Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КИНЕМАТОГРАФИИ ИМЕНИ С.А. ГЕРАСИМОВА





1.1. История становления Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова

Первая в России и в мире государственная киношкола, ставшая впоследствии институтом кинематографии, была открыта в 1919 г. Как писали тогда в газетах, школа должна была «создать авангард актеров, режиссеров, декораторов, операторов, лаборантов и механиков - мастеров экрана». Здесь должны были формироваться творческие кадры для великого революционного кинематографа [21, с. 80].

Первым руководителем киношколы стал Владимир Гардин, известный еще в дореволюционном кино. Подлинным событием стал приход в киношколу в 1920 г. режиссера-новатора Льва Кулешова. Именно он в дальнейшем определит направление и формы ее развития.

В первые годы в школе обучались лишь «кинонатурщики» - так тогда называли киноактеров. В 20-х годах школа неоднократно реорганизовывалась, постепенно обогащаясь новыми факультетами. Школа, мастерские, техникум, институт… и с 1923 года опять техникум - Государственный техникум кинематографии (ГТК) повышенного типа. В условиях приема на 1923/24 учебный год объявляется набор на факультеты: натурщиков (актеров), режиссеров, инженеров (операторы и лаборанты) и отделения: декораторов, сценаристов.

Трудности первых лет существования киношколы были огромны: отсутствовали павильоны, фотолаборатории, аппаратура, пленка. Чтобы обеспечить себя необходимым, коллектив студентов устраивал платные вечера, на которых можно было встретить известных деятелей театра К.С. Станиславского, Е.Б. Вахтангова, В.Э. Мейерхольда. В 1920 году при участии школы были созданы два агитфильма: «В дни борьбы» и «На красном фронте», а в 1921 году на экраны вышел полнометражный фильм «Серп и молот», в постановке которого принимали участие многие преподаватели и ученики школы.

Постепенно киношкола завоевывает и мировую известность. После одного из показательных вечеров в берлинской прессе появился восторженный отклик: «Как это в разрушенной и голодной стране рискнули организовать высшую кинематографическую школу, которую даже Голливуд не в силах был учредить?» Аналогичные отзывы публикуются в американской и итальянской печати [13].

1 августа 1924 года ГИК сменил здание, переехав по адресу: Ленинградский проспект, 22, где ранее располагался известный ресторан «Яр», под учебные аудитории и залы для репетиций были переделаны помещения «Яра». Когда в 1937—1938 годах возникло два курса со сверхкомплектным числом студентов, под павильон пришлось переоборудовать даже одну из ресторанных кухонь[13].

В мае 1927 года состоялось первое официальное оформление нескольких ранних выпусков: дипломы получили 71 актер, 15 режиссеров, 19 операторов, 8 лаборантов.

Впервые режиссерская мастерская создается в институте в 1924 году, которая впоследствии становится базой будущего режиссерского факультета. В том же году открывается мастерская мультипликационного фильма. Прочно связана с институтом деятельность выдающегося кинорежиссера

С. Эйзенштейна, возглавившего кафедру кинорежиссуры. Еще в 1928 году он руководил экспериментальной мастерской, в которой учились создатели «Чапаева» бр. Васильевы, режиссер И. Пырьев, актер М. Штраух и другие. В 1932-35 годах С. Эйзенштейн создает систематический курс и первую в мире программу по основам кинорежиссуры.

Один из старейших в институте - кинооператорский факультет - был открыт в 1923 году как киноинженерный. Организатором факультета был профессор Н.П. Тихонов. В это время на факультете преподают кинооператоры Э. Тиссэ, А. Левицкий, Ю.А. Желябужский, учатся А. Головня, Л. Косматов, Б. Волчек, В. Павлов, М. Кириллов, М. Трояновский, М. Гиндин и другие кинооператоры, впоследствии прославившие отечественное киноискусство [4, c.45].

В 1930 году ГТК становится институтом с факультетами режиссерским, актерским, операторским и сценарным. Организуются кафедры по ведущим творческим дисциплинам, совершенствуются программы и методики обучения.

У истоков создания сценарного факультета стоял автор многих сценариев и первых теоретических работ по кинодраматургии В.Туркин. Педагогической работе на кафедре кинодраматургии посвятили себя многие известные драматурги и теоретики кино: К. Виноградская, И. Маневич, И. Вайсфельд, К. Парамонова, В. Соловьев.

В 1934 году ГТК становится Высшим государственным институтом кинематографии типа отраслевой академии (ВГИК). Организационно оформляется экономический факультет, созданный еще в 1931 году как административно-хозяйственный. В числе первых педагогов экономического факультета были Ю. Богданкевич, Б. Орлов, Н. Анощенко. Впоследствии заведующий кафедрой экономики Б. Коноплев, систематизировав опыт лучших педагогов кафедры, издал первый учебник «Организация кинопроизводства»[5].

В 1938 году свою регулярную деятельность начинает художественный факультет, готовящий художников игрового и мультипликационного фильма. Систему подготовки художников кино разрабатывали Ф. Богородский, Б. Дубровский-Эшке, И. Шпинель.

Попытки организовать систематическую подготовку киноведческих кадров относятся еще к двадцатым годам. В тридцатые исследователи кино готовились уже в аспирантуре. Начало систематической работе киноведческого факультета было положено в 1945 году. Факультет был создан по инициативе и благодаря организационным усилиям профессора Н.А. Лебедева - одного из основоположников отечественного киноведения, страстного энтузиаста киноведческой науки и киноведческого образования, в течение многих лет возглавлявшего кафедру истории кино[15].

Традиции, заложенные основателями ВГИКа, продолжили их коллеги и ученики. В разное время в институте преподавали крупнейшие мастера отечественного кинематографа: режиссеры и актеры - Вс. Пудовкин,

А. Довженко, Г. Козинцев, И. Савченко, М. Ромм, С. Герасимов, М. Донской,

С. Юткевич, Е. Дзиган, А. Столпер, И. Таланкин, Л. Кулиджанов, Р. Кармен, А. Згуриди, А. Хохлова, С. Бондарчук, Т. Макарова, Б. Чирков, Б. Бабочкин; кинодраматурги - Е. Габрилович, А. Каплер, С.Лунгин, Б.Карпов,

Е. Григорьев; кинооператоры - А. Головня, Л. Косматов, Б. Волчек,

А. Гальперин, В. Монахов, Т. Лобова, Л. Дыко, А. Харитонов, О. Арцеулов; историки кино и искусствоведы - Б. Балаш, В. Волькенштейн, Н. Иезуитов, И. Долинский, В. Ждан; художники - И. Иванов-Вано, М. Богданов,

П. Пашкевич, Г. Мясников, С. Каманин, Ю. Пименов, Б. Яковлев, Г. Шегаль, Б. Дуленков, И. Новодережкин [15].

В 1992 г. был переименован во Всероссийский государственный институт кинематографии. С 1986 года носит имя известного режиссера, актера и педагога С.А. Герасимова.

Сергей Герасимов родился в селе Кундравы Челябинской области. Учился в Ленинградском художественном училище, окончил Ленинградский институт сценических искусств. Карьеру в кино начинал в качестве актёра — «Шинель» (1926). Бывший член экспериментальной «Фабрики эксцентрического актёра» обратился к режиссуре в 1930 году, где уже можно увидеть не авангардиста, но соцреалиста. В 1971 году — член жюри VII Московского кинофестиваля, кроме того, имел множество наград и званий.

Перечислим лишь некоторые его режиссерские работы: «Молодая гвардия», «Говорит спутник», «Люди и звери», «Журналист», «Красное и чёрное», «Лев Толстой», «Сельский врач» и др. Среди этих работ есть исторические, документальные, среднеметражные и телесериалы [7].

 

1.2. История Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А Герасимова в воспоминаниях выпускников

Выпускники ВГИКа работают более чем в 90 странах мира.

В разные годы институт закончили мастера, обогатившие своим творчеством мировой кинематограф. Фильмы В. Пудовкина, Б. Барнета, М. Швейцера, С. Бондарчука, Т. Лиозновой, А. Кочеткова, Э. Рязанова, Е. Ташкова, А. Алова, В. Наумова, Ю. Озерова, М. Хуциева, С. Ростоцкого, Г. Чухрая, Т. Абуладзе, Р. Чхеидзе, П. Тодоровского, Л. Кулиджанова, Л. Гайдая, С. Параджанова, В. Шукшина, А.Тарковского, А. Митты, К. Муратовой, А. Хржановского, Л. Шепитько, Э. Климова, Э. Лотяну, В. Лисаковича, А. Кончаловского, О. Иоселиани, Л. Осыки, С. Говорухина, С. Соловьева, Р. Хамдамова, Ю. Шиллера, И. Квирикадзе, Н. Михалкова, В. Абдрашитова, П. Чухрая, В. Грамматикова, К. Шахназарова, А. Сокурова, и многих других выпускников ВГИКа завоевывали самые престижные призы на крупнейших кинофестивалях и вошли в сокровищницу мирового искусства [20].

Всенародную любовь и международное признание завоевали выпускники актерских мастерских: Л. Соколова, С. Бондарчук, И. Макарова, К. Лучко, Н. Мордюкова, В. Тихонов, С. Гурзо, Р. Макагонова, Н. Рыбников, А. Ларионова, Н. Меньшикова, Р. Нифонтова, Н. Румянцева, Л. Гурченко, Н. Фатеева, С. Дружинина, С. Чиаурели, Л. Куравлев, Т. Семина, В. Ивашов, С. Светличная, Л. Лужина, Н. Губенко, Ж. Болотова, Е. Жариков, Г. Польских, С. Никоненко, Л. Федосеева-Шукшина, И. Ясулович, Р. Нахапетов, В. Теличкина, Е. Васильева, Б. Токарев, В. Носик, Е. Соловей, Н. Аринбасарова, Н. Еременко, Н. Белохвостикова, Н. Бондарчук, И. Шевчук, Н. Бурляев, Л. Удовиченко, Н. Андрейченко, А. Ростоцкий, Е. Цыплакова, Т. Акулова, О. Кабо, К. Качалина, Е. Корикова, М. Миронова и многие другие [20].

Известными деятелями российского кино гордится сценарно-киноведческий факультет. В их числе выпускники сценарного отделения:

О. Агишев, Ю. Арабов, С. Бодров, А. Бородянский, Э. Володарский,

В. Валуцкий, А. Габрилович, Е. Григорьев, Ю. Дамскер, Ю. Дунский,

В. Ежов, А. Инин, Р. Литвинова, М. Мареева, Б. Метальников, В. Мережко, А. Миндадзе, Ю. Нагибин, В. Приемыхов, Е. Райская, Ю. Рогозин,

В. Романов, Н. Рязанцева, С. Сельянов, В. Тодоровский, В. Токарева,

Э. Тополь, Н. Фигуровский, П. Финн, Я. Фрид, М. Хмелик, В. Черных,

М. Шептунова, Г. Шпаликов; киноведческого отделения: Ю. Богомолов,

М. Власов, А. Волков, О. Дворниченко, Л. Донец, И. Гращенкова,

В. Дмитриев, М. Зак, К. Исаева, Н. Клейман, О. Ковалов, С. Кудрявцев,

С. Лаврентьев, С. Лазарук, А. Липков, А. Медведев, В. Михалкович,

Л. Нехорошев, К. Огнев, Л. Парфенов, А. Плахов, Г. Прожико, И. Садчиков, Н. Суменов, О. Суркова, Е. Тирдатова, А. Трошин, В. Фомин, Н. Хренов,

М. Черненко П. Шепотинник, И. Шилова, В. Шмыров, В. Утилов, Р. Юренев и др.

Высокая марка прославленной операторской школы ВГИКа достойно представлена именами выпускников кинооператорского факультета –

М. Агранович, В. Алисов, А. Антипенко, С. Астахов, И. Грицюс, И. Демин, Д. Долинин, В. Железняков, Д. Евстигнеев, Ю. Ильенко, Л. Калашников,

И. Клебанов, Ю. Клименко, А. Княжинский, В. Кобрин, С. Козлов, Г. Лавров,

П. Лебешев, Ю. Любшин, С. Мачильский, В. Мюльгаут, В. Нахабцев,

Н. Немоляев, Ю. Невский, Л. Пааташвили, А. Петрицкий, М. Пилихина,

Ю. Райский, Г. Рерберг, Э. Розовский, А. Рыбин, И. Слабневич,

М. Соловьева, В. Трошкин, Ю. Шайгорданов, С. Юриздицкий, В. Юсов и др.

Огромную роль в мировом признании нашего кино сыграли выпускники художественного факультета - М. Абакумов, Ш. Абдусаламов, М. Алдашин, Б. Бланк, А. Борисов, М. Богданов, В. Васин, В. Двигубский,

Н. Дзюбенко, Г. Епишин, О. Кручинина, М. Курилко, В. Курчевский,

В. Левенталь, И. Макаревич, Л. Мильчин, Г. Мясников, Л. Нови, Н. Орлова, А. Петров, А. Попов, М. Ромадин, М. Скобелев, Г. Смолянов, С. Соколов,

В. Харитонов, А. Федулов, А. Фрейдин, В. Юшин и др [20].

Выпускники экономического факультета работали и работают на кино- теле-, видеостудиях и в других организациях аудиовизуальной сферы Российской Федерации и за рубежом, внося значительный вклад в развитие кинематографии и телевидения: Ф. Белов, Ю. Никольский, С. Марьяхин, А. Суздалев, М. Строчков, В. Разумовский, Г. Шолохов, В. Марон, М. Литвак, Н. Иванов, И. Рыков, Н. Елисеев, А. Буримский, Б. Грачевский, В. Малышев, Ю. Обухов, И. Коваленский, В. Мальков, В. Репников.

И сегодня среди руководителей нашего кинематографа выпускники факультета, в их числе президент Гильдии продюсеров России В. Досталь, заместитель Министра культуры РФ В. Малышев, Председатель ОАО «Российский кинопрокат» В. Глухов, руководитель НТВ-профит

И. Толстунов [20].

Юрий Васильевич Соловьев — актер, режиссер, писатель, оставил воспоминания о своей жизни во время учебы во ВГИКе. В 1957 году он закончил ВГИК, мастерскую Юлия Райзмана, в 1967 году — режиссерские курсы при «Ленфильме» под руководством Григория Козинцева. Снимался в фильмах «Чужая родня», «Солдаты», «Олеко Дундич», «Колыбельная», «Верность», «Степень риска», «Агент национальной безопасности». Автор книг «Узелки на память» и «Глазами отца» [19].

Представим некоторые цитаты из его тетради: «В минуты таких откровений Мастер становился нам близким товарищем, так что незаметно стиралась официальная грань между профессором, руководителем курса, и нами, учениками. Райзман умел создавать непринужденную атмосферу, расположить к откровенности, и мы рядом с ним ощущали уверенность, раскрепощенность, свободу. Кстати, о свободе. Когда однажды я спросил, какая же «свобода творчества» может быть у актера, который в условиях производства поставлен в зависимость от сценариста, от режиссера, от оператора, от художника, Юлий Яковлевич серьезно ответил, что от меня как исполнителя роли зависят все вышеперечисленные, — от того, как сработаю я, артист, будет в значительной степени зависеть оценка фильма зрителем»[19].

«И вот, наконец, вызывают меня. Юлий Яковлевич — за деканским столом, сидит в вольной позе, положив ногу на ногу, поигрывает какой-то указкой или, может быть, прутиком и приглашает присесть напротив него. Сижу, как первоклассник, спрятав ладони между коленями, чтоб не дрожали, жду приговора, готовый к тому, что это последнее наше свидание. — Я тебя оставляю на курсе, — объявляет мне Райзман спокойно. — Ставлю «пятерку», чтобы не усложнять твою жизнь. Курс разболтался, а ты у нас чуть постарше других. Гурова, ты и Погодин. Надеюсь на вас, подтяните мне дисциплину на курсе. Но все же учти, если ты не покажешь мне свой темперамент, я тебя выгоню»[19].

В журнале «Киноведческих записок» № 62 опубликованы воспоминания режиссера и художника анимационного кино Евгения Тихоновича Мигунова (1921-2004) о годах его учебы во ВГИКе. Е.Т. Мигунов учился во ВГИКе в 1939-1943 гг. вместе с такими известными художниками и режиссерами, ставшими впоследствии классиками советского кино, как М.А. Богданов, Г.А. Мясников, Е.И. Куманьков, Е.В. Свидетелев, П.И. Пашкевич, Г.Г. Егиазаров, Б.А. Кимягаров, Г.М. Сеидбейли и другими. Он был одним из первых выпускников организованной в 1939 году мастерской художников-постановщиков мультипликационного кино (вместе с А.П. Сазоновым, Л.И. Мильчиным, С.К. Бялковской) [14].

Вот некоторые выдержки из записок: «Я подумал: а чем я рискую? И пошёл в приёмную комиссию. Узнал, что нужны живописные и графические работы, композиции. Кое-что наспех порисовал. Кое-что было. В основном иллюстрации к Шота Руставели, «Руслану и Людмиле», кое-что из Крылова. Портрет Ленина. Гоголевские типы. А живопись-пошуровал у тёткиного мужа, знакомого Вл. Рихардовича. Кое-что набрал, кое-что под эту бирку сделал. В общем, через неделю принёс в комиссию. Посмотрели. Сказали-«сыро». Я нашёлся, сказал: «А что, лучше-когда сухо? Сухо я ещё научусь! Впереди 5 лет!» Тут же присутствовал Б.В. Дубровский-Эшке. Корифей. Только что сделал «Ленина в Октябре». Спец по композиции. Член приёмной комиссии. Правда, я этого не знал. Он сказал: «А Вы-парень остроумный! Может (и тут же) тебя допустить? Вот я смотрю, композиции-то у тебя свободные». Я сказал: «А Вы допустите. Ведь у Вас и мультипликаторов будут готовить, а у меня и опыт работы есть! А срежусь-ничего-ещё молодой! Тем более сами отметили-остроумный. По-моему, это не такое частое явление». Ну, я не помню, говорил примерно так или в этом роде»[14].

«Нашими педагогами были, в общем-то, самоучки - Ф. Богородский, С. Козловский, Иванов-Вано, Ф. Константинов, Я. Фельдман, позже-К. Морозов и А. Соловьёв. Фёдор Семёнович Богородский - живой, плотненький бодрячок, с изящными ножками и толстой «бычьей» шеей, выпиравшей сзади пышечкой, хитрыми прищуренными глазками, которые он как-то жульнически прятал от собеседника-пользовался в художественной среде большим авторитетом (но не как художник-живописец, автор серии «Беспризорники», а скорее-своей общественной пронырливостью)»[14].

«Институтские учителя… Очевидно, тоже люди со своей ограниченностью и даже глупостью, которую они были обязаны скрывать за общепринятыми, навязшими в зубах истинами, типа: «к раме бери легшее», «губы пиши мягше», «пишешь ухо-смотри на нос» и т.д. Но подробно объяснить или расшифровать ходячую фразу не могли или не считали нужным. Давались лишь указания типа: «темно (или светло) взял!», «смотри на целое». Что такое тон? Темнота цвета? Или это моя формулировка? Что такое основная ордината? (В рисунке-хребет движения.) Что такое контур? Что «лепит» форму предмета? Рефлексное взаимодействие? и другие понятия-элементарные, но нуждающиеся в смелом и бескомпромиссном объяснении, оставались для нас, «школяров», не прошедших практики, не знающих своей правоты в интуитивных решениях, непознанной истиной»[14].

Бесспорно, существуют множество воспоминаний и мнений о прошлом ВГИКа, о его истории, людях, учителях, учениках, о его основных событиях, так как ВГИК является институтом киноискусства, живого творчества, исторически меняющегося и остро реагирующего на любые события происходящие в нашей жизни.

Выводы по главе: История становления Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова пронизана необычайным творчеством людей, чьи фамилии останутся в веках истории кинематографа, и не только советского, но современного. Именно благодаря этому институту мы имеем тот багаж культурного кинонаследия, его основа, на который опирается вся современная индустрия кино. ВГИК являлся и является до сих пор, средоточием, точкой отсчета, столь современного сегодня зрелищного искусства – кино.

 

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 437. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия