она не может оставаться единственной [40, с. 221]. С. Л. Рубинштейн также полагает, что помимо характеристик богатства и уровня интересов личности, следует рассматривать их распределение. Здесь либо

«жизнь человека целиком сосредоточена на чем-нибудь одном, на одной узко ограниченной области; все развитие личности совершается односторонне...», либо в структуре личности имеются «две или вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми иногда более или менее бесконфликтно распределяется, а иногда, двоясь, расщепляется жизнь человека» [57, с. 121]. Оптимальная конфигурация жизненных отношений личности достигается сочетанием широты, высокой иерархизации и структурированности. «Человек обретает всю полноту своего бытия и выявляется во всех своих человеческих качествах по мере того,

 


как он выступает по отношению ко всем сторонам бытия, жизни. Это есть определение параметров человеческого бытия, по которым определяется уровень человеческой жизни» [58, с. 365].

Основная закономерность развития личности заключается в том, что по ходу жизненного пути способность быть субъектом не только проявляется, но и формируется. Эта способность является не только предпосылкой, но результатом жизненных поступков личности, в которых она и формируется, и выявляется. Неверно думать, что процесс созревания личности в качестве субъекта жизни выражается в пассивном ожидании того, когда сложатся необходимые для самостоятельной детерминации жизненного пути способности и предпосылки. Для того, чтобы стать субъектом жизни, личности необходимо совершать поступки, направленные на овладение своими жизненными отношениями. Это предполагает активное вмешательство в естественный ход жизненных событий, перехват инициативы и принятие ответственности. Этот принцип развития личности по ходу жизненного пути называется принципом деятельностного опосредования. Основоположником данного принципа является С. Л. Рубинштейн, который пишет: «Чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал?... Речь, таким образом, идет не о том, чтобы свести историю человеческой жизни к ряду внешних дел. Меньше всего такое сведение приемлемо для психологии, для которой существенно внутреннее психическое содержание и психическое развитие личности; но суть дела в том, что само психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью, ее делами. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал» [57, с. 246]. В дальнейшем содержание принципа деятельностного опосредования было расширено и углублено А. Н. Леонтьевым, согласно которому личностные свойства и способности порождаются в процессе жизнедеятельности индивида. Общий методологический смысл принципа деятельностного опосредования состоит в том, что жизненный путь и психологическая судьба личности зависят от ее же активных действий в качестве творца и субъекта; в процессе сотворения индивидуального жизненного пути личность творит свой неповторимый психический облик.

С. Л. Рубинштейн по праву считается родоначальником со-

бытийного подхода к анализу жизненного пути личности. По его

 


мнению, жизненный путь личности структурирован на элементарные единицы – события. Однако специфика воззрений С. Л. Рубинштейна на структуру жизненного пути заключается в том, что не каждое изменение жизненных обстоятельств он называет событием. «В ходе индивидуальной истории бывают и свои «события» – узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека» [57, с. 248]. Судьбоносность, то есть способность события зримо повлиять на жизненный путь личности, можно считать объективным критерием настоящего события.

Кроме того, настоящее событие должно соответствовать субъективному критерию. Настоящее событие должно найти отклик во внутреннем мире личности, отразиться в личностных переживаниях по поводу жизненного пути. Поэтому внешним событиям обязательно корреспондируют переживания личности, из которых слагается история ее внутренней, душевной жизни. «Переживания человека – это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности» [56, с. 15]. В силу способности затронуть личность, породить субъективные переживания биографический факт становится фактом психическим. «Переживание это первично, прежде всего – психический факт, как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобретает личностный характер» [56, с. 13–14]. Внешнее событие стимулирует внутренние переживания потому, что оно небезразлично для реализации смысла жизни и жизненных ценностей личности. В переживании личности отражены не столько объективные свойства события, сколько отношение этих свойств к смыслу и целям жизни. Поэтому способ переживания человеком тех или иных жизненных ситуаций весьма хорошо демаскирует его личностные качества, смысл жизни и ведущие ценности. В способах переживания жизненного пути рельефно проявляется личность как субъект жизни.

