От литературной и социальной деконструкций к риторической и ритуально и (де) конструкциям
Смыслы литературной и социальной деконструкций нашли применение в изучении социальных проблем, приведя к возникновению риторической и ритуальной деконструкций. Текст Ибарры и Китсьюза' - пример литературной/риторической деконструкций, а видеотекст “Криминологические замещения” (criminological displacements) - пример социальной деконструкций. Ритуальная деконструкция представляет более решительный вызов конструкционистскому подходу, так как существенно отходит от установленных логоцентрических методов социального конструкционизма. Термин ''социальная конструкция" способствует обращению к тому, что было сделано теми, кто изучался, то есть к тому, как нечто, написанное-о-чем-то (written-about), конструирует социальные проблемы. Термин "социальная конструкция " как один из методов изучения социальных проблем отодвигает автора социологической истории на задний план. На передний план деконструкция выдвигает то, что было сделано теми, кто изучает, и то, как они проверяют социальные тексты на новые значения. В обоих случаях это является процессом анализа коммуникативных актов и открытия их глубинных и зачастую скрытых значений. С этой точки зрения (де)конструкцией является и социальная конструкция Спектора и Китсьюза, и риторический анализ Ибарры и Китсьюза. Все социально-конструкционистские тексты могут быть рассмотрены как (де)конструкция, так как они расчленяют социальные тексты как часть новых социологических рассказов. Риторическая (де) конструкция Ибарра и Китсьюз предлагают усовершенствовать конструкционистскую модель изучения социальных проблем с помощью "теории общеупотребительных составляющих социальных проблем". Цель этой теории есть установление более непроницаемого барьера между "обще- ' Ibarra, P.R., Kitsuse, J.I., 'Vernacular Constituents of Moral Discourse: An Interactionist Proposal for the Study of Social Problems', in Miller, G., Holstein, J.A. (eds.), Constructiomst Controversies: Issues in Social Problems Theory, N.Y.: Aldine de Gruyter, 1993. ## употребительными ресурсами и аналитическими конструкциями", чтобы избежать "беспорядочного слияния мирских и теоретических перспектив". Этот подход является производным от литературной деконструкции, поскольку: - он в большей степени направлен на анализ вербальных текстов, чем на социальные свойства как ритуалы тела; - он стремится оперировать текстом, анализируя его в значительной мере изнутри; - он прежде всего заинтересован в определении лингвистических координат конструирования социальных проблем; - в его рамках авторами относительно небольшое внимание уделяется их собственным лингвистическим конструкциям, которые также являются конструированием социальной проблемы. Задача теории "общеупотребительных составляющих моральных дискурсов" - найти убедительное, рациональное содержание в обработанном, формально написанном тексте, так как эта теория (как и большинство социологических теорий) лингвистически обусловлена и логоцентрична. Ритуальная (де)конструкция В ноябре 1985 г. в Американской Криминологической Ассоциации в Сан-Диего Стефан Фол и Авери Гордон впервые показали “Криминологические замещения” полностью озадаченной научной аудитории. Текст видео позднее был опубликован как “Криминологические замещения: социологическая деконструкция”. Выбор показа видео - результат подхода к современному социальному миру, где возможности видеокамеры конструировать целостные визуальные образы представляются более широкими по сравнению с линейностью написанного слова. Фол и Гордон, бросая вызов логоцентричности практики социальных сцен, считают, что изучению социальных проблем в мире "постмодерна" лучше служат постмодернистские способы выражения, нежели буквальные и литературные способы модерна. “Криминологические замещения” настаивают на том, что социологи признают свои желания (eros), не только контролируя так называемых девиантов, но и трансформируя их из "телесных человеческих животных" в двумерные описанные характеры (logos). Eros социальной науки должен быть возвращен в сознательную жизнь социальных ученых, считают деконструкционисты и подчеркивают чувственное качество человеческого опыта. Основной механизм возвращения репрессированного эротического качества жизни - через визуальный коллаж культурного изображения контроля. Это не случайный беспорядок символической реальности, это ее переупорядочивание. Теория и метод деконструкции “Криминологических замещений” - символические связи, которые обычно находятся под спудом обыденного восприятия. При деконструкции происходит расчленение ## и устранение само собой разумеющихся символических ритуалов. Это постоянная смесь образа, слова, звука, которая разупорядочивает время и сочетает факты, чтобы достичь взрыва в сознании.
|