Проблемы Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова и пути их решения
«ВГИК дает действительно хорошее образование, качественное, нужно, безусловно, сохранять традиции и ВУЗ», - считает Денис Молчанов, директор департамента культуры и образования Правительства РФ. «Какими бы не были пути развития, традиции киноискусства ВГИК нужно сохранять и развивать, нам не нужны никакие революции в сфере кинообразования» - согласен с ним Александр Жуков [18]. Но чтобы сохранять традиции и развивать образовательный уровень ВГИКа необходимо учитывать множество обстоятельств – хорошее финансирование, достаточное количество опытного профессионально-педагогического состава, хорошая техническая оснащенность и т.д. Это те самые проблемы, с которыми сталкивается каждое образовательное учреждение, а ВГИК особенно нуждается в их решении, так как представляет развитие русского кинотворчества на мировом уровне. «Основа популярности нашего вуза — великая традиция и те великие мастера, которые сейчас работают в нем. Но институт нуждается и в молодых кадрах, и я бы был бы рад, если бы у нас стали работать, например, Аня Михалкова или Михаил Пореченков», — сказал в интервью РИА Новости ректор ВГИКа []18. Владимир Малышев был избран ректором ВГИКа 15 мая 2007 года, до этого он более 30 лет работал в сфере культуры и кинематографии. Был одним из организаторов Всесоюзного объединения «Союзкинорынок», с 1990 по 2001 годы — генеральным директором Госфильмофонда России. С сентября 2001 года он был — заместителем министра культуры РФ, курировал вопросы экономической деятельности, а в апреле 2004 года Малышев был назначен заместителем руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии. Ректор продолжил, что в ближайшее время планирует сделать нескольким молодым «звездам» предложение о сотрудничестве. «К сожалению, мы не можем им предложить достойную оплату — средняя зарплата преподавателя 10-11 тысяч рублей, и эти деньги несравнимы с тем, что зарабатывают эти люди в кино», — рассказал Малышев. Он добавил, что ВГИКу не хватает финансовой помощи государства. «Конечно, все бюджетники могут сказать то же самое, и нам на фоне других грех жаловаться. Но, несмотря на то, что Роскультура нам увеличила финансирование, ВГИКУ для полноценного существования нужно в пять раз больше», — пояснил Малышев[18]. Ректор отметил, что, так как сам долгое время был чиновником от культуры, то прекрасно понимает, что любую просьбу надо обосновывать: «Сейчас ситуация такова, что ВГИКу, быть может, деньги нужнее, чем даже Большому театру. За последние 15 лет в нашем учебном заведении накопилось слишком много проблем». На фоне внедрения компьютерных и цифровых технологий, по мнению ректора, база вуза безнадежно устарела, особенно учитывая произошедший за последние несколько лет качественный прорыв в кинематографе. Малышев продолжил, что от отсутствия новых технологий, прежде всего, страдает учебный процесс, так как особенностью ВГИКа является совмещение теории и практики: «Из-за слабой технической оснащенности некоторые работы приходится делать не у нас, под руководством мастера, а на других студиях»[18]. Студенты так же испытывают на себе все трудности и проблемы вуза: «К сожалению, с тех пор, как ВГИКу выделили деньги, лучше не стало. Да, построили новое здание, поставили при входе памятник Шпаликову, Тарковскому и Шукшину, сделали мраморную лестницу и положили новые ковровые дорожки, но учебу это никак не облегчило. Наоборот, с оборудованием стало еще хуже. Раньше у ВГИКа хотя бы были заключены договора на возможность аренды оборудования у других организаций. В этом году их расторгли, а новое оборудование не купили. Среди студентов ходят слухи, что ВГИК все-таки купил несколько новых камер, но они застряли на таможне. В любом случае, никто их не видел» [6]. Несмотря на большие сложности, ректор ВГИКа не считает, что одно только государство должно взять на себя решение всех финансовых проблем вуза. ВГИК, по его словам, может зарабатывать самостоятельно: «Помимо платного обучения, институт может зарабатывать на производстве, у нас есть четыре павильона, но пока мы не оснастим их современным оборудованием, никто к нам не придет». Малышев также сообщил, что в институте в настоящее время разрабатывают программу платного дистанционного обучения по Интернету, а сам вуз оснащается компьютерными сетями. «Я уверен, дистанционное обучение может стать эффективным и востребованным, учитывая притягательность института», — добавил он []. Есть и другие, негосударственные источники финансирования, которые позволят ВГИКу выйти на должный уровень лучшего киновуза страны. Ректор отметил, что на Западе нередко крупные компании, кладут крупную сумму на счет учебных заведений, которые пользуются лишь процентами от этих денег: «Кроме того, во всем мире большие кинокомпании, которые заинтересованы в подготовке квалифицированных кадров, сами финансируют культуру, и бюджеты западных колледжей формируются исходя из этих поступлений». В настоящее время во ВГИКе, идет процесс создания Совета попечителей из бывших выпускников вуза: «Я по себе знаю, тому, кто закончил ВГИК для него ничего не жалко. Все бывшие выпускники, к которым я обращался, готовы помочь, кто деньгами, кто материалом или техникой, но нужна плановая работа». Еще одна проблема ВГИКа – это нехватка профессионалов. По мнению Малышева, в кино сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, не хватает профессиональных кадров, с другой — продюсеры сначала игнорируют новые имена, а потом жалуются на недостаток специалистов: «Всему виной телевидение, которое воспитало несколько поколений зрителей на штампах: все хотят известных режиссеров и артистов, простые, развлекательные истории»[9]. В среднем в год в стране выпускают 150 художественных фильмов, 400 документальных и 100 анимационных лент, а это уже более 1000 режиссеров и операторов, которых попросту нет: «У нас забирают даже третьекурсников: несколько операторов ушли летом после третьего курса подработать на телевидение или в кино, и не вернулись. Профессионалов не хватает во всех сферах» - утверждает В. Малышев. Ректор признался, что не понимает, почему продюсеры не сидят сутками во ВГИКе: «Им бы отлавливать таланты во всех областях — режиссеров, сценаристов, актеров и следить, чтобы эти люди получили полное образование, может быть, даже оплачивать им обучение. Тогда не будет жалоб на то, что утрачена режиссерская или сценарная школы». По словам Малышева, чтобы продюсеры поняли необходимость селекционной работы со студентами должно пройти время [9]. На сегодняшний момент, ВГИКу официально предлагается выживать самому - за счет внебюджетных средств, то есть за счет расширения платных форм обучения, сдачи в аренду некоторых помещений общежития. Проблемы есть, отчитывается ректор Владимир Малышев перед попечительским советом института. Но есть и изменения: «Сейчас у нас - один из самых современных монтажно-тонировочных комплексов, - отмечает Владимир Малышев. - Мы вполне можем соперничать с киностудиями промышленными» [9]. Попечительский совет ВГИКа во главе с вице-премьером Жуковым был создан, чтобы вернуть ему утраченный статус ведущей киношколы мира. Ректор предлагает расширить международный студенческий обмен. Например, с польской школой Анджея Вайды. Чаще выезжать за рубеж на фестивали студенческих фильмов и самим приглашать в Россию коллег. «Сейчас вот летняя киношкола будет в Татарстане, - продолжает Владимир Малышев. - В других киновузах это давняя традиция. Мы только вот третий раз проводим. Но если в прошлом году стран-участниц было 5, то в этом году уже 34 прислали заявки» [9]. «Я - как бы не сторонник каких-либо резких изменений, вот этих вот: «давайте иностранцев завозить со страшной силой», - говорит кинорежиссер, заслуженный деятель искусств России Карен Шахназаров. - Мы завезли уже иностранцев – в футболе, например. И видно, чем это заканчивается. К этому очень осторожно надо относиться» [9]. Карен Шахназаров считает, гораздо важнее обеспечить выпускников работой. И предлагает создать квоты для молодых режиссеров и операторов на участие в полнометражных проектах ведущих отечественных киностудий. «В советское время в год было примерно 30 полнометражных дебютов, то есть вот я когда выходил, заканчивал ВГИК, имел возможность снять фильм полнометражный, - рассказал Карен Шахназаров. - Сейчас, конечно, совсем другая ситуация» [7]. Ректор Малышев просит отнести ВГИК к особо ценному объекту культурного наследия. Видимо, надеясь, что это поможет, как минимум, добиться финансирования строительства нового 11-этажного корпуса ВГИК, которое пока продвигается вяло – два подземных этажа за полгода. Кроме проблем со стороны вуза, существуют проблемы у студентов ВГИКа, одна из главных – это стоимость обучения, трудность поступления в вуз, проблемы востребованности профессии некоторых факультетов. Чтобы стать артистом ВГИКа и поступить на бюджетное место нужно очень постараться. Во ВГИКе ведется обучение на бюджетной и платной основе. Платной формой обучения можно воспользоваться: - если сдали вступительные экзамены, но не прошли по конкурсу; - если хотите получить второе высшее образование; - если хотите получить образовательные услуги по одной или нескольким дисциплинам [7]. В среднем стоимость обучения в год на платной основе составляет около 250-300 т.р. Описание вступительных испытаний, время подачи документов и список документов находятся в Приложении 1. Но плата за обучение – это только одна из проблем в обучении с которыми сталкиваются студенты ВГИКа. Судя по анкете, размещенной на сайте kinoart.ru, мы можем сделать выводы об этих насущных проблемах. На размещенные вопросы анкеты отвечали как студенты, так и педагоги ВГИКа [2]. Первый вопрос: «Уровень обучения во ВГИКе: вы довольны объемом информации, которую получаете от педагогов?». Ответы студентов: 1) «Уровень обучения средний, устаревший. Я считаю, что кто хочет, тот возьмет то, что нужно. Правда, хотеть как-то не хочется. То есть потенциал есть, но нужно обладать какими-то сверхспособностями, чтобы дойти до сути. Ну, на то оно и рассчитано, наверное: кому-то везет в итоге, что-то из них получается после института. Другой вопрос — нужен ли был институт, чтобы это получилось. Объем информации по некоторым общеобразовательным дисциплинам отличный, по условным дисциплинам (психология, например) — какой-то сомнительный» (Надя Мира, 5-й курс режиссерского факультета, отделение режиссуры видеофильма); 2) «Мой ответ на этот вопрос амбивалентный. У нас было огромное количество совершенно невнятных преподавателей, которые читали лекции, состоящие из сплетен и разной чепухи не по делу, засыпали на лекциях, играли с нами в ассоциации вместо занятий… С другой же стороны, на фоне подобных персонажей у нас вели лекции люди, которые знают свое дело и дали нам большое количество полезных и интересных знаний. Кроме всего прочего, мне лично не хватает некоторых гуманитарных дисциплин, слишком краток курс психологии, например, также хотелось бы таких предметов, как история и теория современного искусства, предмета, где нам рассказали бы о таких явлениях, как видеоарт и перформанс, отдельного предмета о кино, связанного с андерграундом. Хотелось бы, чтобы с нами поговорили о проблемах современного искусства в целом. Я думаю, что во многом руководство ВГИКа не виновато — надо срочно браться за реформу системы образования, которая давно уже не система, а полная анархия образования. Я не могу сказать, что та база, которую дал мне ВГИК, меня устраивает, но и если скажу, что теряю зря время на посещаемых мною парах, — это будет вранье» (Варвара Обросова, 5-й курс сценарно-киноведческого факультета, киноведческое отделение)[2]; 3) «Раз в 5 лет я встречаю новое поколение. Что очевидно: абитуриенты все хуже и хуже знают историю, литературу, кинематограф, театр... Это люди, которые по-своему бывают даже талантливы, но их общая культурная подготовка — на безобразно низком уровне. И если им начать задавать вопросы, которые задавались на экзаменах 5 лет назад, то сегодня некого будет принимать. Поэтому мы уже не просим, например, назвать имена трех сестер у Чехова, а спрашиваем (пока еще): «Как фамилия некого Евгения?» (кинорежиссер, профессор ВГИКА Вадим Абдрашитов); 4) «ВГИК - вуз элитный. Ежегодный набор составляет 100-110 человек (примерно по 7-12 студентов на каждый творческий факультет). Отбор достаточно строгий - предварительный творческий конкурс, творческие и общеобразовательные экзамены. Обучение носит «штучный» характер. В этом сила института. Тем же путем идет и наш факультет. Другое дело, что наши абитуриенты не сдают общеобразовательные экзамены и творческие туры носят «облегченный» характер. У потенциального слушателя могут быть творческие способности, и педагоги должны помочь им раскрыться. Но процесс этот сложный, индивидуальный, во многом зависящий от самого слушателя, его желания и организованности, его нацеленности на творческую работу. На уровне предварительного конкурса могут быть и ошибки со стороны педагогов. Поэтому мы можем гарантировать высококачественные ремесленные знания в той или иной сфере, но никак не талант, который или есть, или его нет. Педагогический коллектив ВГИКа - это люди, связавшие свою судьбу с нашим институтом, преданные ему, хотя их благосостояние оставляет желать лучшего» (декан факультета дополнительного профессионального образования ВГИКа Константин Огнев). Второй вопрос: «Какими вы видите кинематографистов, окончивших ВГИК? Будут ли они успешны и востребованы в профессии? Насколько поможет им в этом вгиковская база знаний?» [2]. Ответы: 1) ««Дорогу осилит идущий». Кто пойдет, тот пойдет далеко настолько, насколько хватит терпения. База знаний ВГИКа не поможет. Помогут наработанные за годы связи и желание идти. Хотя очень часто встречаю людей, которым ВГИК отбил охоту заниматься кинопрофессией. И ведь никто не догадывается, что ВГИК и есть самое страшное испытание: пройдешь ВГИК — пробьешься везде. Стоит только захотеть» (Илья Щербинин, 3-й курс сценарно-киноведческого факультета, сценарное отделение); 2) «Некоторые мои друзья, закончившие ВГИК, находятся в критических ситуациях, ибо вгиковцев нигде не принимают с распростертыми объятиями. И как показал даже личный опыт — в журнале, в котором мы проходили практику и в котором нас в итоге опубликовали, были крайне недовольны тем, что нас не обучают, например, верстке, что мы не сразу смогли предоставить фотоматериал к статьям из-за отсутствия профессиональной техники, и никому совершенно не нужно было, чтобы мы писали о кино. Вывод: глянцевые издания для интеллектуалов скорее возьмут на работу выпускника факультета журналистики МГУ, чем киноведа из ВГИКа. На той же практике, где в итоге меня лично похвалили и назвали «перспективным человеком», главному редактору журнала пришлось этого «перспективного» учить некоторым хитростям профессии прямо в редакции, сидя со мной за компьютером, чего никогда не делали во ВГИКе» (сценарно-киноведческий факультет); 3) «Рассуждать о востребованности этой профессии на рынке труда сложно. Если говорить о большом кино и театре, то спрашивать «нужны ли сейчас режиссеры?» абсолютно бессмысленно. А писатели нужны? а художники? композиторы? Стране всегда нужны таланты. Что касается режиссуры ТВ, рекламы, мультимедиа, то говорить о рынке труда вполне резонно. Эти сферы развиваются – грамотные специалисты им нужны. Но, помимо опыта и знаний, во главу угла, опять же, ставится талант. В списке необходимых требований к соискателю – генерирование собственных идей, развитое воображение, нестандартность мышления и т. д.» (Наталья Илюшина преподаватель режиссерского факультета РАТИ) [2]. В каждом образовательном учреждении есть различные проблемы, их можно отнести к системным проблемам – проблемы финансирования, нехватка опытного профессионально-педагогического состава, проблемы хорошего уровня заработной платы преподавательскому составу, проблемы технической оснащенности учреждения, новая проблема – нехватка студентов из-за демографической ямы, приобщение к единому образовательному пространству (ЕГЭ, двухступенчатая система высшего образования и др.) и др. Но в каждом вузе есть и свои, так сказать индивидуальные проблемы, которые можно выделить и у ВГИКа – охранение традиций вуза, применение новых технологий в киноиндустрии, сотрудничество с ведущими актерами театра и кино, материальная оснащенность киностудий, высокая стоимость обучения, трудность поступления в вуз, проблемы востребованности профессии некоторых факультетов. Действительно, во ВГИКе специфический подход к образованию, необходимо, чтобы выпускники этого вуза были художниками, профессионалами, глубоко понимающими вопросы культуры и искусства. Нельзя забывать, что ВГИК — первая киношкола мира, и многие известные сегодня киношколы учились у нас, поэтому развитие и помощь в решении сложных ситуаций должны оказывать не только преподаватели, студенты, выпускники, но и общественность, государство. Выводы по главе: Современное развитие ВГИКа основано натрадициях профессионального и высокохудожественного подхода к различным видам экранных искусств, на продуктивной системе учебных творческих мастерских и лабораторий. Приоритетными направлениями в развитии ВГИКа являются: методологические проблемы кинообразования; совершенствование форм и методик обучения разным киноспециальностям; история и перспективы развития кинематографического образования; методологические аспекты истории и теории экранных искусств, эстетики, культурологии; анализ современного кинопроцесса и тенденций его развития; экономические проблемы фильмопроизводства, кинопроката, телевидения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проанализировав основные исторические и современные этапы становления Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова мы пришли к следующим выводам: 1. История становления Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова пронизана необычайным творчеством людей, чьи фамилии останутся в веках истории кинематографа, и не только советского, но современного. ВГИК является основой культурного кинонаследия, на которую опирается вся современная индустрия кино. 2. Современное развитие ВГИКа основано на традициях профессионального и высокохудожественного подхода к различным видам экранных искусств, на продуктивной системе учебных творческих мастерских и лабораторий. Проблемы, которые существуют сегодня у ВГИКа, являются только движением к развитию по следующим приоритетным направлениям: методологические проблемы кинообразования; совершенствование форм и методик обучения разным киноспециальностям; история и перспективы развития кинематографического образования; методологические аспекты истории и теории экранных искусств, эстетики, культурологии; анализ современного кинопроцесса и тенденций его развития; экономические проблемы фильмопроизводства, кинопроката, телевидения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Абрамов, Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия [Текст]: учеб. Пособие/ Ю.Н. Абрамов. – М.: ВГИК, 2003. – 106с. 2. Анкета «ИК»: На вопросы анкеты отвечают студенты и педагоги ВГИКа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kinoart.ru 3. Аристарко, Г. А. История теорий кино [Текст]: / Г.А. Аристарко. – М.: Искусство, 1966. – 356 с. 4. Бондаренко, Е. А. Путешествие в мир Кино [Текст]: / Е. А. Бондаренко. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.- С.45 5. Богомолов, Ю. Краткий конспект длинной истории советского кино: 20-е годы [Текст]: / Ю. Богомолов // Искусство кино. - 1995. – №11 - С.16. 6. ВГИК сегодня [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vgik.info/department/actor/repertuar.php 7. ВГИК (Всероссийский Государственный Институт Кинематографии) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moscow-vuz.narod.ru 8. ВГИК-колледж [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vgik-college.ru 9. Взгляд Интервью с ректором Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК) Владимиром Малышевым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vz.ru 10. Всероссийский Государственный Институт Кинематографии имени С.А. Герасимова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openexpo.ru 11. Клер, Р. Кино вчера, кино сегодня [Текст]: / Р. Клер – М.: Прогресс, 1981.- с.215-230. 12. Кино: Энциклопедический словарь [Текст]: / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 640 с. 13. Медведев, А. Только о кино. История ХХ век [Текст]: / А. Медведев // Искусство кино. 1999.- №2 - С.5. 14. Мигунов, Е. О, об и про... ВГИК, 1939-й и другие годы. (Публикация, предисловие и комментарии Г.Н.Бородина.) [Текст]: / Е. Мигунов //Киноведческие записки. – 2004. - №62 – С.15.Образование во ВГИКе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kinodocument.ru 15. Паисова Е. Искусство кино [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.leopart.biz 16. Проблемы обучения творческим специальностям (на примере ВГИКА) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proficinema.ru 17. Путин в гостях у сказки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svpressa.ru 18. Смирнова Д. «Люди, мы изменились» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teatral.moy.su 19. Соловьев Ю. Вгиковская тетрадь. Воспоминания о ВГИКе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portaletud.ru 20. Фардо Ф. ВГИК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proficinema.ru 21. Энциклопедический словарь [Текст] / Ред. кол.: В. И. Бородулин, А. П. Горкин, А. А. Гусев, Н. М. Ланда и др. М.: Большая Рос. энцикл., 1997. – 894 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВГИК
Вступительные испытания
Памятник выпускникам ВГИКа
Памятник кинематографу
Студия звукозаписи ВГИК
Студия речевого и шумового озвучания ВГИК
Учебная киностудия ВГИК
|