Знаки альтерации
Для того, чтобы указать на тональность ноты, перед нотой могут ставиться знаки бемоля , диеза , дубль-бемоля , дубль-диеза и бекара . Такие знаки называются знаками альтерации. Если перед нотой стоит диез, то нота поднимается на половину тона, дубль-диез – на тон. Если бемоль, то нота понижается на полтона и если дубль-диез – на тон. Понижающие и повышающие знаки появившись один раз применяются ко всей партитуре, пока не отменятся другим знаком. Существует специальный знак, отменяющий понижение или повышение ноты и возвращающий ей натуральную высоту – это бекар. Дубль-бемоль и дубль-диез используются редко. Знаки альтерации применяются, в основном, в двух случаях: как ключевые и как случайные. Ключевые знаки располагаются справа от ключа в определенном порядке: фа – до – соль – ре – ля – ми - си для диезов, для бемолей – си – ми – ля – ре – соль – до - фа. Если в каком-либо такте насколько раз встречается одна и та же нота с диезом или бемолем, то бемоль или диез ставится только один раз и сохраняет свое действие на протяжении всего такта. Такие диезы и бемоли называются случайными.
|