«Разные люди потому по-разному переживают ситуации, относятся к ним так или иначе, что они сами, их присутствие в ситуации объективно изменяет соотношение сил в ней» [58, с. 357]. Другими словами, переживание репрезентирует личностный смысл событий жизненного пути человека. «В переживании на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем

 


отражается, познается, а его значение в ходе моей жизни... Переживанием становится для человека то, что оказывается личностно-значимым для него» [56, с. 14]. Переживание обладает побудительным потенциалом, который проявляется в событиях-поступках личности. Событием является только такое изменение, которое было инициировано, реализовано самой личностью и резко переломило расстановку сил в ее жизни.

Итак, событием становится не всякий сдвиг в жизненных обстоятельствах, а только такое их изменение, которое возымело субъективное значение и побудило личность к преобразованию собственного жизненного пути. Не каждое изменение объективных условий жизненного пути становится настоящим событием для личности, а лишь в зависимости от личностного смысла этого изменения.

«Если событием назвать такое явление, которое заняло определенное место в каком-то историческом ряду и в силу этого приобрело определенную специфичность, как бы неповторимость и значительность, то как переживание в специфическом, подчеркнутом смысле слова можно будет обозначать психическое явление, которое стало событием внутренней жизни личности» [56, с. 14–15]. Значимость события в масштабе индивидуальной биографии оценивается по сочетанию объективного и субъективного критерия.

Нетрудно догадаться, что С. Л. Рубинштейн различает два вида жизненных событий – внешние и внутренние. Такой способ классифицировать события не новый и был использован до него, например Ш. Бюлер. В концепции Ш. Бюлер внешние и внутренние события тянутся параллельными рядами и никогда не пересекаются. Качественное отличие концепции С. Л. Рубинштейна в том, что в ней вскрыта диалектика внешних и внутренних событий. Внешние события, преломляясь через внутренние условия (внутренний мир личности), превращаются в переживания – внутренние события; внутренние события – переживания побуждают личность совершать поступки, которые изменяют жизненный путь и становятся его поворотными пунктами – внешними событиями. Внутренние события являются следствием субъективации внешних событий; внешние события являются результатом объективации внутренних событий. Именно так выглядит диалектика внешних и внутренних событий с точки зрения принципа детерминизма. Этот принцип был сформулирован отечественными психологами и является важным достижением отечественной психологии жизненного пути. Он гласит: внешние события действуют через внутренние условия и тем самым побуждают личность себя изменять.

 


В работах С. Л. Рубинштейна намечены важнейшие проблемы, стоящие на повестке современной психологии жизненного пути личности. Одной из таких проблем является субъективная картина жизненного пути – субъективный образ, отражающий пространственно–временные параметры человеческой жизни и регулирующий активность личности как субъекта жизни. С. Л. Рубинштейн не делает данный образ предметом специального рассмотрения, но зато подмечает некоторые его характеристики, закономерности формирования и функционирования.

Во-первых, субъективный образ биографии является достоянием самосознания, выступает в качестве результата самопознания и биографической рефлексии личности. Развитие самосознания личности, как правило, связано с определенными событиями реального жизненного пути личности, поэтому жизненный контекст неизменно присутствует в представлениях личности о себе. «Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути» [57, с. 239]. Субъективный образ индивидуальной биографии является как бы «подкладкой» для самосознания личности.

Во-вторых, субъективный образ биографии является фундаментом, на котором строится «я» человека и держится чувство идентичности. «Относящимся к его «я» человек признает не все, что отразилось в его психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни» [57, с. 243].

В-третьих, не все события подряд заносятся в субъективную картину жизненного пути личности; в нее вбираются только самые значимые для личности события, поэтому отражение человеком собственной биографии в высшей степени пристрастно и избирательно. Не всякое событие человек признает своим, а только такое, которое определило его жизнь на более или менее длительный период.

