Гендер и виртуальные сообщества
Одной из характерных особенностей "сети" является уникальная возможность самопрезентации индивида, конструирование собственной идентичности. В отличие от "реальной жизни", где идентичность задана рождением или статусом, процесс ее конструирования в виртуальной реальности возможен самим субъектом, что происходит в рамках лингвистической коммуникации. Наиболее ярко этот тезис характеризует случай "гендера" в Интернете. Идентичность в виртуальном сообществе должна быть представлена как минимум именем и полом. И если в "реальной жизни" основной характеристикой идентичности также является этничность, то в Интернет-сообществах главенствующая роль отводится гендеру. Гендерное тело во- площается с помощью гендерного текста, им же и ограничиваясь (хотя, конечно, существуют эмотиконы или "смайлики", призванные изображать эмоции - ©). Исследования разговоров на "досках объявлений" показали, что отсутствие телесного компонента в гендере не исключает стратегий сексизма или даже определенной гендерной иерархизации. Недостатки женского бытия в "реальной жизни" переносятся и в виртуальную среду: женщины подавляются также и в электронном пространстве, подвергаясь различным формам сексуального унижения и оскорбления. Но фактом остается и то, что гендерные проблемы реальной жизни получают новое наполнение в киберпространстве. В этой связи интересен случай "Джоан". Мужчина по имени Алекс представлялся на "досках объявлений" женщиной-инвалидом Джоан. Он "забрел" в виртуальное сообщество, потому что хотел поболтать с женщинами как женщина, но не мог сделать этого в реальной жизни, будучи ограничен маскулинной идентичностью. Когда его "хитрость" была раскрыта, многие женщины, общавшиеся с ним, испытали глубокое разочарование. Они были обижены этим подлогом, в то же время сожалея о "смерти" виртуальной подруги. Такое уникальное использование коммуникации нелегко найти в реальной жизни, жестко сексистски структурированной и иерархизированной. В некоторых аспектах Интернет все же не разрушает существующую гендерную систему: например, при электронной переписке, когда оба индивида знают Друг друга (хотя и здесь можно найти некоторые отличия в самопрезентации, протекающей более спонтанно и менее сдержанно). В Интернете мы обнаруживаем целый спектр возможностей современного конструирования идентичности. Существует фиксированная идентичность (в электронной почте), есть "изобретаемая" идентичность (в случае с простыми диалогами в Internet Relay Chat), наконец, можно говорить об идентичности изобретаемой и предметно-ориентированной в рамках виртуальных сообществ на основе " пространств для множественных пользователей" (типа MUD - Multi-User Dimensions). Последние представляют собой сообщества сетевых игроков, как регулярных так и нерегулярных, которые уже проявляют определенные признаки иерархизации. "Регулярные", "квалифицированные" члены при этом отделяются от "гостей", которые в результате обладания "временным" статусом получают меньше привилегий в управлении командами и т.д. Таким образом, в киберпростанстве также существует асимметрия, которую можно назвать "политическим неравенством", однако она в гораздо меньшей степени подвержена дискриминации по расе, возрасту, статусу и гендеру, нежели в "реальном" мире. В некотором роде Интернет можно сравнить с хабермасовской публичной сферой. Здесь не выдвигаются претензии на истинность и на существование критического разума, однако при этом происходит рождение не- ких новых самоорганизующихся форм, новых публичных арен. С развитием видео- и аудио-поддержки систем общения, в основном пока строящихся на тексте, такая виртуальная реальность может еще серьезнее заявить о себе, а жалобы на то, что "электронные деревни" суть не более, чем эскапизм белых недообразованных мужчин, уже не будут казаться убедительными.
|