В-четвертых, событийное содержание субъективной картины жизни характеризует направленность личности, смысл и цели ее жизни. Те события, которые человек присваивает по личностному смыслу, есть «говорящая за себя» характеристика его личности. В субъективную картину жизни, как правило, отбираются те эпизоды личной биографии, которые затрагивают определенным образом смысл жизни личности. Они же наиболее прочно запечатлеваются в субъективной картине жизни. «Каждый человек, живу-

 


щий сколько-нибудь значительной внутренней жизнью, оглядываясь на свой жизненный путь, всегда находит воспоминания о таких моментах особенно напряженной внутренней жизни, озаренных особо ярким светом, которые, в своей неповторимой индивидуальности глубоко входя в его жизнь, стали для него переживаниями. Художники, изображая психологию своего героя, недаром склонны бывают осветить его переживания, т. е. особо значительные моменты его внутренней жизни, характеризующие индивидуальный путь его развития, как бы поворотные моменты его» [56, с. 15].

В-пятых, субъективная картина жизненного пути личности хранится особым видом памяти, а именно исторической или автобиографической памятью. В этой связи динамика и трансформации субъективной картины жизненного пути во многом обусловлены закономерностями исторической памяти. В исторической памяти все события четко датированы, и поэтому воспоминания личности о событиях собственной жизни отнесены к определенному периоду прошлого. Автобиографические воспоминания локализуются в исторической памяти по оси хронологического времени. Временная последовательность событий является посылкой для умозаключения о наличии между ними детерминационных связей. Временные и причинно-следственные связи событий представляют собой «две стороны одной медали». «Целый ряд воспоминаний мы локализуем через заключения об объективной последовательности событий на основании причинных зависимостей между ними. Без таких умозаключений порядок наших воспоминаний и интервалы между событиями, к которым они относятся, не были сколько-нибудь однозначно определенными» [56, с. 330].

В-шестых, в субъективной картине жизненного пути отображаются события не только личной, но и социальной жизни, если они приобрели достаточно веский смысл для личности. Эти события, являясь важными метками на оси времени, помогают личности упорядочить события собственной жизни по временному порядку их следования. Кроме того, в субъективной картине жизни сходятся несколько систем временных координат – историческое время жизни общества и время индивидуального жизненного пути личности. Благодаря конвергенции времен события личной жизни смыкаются с макросоциальными событиями эпохи. «Опорные точки для восстановления наших воспоминаний и локализации доставляет нам социальная жизнь... Очень часто основные вехи нашей жизни определяются событиями общественно-политической жизни. Эти события датированы независимо от наших личных воспоминаний.

 


Но, исходя из них, мы можем локализовать наши воспоминания, поскольку события нашей жизни постоянно сплетались с событиями коллективной жизни и по мере их переживания включались в рамки социальной жизни. Внутри этих социальных рамок мы и осуществляем локализацию наших воспоминаний» [56, с. 330]. В субъективную картину жизненного пути включаются также события, знаменующие важные вехи личной жизни. «В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым» [56, с. 240].

В-седьмых, в субъективной картине жизненного пути репрезентировано психологическое время личности в биографическом масштабе. Психологическое время личности является относительным временем самореализации личности, а психологический возраст личности – мерой реализованности смысла жизни. Переживание личностью времени жизни зависит от системы субъективных представлений о детерминационных связях между главными событиями жизненного пути – точками реализации смысла жизни. Как пишет С. Л. Рубинштейн, «субъективно переживаемое время – это не столько кажущееся, в переживании якобы неадекватно преломленное время движущейся материи, а относительное время жизни

(поведения) данной системы – человека, вполне объективно отражающее план жизни данного человека. В концепции времени отражается теория детерминации процесса» [58, с. 305].

В-восьмых, субъективная картина жизненного пути является психическим образом, в опоре на который личность самостоятельно управляет собственной жизнью. Самостоятельность личности предполагает умение проникнуть в содержание смысла своей жизни, ставить жизненные цели и задачи, изыскивать средства для их реализации, подгонять тактику реализации под события реального жизненного пути, прогнозировать и планировать дальнейшее развитие жизненных обстоятельств. Все эти функции осуществляются в плане субъективного образа жизненного пути личности. Поэтому формирование в структуре самосознания личности субъективной картины жизненного пути – важный этап в процессе развития субъекта жизни. Более того, субъективная картина жизненного пути содержит «жизненный замысел», который вынашивает и реализует субъект жизни. Поэтому субъективная картина жизненного пути отражает не только реалии индивидуальной жизни, но также и внутреннюю теорию ее детерминации самой личностью. Образы собы-







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1410. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия